logo
Алкогольные напитки

4. обзор рынка алкогольных напитков

Алкогольный рынок в целом: с начала года падение производства легального алкоголя составляло 13,4%-13,7%; в 3 квартале снизилось до 13%; по итогам года объем легального алкогольного производства в целом (за исключением пива) составит 224 млн дал и сократится в 2009 г. на 10% относительно 2008. Падение объема производства легального алкоголя в 2008 составило (-1,4%) за счет кризисного 4 квартала.

Группа крепкого алкоголя: производство легального крепкого алкоголя упало в начале 2009 г. на 14,2%, во 2 квартале - на 15,1%; однако уже в 3 квартале спад прекратился и начался процесс «относительного роста» - по итогам января - сентября спад вышел на уровень 14,6%. По итогам года производство легальной продукции в группа крепкой алкогольной продукции в целом составит около 114,3 млн дал и потеряет в 2009 г. около 12% своего объема. Падение в 2008 г. составило около 5,5% за счет кризиса в 4 квартале 2008.

Водка и ликёроводочные изделия: максимальный спад производства наблюдался в 1 квартале (-17,9%). Спад незначительно сократился во 2 квартале (по итогам января- июня спад составил 17,6%). Однако уже в 3 квартале ситуация начала меняться - падение сократилось до 13,9%. Третий квартал зафиксировал менее высокий уровень спада. Падение производства в 2009 г. составит не менее 13% (объем производства- около 106 млн дал). При этом спад в 2008 г. составил не менее (-7,6%) прежде всего за счет 4 квартала (кризис). Наблюдается спад производства практически у всех «старых» лидеров рынка. Мы предполагаем, что введение минимальной цены и других мер в 2010 г. позволит вывести легальное производство водки и ЛВИ на уровень 125 млн дал (средний уровне между 2007 и 2008 г.г.).

Водка: Макисмальное снижение производства легальной водки отмечено в 1 квартале (-20,3%). Со второго квартала начинается постепенное снижение темпов падения. По итогам января - июня падение уже 19,6%; и по итогам января- сентября падение снижается до 17,7%. По итогам 2009 г. достаточно серьезное снижение легального производства легальной водки сохранится - на 17% (относительно 2008 г.) до уровня 88,7 млн дал (падение в 2008 составило 10,6%).

Ликёроводочные изделия: изменения в сегменте ликёроводочные изделия свидетельствует об изменении вкусовых пристрастий потребителей легального крепкого алкоголя. В сегменте легальной продукции идет перераспределение объема в пользу ликёроводочные изделия. Не смотря на то, что в 1 полугодии 2009 г. мы наблюдали спад производства ЛВИ до (-2,8%), уже в третьем квартале наступил перелом. По итогам января- сентября 2009 . производство на 15,7% превысило уровень января- сентября 2008 г. Процесс роста продолжается. Рост производства ликёроводочные изделия в 2009 г. составит 17,7%, а в 2008 - (+21,6%). Доля ликёроводочные изделия в сегменте Водка и ликёроводочные изделия выросла до 16% с обычных 11%.

Около 70% сегмента ликёроводочные изделия составляют крепкие ликёроводочные изделия (прирост производства в 2009 г. составит около 11,5%). ЛВИ<25% нарастят свой объем на 33%.

Коньяк бутилированный (без учета статистического задвоения в данных Росстата): вопреки всякой логике и примерам соседних Украины и Белоруссии рынок отечественного коньяка и бренди в России растет (при этом говорить о замещении водки коньяком не приходится).

В 1 квартале 2009 г. рост производства коньяка составил всего 2,1%. Именно в 1 квартале начал появляться на рынке очень дешевый коньяк, что позволило производству по итогам 1 полугодия вырасти на 9,5%. Закрепил успех третий квартал. По итогам января- сентября производство легального бутилированного коньяка выросло уже на 19,1%.

По итогам года рынок российского коньяка и бренди может вырасти на 19% (до 7,43 млн дал) относительно 2008 г. Прирост в 2008 составил 9,7%. На рынке отечественного коньяка и бренди произошло объемное импортозамещение (падение поставок коньяка и бренди по импорту более 30%) за счет роста производства дешевого продукта в России (по цене ниже 200- 250 руб., в значительной степени фальсификата). Доля фальсифицированной продукции на рынке растет и составит по итогам года не менее 35% (исходя из сравнения статистических данных о поставках и производстве коньячных спиртов и производстве готового продукта). Росту рынка не помешало и падение производства бренда №1 в России - коньяка «Московский». В то же время рост производства отмечен практически у всех основных производителей качественной продукции.

2010 г. будет трудным для всех по ряду причин:

- продолжится оголтелая и популистская без реальных целей и понимания процесса антиалкогольная компания как элемент подготовки к скорым выборам (на ниве компании появляются новые «политические» звезды в разных партиях и т.д.);

- продолжится финансово - экономический кризис и в мире, и в России (жизненный уровень и доходы значительной части населения ухудшиться, ситуация с безработицей ухудшится; то есть все социально-- экономические процессы будут идти в разрез в принимаемыми государством мерами по легализации рынка спирта и алкоголя, а это будет серьезно давить на ситуацию; очень важно, чтобы нелегальный рынок перестал играть социально-- гармонизирующую наше общество функцию, о чем мы пишем уже лет 7; как это сделать в условиях социально-- экономического кризиса - мы лично не представляем; все возможные решения вступают в противоречие с догмами антиалкогольной компании);

-- начнется длинный период алкогольного реформаторства (пусть даже сейчас рассмотрение законопроектов и сроки перенесут на начало 2010 г.). Пусть Концепция, второй вариант которой уже размещен на сайте Росалкоголя, рассчитана до 2020 г., но «детонаторы» реформ будут заложены в 2010?2011 г.г. Мы надеемся, что у государства хватит ума не вводить какую-- либо форму реальной госмоноплии. В худшем случае назовут одну из вводимых мер Госмонополией и на этом успокоятся.

