logo search
Ответы на билеты по УНТ

26.Тематика, идейное богатство и своеобразие исторических песен 18-19вв.

Песни 18в. Воплотили в художественных картинах и образах новое жизненное содержание, охватив исторические события 18в. Их сюжеты связаны с военными событиями(поход на Азов, семилетняя война, война с турками) и с народными волнениями(булавинское и пугачевское восстания). Это поставило в центр 2 образа: образа Петра и образ Пугачева. Песни стали короче, схематичнее и реалистичнее. В них вошло немало характерных исторических реалий времени: темы войн, армии и флота, образы солдат и матросов, названия полков и имена полководцев, военная терминология; стали стираться областные особенности песен. Большое место в песнях занял образ народа (солдаты в песнях о войнах…) Новым героем исторических песен стал солдат. Песни показали его патриотизм, смелую защиту родины, подвиги, храбрость. Г.П. ХVIIIв. прежде всего характеризуются своим ярким патриотизмом. В песнях, в большинстве своем сложенных солдатами, отразился весь порядок солдатской службы: военный быт, приготовления к походу и сражения. Во всех этих картинах видны черты нового. В песнях немало жалоб на тяжесть службы, в песнях созданы образы Петра1 и русских полководцев Шереметьева и Суворова. Своеобразно разработана в песнях тема войны. В первой половине 19в. еще идет творческий процесс создания произведений о новых событиях и героях. Все чаще наблюдается переработка старых сюжетов и их приспособление к новым событиям(во второй половине 19в.) .Песни могут быть разделены на две части: одни характеризуются сюжетностью и известной долей вымысла, порой довольно свободного и уводящего произведение от исторических фактов; другие- более точно воспроизводят события, но отличаются схематичностью, сухостью изложения. К первым можно отнести песни о Суворове и Платове, ко вторым- описания походов в Пруссию и во Францию. Песни 19в. посвящены главным образом войнам: русско-персидской войне 1804-1813гг., Отечественной войне 1812г., русско-турецкой войне 1828-1829гг., Крымской войне 1853-1856гг., русско-турецкой войне 1877-1878гг. На первый план выдвигаются образы Кутузова, Платонова и Нахимова. Песни дают картины основных моментов войны: входа Наполеона в Москву, пожара Москвы, разгрома французов, входа русских в Париж. Этот цикл песен глубоко патриотичен. Во второй половине 19в. исторические песни значительно отходят от традиционной структуры. Сильно ослабляется сюжетность. Песни принимают форму лирического высказывания по поводу события или, еще чаще, по поводу поведения какого- либо лица. В основе песен-отдельные эпизоды или положительные и отрицательные характеристики.

27. Определите жанровую принадлежность произведений детского фольклора. Жанр как исторически сложившуюся категория, реализуемая в конкретных произведениях (совокупности произведений), отличающихся общностью художественного содержания, поэтической системы, функций, особенностей исполнения, а также как систему «норм, стереотипов, за которыми стоят выработанные коллективным опытом представления, отношения, связи с теми или иными сферами действительности, социальными институтами, бытом и т. д.» [Путилов 2003; 167]. Диссертация опирается на теоретические положения А. М. Мехнецова, который приходит к определению опознавательных признаков жанра. Как отмечает исследователь, эти признаки обнаруживают себя на «уровне художественной формы, с учетом ее значения и места в контексте, в силу общей смысловой направленности и внутрисистемных связей фольклорного текста» и складываются в «устойчивые, а потому легко распознаваемые в своей содержательной (знаково-выразительной, информационной, функциональной) сущности самостоятельные художественно-языковые комплексы, закономерности, принципы и нормы выражения» [Мехнецов 1999; 183].

В оценке и понимании функциональной специфики жанров детского фольклора применялись научные подходы, выработанные в трудах П. Г. Богатырева, Б. Н. Путилова, В. Е. Гусева.13

При изучении стилевых закономерностей определяющими для автора стали позиции М. К. Михайлова, Е. А. Ручьевской, Ф. А. Рубцова, А. М. Мехнецова.14 Научная разработка категории «стиль» занимает ведущее положение в работах М. К. Михайлова.