logo
Описание ассортимента и технологии приготовления блюд кафе на 130 мест

3. Характеристика предприятия, контингента питающихся

Характеристика предприятия

Кафе - это предприятие общественного питания, предназначенная для производства и реализации блюд несложного приготовления в ограниченном ассортименте, а также разнообразных горячих (кофе, чай, какао) и холодных напитков (соки, воды), кисломолочных продуктов, мучных кондитерских изделий, сладких блюд. В зависимости от ассортимента продукции и контингента потребителей кафе подразделяют на две группы: кафе общего типа и специализированные.

В зависимости от степени технической оснащенности, объема предоставляемых потребителю услуг, уровни организации обслуживания, ассортимента приготовляемой и реализуемой продукции предприятия подразделения на кафе высшей, первой и второй категории.

В соответствии с ГОСТР 500761-95 "Услуги общественного питания. Общие требования" к услугам общественного питания предъявляются определенные требования. Услуга общественного питания -- результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. Процесс обслуживания -- совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество услуг должно удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям потребителей. Услуги общественного питания должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению и предоставляться потребителям в условиях, отвечающих требованиям действующих нормативных документов. В процессе обслуживания потребителей комплекс услуг должен соответствовать типу предприятия. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, т. е. соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометрическим, физиологическим потребностям потребителей.

Предоставляемая услуга должна отвечать требованиям эстетичности. Эстетичность характеризуется гармоничностью архитектурно-планировочного решения помещений предприятия, а также условиями обслуживания, в том числе внешним видом обслуживающего персонала, сервировкой стола, оформлением и подачей кулинарной продукции. Потребитель должен получать полное, достоверное и своевременное информирование о предоставляемой услуге.

Ассортимент продукции. В меню кафе рекомендуется ежедневно включать следующее наименований блюд, кулинарных изделий и продуктов.

Также, в ассортименте продукции предусматривается: конфеты и шоколад в ассортименте; минеральные и фруктовые воды, квас, соки, алкогольные напитки (кроме водки), фрукты, цитрусовые, табачные изделия. Рекомендуется следующее количество наименовании алкогольных напитков:

Столовые вина (марочные и ординарные) - 1-2, десертные или ликерные - 1-2, крепкие виноградные-1-2, игристые-1. В отдельных предприятиях с разрешения местных Советов депутатов трудящихся допускается реализация коньяка.

Методы и формы обслуживания посетителей. В кафе высшей или первой категории посетителей обслуживают официанты, в кафе второй категории применяется самообслуживание. В предприятиях с обслуживанием официантами применяется различная предварительная сервировка столов посудой и приборами в зависимости от вида и характера обслуживания, специализации.

Формы расчета. В зависимости от метода обслуживания оплата отпущенной продукции производится за наличный расчет по счету, предъявленному посетителю официантом, а при самообслуживании - по расчетным кассовым чекам. Оплата через кассу за выбранные блюда может быть последующей или предварительной. [3]

В кафе с концертно-эстрадным представлением с посетителей может взиматься дополнительная плата в размере, восполняющим затраты предприятия общественного питания на это мероприятие. При организации в кафе обслуживания вечеров отдыха, праздничных торжеств участники торжества предварительно оплачивают в кассе кафе стоимость набора блюд, напитков, изделий по определенному меню с получением заверенного штампом предприятия билета, на котором указывается стоимость набора блюд, напитков, изделий по определенному меню с получением завершенного штампом предприятия билета, на котором указывается стоимость праздничного ужина. В случае организации во время обслуживания этих торжеств лотерей, вручения сувениров и предоставления других услуг утвержденные в установленном порядке дополнительные расходы на эти цели включаются в стоимость торжества; на билете указывается общая сумма-стоимость праздничного ужина и дополнительных расходов. [13]

Интерьер предприятия общественного питания - это своего рода ансамбль, в котором взаимное соответствие отдельных элементов связано единым замыслом архитектора. Единство стиля в интерьере достигается соотношением объемно-пространственного решения, цветовой композиции, приемов освещения и декоративных элементов. С решением интерьеров должно быть органически связано оформление технологического, торгового и холодильного оборудования в предприятии, стиль мебели, посуды.

