3. Качество товаров и методы её оценки.
Качество товара является одной из его основных характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. КАЧЕСТВО — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.
Существуют следующие методы определения качества товаров.
1. ОРГАНОЛИПТИЧИСКИЙ МЕТОД. Этим методом устанавливают качество товаров при помощи органов чувств (зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха) по внешнему виду, цвету, консистенции, вкусу и запаху.
ВНЕШНИЙ ВИД продукта определяют осматриванием его с поверхности на разрезе, обращают внимание на равномерность цвета и наличие посторонних включений. ЦВЕТ (окраска) продукта лучше всего устанавливается при естественном освещении.
ВКУС И ЗАПАХ - важнейшие показатели качества продуктов. Существуют четыре основных вида вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. На ВКУС могут оказывать влияние различные вещества, вызывая острый, жгучий, терпкий, освежающий и другие привкусы. Посторонний привкус указывает на изменение качества пищевого продукта. Различают множество запахов, присущих различным пищевым продуктам. К посторонним запахам относят: прогорклый, появляющийся при порче жиров; плесневелый, обусловленный развитием плесени; гнилостный, возникающий при разложении белковых веществ. Каждому продукту свойственна определенная консистенция. Для твердых и полу твердых продуктов различают консистенцию твердую, рыхлую, порошкообразную (мучнистую), упругую, эластичную и т. д. Для жидких — вязкую, сиропообразную, жидкую и т. д. Изменение консистенции продукта свидетельствует об ухудшении его качества.
Однако у этого метода есть и недостатки, делает оценку качества недостаточной, органолептический метод не даст полного представления о качестве товара, его химическом составе, наличии пли отсутствии вредных веществ. При опенке качества некоторых товаров (чая, кофе, вина) органолептический метод имеет решающее значение. Он незаменим при дегустации
2. ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД. Этот метод исследования требует применения специальной аппаратуры, поэтому он более сложный и длительный, но дает возможность точно и объективно произвести оценку качества продуктов. Лабораторные методы подразделяют на физические, химические, микробиологические и физиологические. ФИЗИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ определяют удельный вес и плотность продуктов, температуру их плавления, застывания и кипения, вязкость, интенсивность окраски и др. ХИМИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ устанавливают содержание в пищевых продуктах белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, вредных и ядовитых примесей и др. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ определяют наличие в продуктах вредных для здоровья человека микроорганизмов. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТО-МИ устанавливают усвояемость, а так-же энергетическую ценность пищевых продуктов, их пищевую безвредность, витаминную ценность и др.
- 1. Сущность дисциплины «товароведение в отрасли» - предмет, задачи, используемые методы исследования.
- 2. Ассортимент товаров – понятие, виды, показатели.
- 3. Качество товаров и методы её оценки.
- 7. Энергетическая, биологическая и пищевая ценность продуктов питания.
- 9. Углеводы, пектиновые вещества и алкалоиды – значение в питании, классификация, содержание в продуктах питания.
- 10. Белки и азотосодержащие вещества – значение в питании, классификация, содержание в продуктах питания.
- 11. Вода – значение в питании, содержание в продуктах питания, стадии очистки, показатели качества.
- 12. Минеральные вещества – значение в питании, классификация, содержание в прадуктах питания.
- 13. Витамины, ферменты и витаминоподобные вещества – значение в питании, классификация, содержание в продуктах питания.
- 14. Крупа – химический состав, пищевая ценность, классификация, современный ассортимент, технология производства, требования к качеству, упаковка, маркировка, условия и сроки хранения.
- 15. Мука – химический состав, пищевая ценность, клас-ция, современный асс-нт, технология производства, требования к качеству, упаковка …
- 16. Хлеб и хлебобулочные изделия - химический состав, пищевая ценность, классификация, современный ассортимент, технология производства…
- 17. Макаронные изделия - ......
- 18. Пищевые концентраты - .....
- 19. Свежие плоды - .....
- 20. Свежие овощи - ....
- 21. Переработанные плоды - ....
- 22. Переработанные овощи - ....
- 23. Свежие и переработанные грибы - ....
- 24. Крахмал и крахмалопродукты - ....
- 25. Сахар и его заменители - ....
- 26. Мёд натуральный и искусственный - ....
- 27. Сахаристые кондитерские изделия - ....
- Фруктово-ягодные кондитерские изделия - ....
- Мучные кондитерские изделия - ....
- Чай и чайные напитки - ....
- Кофе и кофейные напитки - ....
- Пряности - ....
- Приправы - ....
- Спирт этиловый ректифицированный, водка - ....
- Виноградные и плодовые вина - ....
- Ликёроводочные изделия - ....
- Соль - ....
- Животные топлёные жиры - ....
- Растительные масла - ....
- Маргарин и переработанные жиры - ....
- Молоко - ....
- Кисломолочные товары - ....
- Молочные консервы - ....
- Мороженное - ....
- Масло коровье - ....
- Сыры - .....
- Мясо убойных животных - ....
- Мясо птицы и пернатой дичи - ....
- Колбасные изделия - ....
- Мясные полуфабрикаты, кулинарные изделия, копчёности - ....
- Мясные консервы и пресервы - ....
- Яйца - ....
- Яичные товары - ....
- Икра - ....
- Свежая рыба - ....
- Характеристика основных семейств промысловых рыб.
- Море продукты - ....
- Копчёная рыба - ....
- Солёная рыба - ....
- Табачные изделия - ....