Наш рынок - «заложник» двух систем в 2010 году: системы социально- экономического развития России и развития ее потребительского рынка и системы алкогольных реформ 2010-2012 г.г.

Системе алкогольных реформ как воздух нужна сильная и реальная федеральная власть и сильная региональная (способная, например, выдавить из розницы нелегальную продукцию). Рычаг для выдавливания нелегальной есть - это одинаковая минимальная цена на легальную и нелегальную водку. Нелегальная «легко» выходит в рознице на уровень цены в 89 руб., легальной это сделать сложнее. В результате того, что Росалкоголь уже начал регулировать выдачу лицензий, а в ближайшее время будет и выдавать марки, то он сможет влиять на производителей нелегальной водки (по крайней мере, это может минимизировать старые схемы работы) и всю ее товаропроводящую цепочку до розницы, а уж розницу пусть будут добры контролировать региональные власти. И сделать они это могут без введения дополнительных марок. Другое дело, что алкоголь сегодня нуждается в дополнительных проверках по качеству. Это государство так легко рассталось с контролем качества, сосредоточившись на безопасности (которая, как оказалось на практике, прекрасно может обходиться без качества и соответствия продукции), до создания бизнесом реальных систем контроля качества.

Есть сомнения в возможности сильной федеральной и сильной региональной власти одновременно. Но как-то все мы из этой ситуации будем выходить.

2010 год будет очень сложным во всех отношениях. Но мы уже приспособились к новой жизни в новых условиях (по крайней мере, бизнес и население). Государство еще нет.

Последствия и результативность всей будущей алкогольной реформы целиком зависят от социально- экономического государства в следующем и последующих годах.

Рыночная потребность (то есть потребность населения) в нелегальной водке в России - колоссальная. Поскольку (можно смеяться) нарушен «главный закон равновесия водочного рынка в славянских странах», выведенный экспертами «ЦИФРРА»: основное условие минимизации нелегального рынка водки и ЛВИ - минимальная зарплата населения не должна быть ниже стоимости 100 бутылок легальной водки в рознице. В этом случае практически устраняются социальные причины в необходимости нелегальной продукции. 5 000 руб. : 89 руб.= 56 бутылок легальной водки. Ни одна социальная причина для отсутствия нелегальной водки устранена не будет. Таким образом, бороться с нелегальной водкой придется только административными методами. Для этого нужен серьезный ресурс.

Достаточно «прогрессивным» был для нашего рынка период 2002- 2007 г.г., когда баланс между легальной и нелегальной водкой достигал уровня 70% на 30%. И ведь в это время «покупательская водочная способность минимальной зарплаты» находилась примерно на сегодняшнем уровне. Потребитель с минимальной зарплатой так же мог купить не более 60 бутылок водки. За время кризиса должна была упасть средняя зарплата в России (по логике), но официальные цифры этого не показывают. А мы считаем, что она реально упала; потому и вырос спрос на нелегальную водку.

Да здесь бы еще надо разобраться - с чего это вырос спрос? А может быть (нам кажется - это вернее)- в кризис (с октября 2008 г.) выросло предложение нелегальной водки, которому никто не стал сопротивляться из числа должностных контролирующих лиц (Росалкоголь пока не в счет, у него функции только появляются). 13 месяцев кризиса (с октября 2008) на рынке не было «хозяина». Красота. Предложение упредило спрос - как положено в маркетинге. Не было бы этого бесконтрольного предложения - не было бы падения легального производства водки за кризис на 25 млн дал (даже если с учетом создания запаса марок производители в этом году нарастят объем в декабре).

Мы лично обвиняем государство в том, что это оно создало своей бесконтрольностью условия в кризис для роста производства нелегальной водки. Поэтому сегодня обвинять в этой ситуации государство не имеет право никого, кроме себя. Рынок легальной водки упал на 20%, а не открыли бы шлюзы для неограниченного доступа на рынок нелегальной водки - упал бы не более чем на 5%- 7% (за счет реального снижения уровня доходов и т.д.). Только своим бездействием государство подарило товаропроводящей цепочке нелегальной водки не менее 350 млн бутылок нелегальной водки в год (это за вычетом возможного падения легального рынка). При уровне нелегального дохода с бутылки 25-45 руб. (пусть 35 руб. в среднем), государство легко дало заработать 12,25 млрд руб. всей цепочке. А само лишилось верных по 48 руб. с бутылки - около 17 млрд руб. в 2009 г.

Именно поэтому мы сегодня за реформы, которые начал «Росалкоголь» при всем нашем скептицизме к нашему нынешнему государственному устройству и системе управления государством. Реформа не может не вытащить на свет новые проблемы, которыми до сих пор никто не хотел заниматься. Любая предлагаемая мера - неоднозначна. И в этом состоянии неоднозначности дальше прибывать нельзя. Посмотрим за действиями «Росалкоголя» - его задача в период реформ - быстро реагировать на возможные негативные последствия.