Цвет в интерьере. В композиции интерьера залов участвует и цвет. От удачно выбранного цветового решения зала в основном зависит эмоциональный настрой потребителей. На выборе цветовой гаммы зала чаше всего сказывается ориентация на стороны света. При северной и восточной ориентации помещения сумрачные, в этих случаях необходима теплая гамма. При юго-западной ориентации предпочтительнее применение цветов холодной гаммы. Цветовое решение зала может быть разнообразным. Психологи предупреждают, что использование многих ярких цветов может создавать у посетителей чувство беспокойства, а присутствие лишь одного цвета порождает скуку. [13]

Свет в интерьере зала. Свет обладает большим психологическим воздействием. Он способен "сделать" зал просторнее, более уютным, может способствовать шумному оживлению в зале или настраивать на тихую беседу. Освещение может быть общим, местным, смешанным. При общем освещении светильники располагают под потолком, при этом они равномерно освещают весь зал. В залах с высокими потолками обычно вешают красивые люстры, при низких потолках используют изящные плафоны.

Залы оборудуются двух-, трех-, четырехместным комплектами мебели согласно нормам освещения. В предприятиях высшей и первой категории столы накрывают скатертями, в предприятиях второй категории рекомендуется столы с гигиеническим покрытием. В кафе первой категории, оснащенных обеденными столами, форма и отделка которых отражает национальные либо исторические особенности, или столами с крышками, покрытыми полиэфирным лаком, допускается сервировка столов на индивидуальной салфетке.

Вентиляция зала. В значительной степени комфорт в зале зависит от правильно устроенной вентиляции. Она очищает воздух от избытков теплоты, влаги. [13]

Столовая посуда и приборы. В зависимости от категории кафе обеспечиваются сортовой посудой (бокалами, стаканами тонкими, фужерами, рюмками и др.), фарфорофаянсовой (блюдами, салатниками, тарелками и др.) и столовыми приборами из нержавеющей стали согласно нормам оснащения.

Характер организации производства. Кафе, как правило, работает на полуфабрикатах (кости для бульона, мясо-крупным куском). В основном блюда готовятся из продуктов не требующих сложной кулинарной обработки. В кафе высшей и первой категории вместимостью 150 мест и более при отсутствии источников снабжения полуфабрикатами все процессы по первичной обработке сырья выполняется на производстве. В хозяйственном отношении кафе может быть балансовым предприятием или филиалом балансового. [13]

Размещение. Кафе общего типа следует размещать на центральных улицах городов (в близи остановок общественного транспорта), на вокзалах, пристанях, в аэропортах, при гостиницах, а также в зонах отдыхах населения.

Таблица 4-Предполагаемый контингент питающихся и особенности их питания кафе на 130 мест

Контингент питающихся

Особенности питания

Блюда, предлагаемые в меню

1

2

3

1.Люди умственного труда

Следует учитывать влияние особенностей труда, функций физиологических систем. В условиях малоподвижного образа жизни, в питание должны быть включены растительные продукты волокнистых структур. Следует избегать избытка сладостей, а также частого потребления продуктов содержащих много поваренной соли.

Салат из сырых овощей и зелени, горячие блюда (рыбные, мясные, картофельно-овощные, яичные или творожные):

2.Студенты

Свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием учебы и быта. Учеба требует определенного нервно-эмоционального напряжения, волнения.

Ценным и недорогим источником белка является рыба, пахта, плавленые сыры, обезжиренное молоко, нежирный кефир. Комплексные приемы пищи, которые обеспечивают поступление питательных веществ в оптимальных соотношениях.

Салаты, кефир,компоты.

3. Люди физического труда

Так как у этих работающих максимальную нагрузку испытывает мышечная система, надо увеличить количество жиров, углеводов и белков. Питание должно быть четырехкратным. Так же для утоления жажды можно употреблять кисломолочныепродукты или подкисленную воду.

Горячее второе блюдо (из рубленного мяса, рыбное) блюда со сложным или овощным гарниром, салаты, напитки.

4.Дети

Пищевой рацион детей должен покрывать все энергетические потребности. Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы. Надо включать в рацион такие продукты как: молоко, сыр, мясо, рыбу, свежие фрукты и т.д.

Молочная каша, чай с молоком, салат из свежих овощей, компот, твороженная батончики и т.д.