Блюдо чувашской кухни

курсовая работа

1.1 История происхождения и развития чувашской кухни

Что такое национальная кухня? Существует ли она вообще? Насколько правомерна постановка этого вопроса, когда хорошо известно, что все люди разные?! В поисках ответа на этот вопрос следует исходить из того, что понимается под словом кухня. В словаре можно найти следующее определение кухни. Кухня - слово, заимствованное из польского языка, в памятниках отмечается с XVIII века. Польское cuchnia - «кухня» через посредство древневерхненемецкого kochon восходит к латинскому coquina, производному от coqua - «варить, печь, жарить».

Кухня - часть национальной культуры, прошедшая большой путь исторического развития, достигшая своего совершенства и международного признания. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в сконцентрированном виде отражается история, быт и нравы нации

Чувашская кухни в этом смысле не исключение: она также является частью культуры и истории Чувашии.

«Лишь травмы нет от пищи, - сказано в древней чувашкой «Книге судьбы», - а остальные, даже простуда, от неправильного питания». Потому чуваши, хотя и не особо привередливые в застольях, всегда внимательно относились к своей кухне.

Чувашская кухня насчитывает не одну сотню лет. Развиваясь, она, естественно, испытывала на себе влияние кулинарных традиций соседей: русских, татар, удмуртов, марийцев. Однако кулинарные заимствования не лишили чувашскую кухню национального колорита, а лишь способствовали ее разнообразию.

Искусство приготовления пищи (кулинария) связано с бытом и культурой, обычаями образом жизни народа. Интересна чувашская национальная кухня со своими излюбленными блюдами, традиционным убранством стола, манерой угощения. Тысячелетиями по крупицам собирался коллективный опыт наших предков, утвердилось понятие «чувашский вкус». Поэтому чувашу «кагай шюрби» кажется вкуснее русской окрошки, а «шыртан» - грузинского шашлыка сациви, «шаркку» - узбекского плова…

Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Чуваши издавна занимались земледелием и подсобным животноводством. Так что неудивительно преобладание в их рационе зерновых продуктов. А с конца XIX века ведущее место на чувашском столе занимает также и картофель.

Занятия земледелием, впрочем, не слишком способствовали развитию среди чувашей огородничества и садоводства. Набор выращиваемых ими овощей был относительно скромен: лук, морковь, редька, тыква, репа, свекла, капуста. Вот, пожалуй, и все. Занимались чуваши также и собирательством: использовали в пищу ягоды, дикорастущие орехи, травы

В основном чуваши вместо сахара использовали мёд из собственной или соседской пасеки. Поэтому их дети не знали, что такое зубная боль.

Чувашская кухня схожа с татарской и башкирской. Из мясопродуктов используется в основном баранина. Из неё готовят различные блюда, в том числе, и традиционный ширтан - разрезанную кусочками и заправленную специями и пряностями баранину, зашитую в бараний желудок и зажаренную в духовке. Обычно ширтан готовят осенью, после закалывания барана. Овощи для первых блюд не пассеруют, а кладут в сыром виде.

Готовят также мучные изделия с мясной и рыбной начинкой, блюда из теста, овощей, среди которых популярна тыква.

В основном пища чувашей растительного происхождения, где главное «участие» принимают овощи, фрукты и ягоды: картофель, лук, помидоры, огурцы, яблоки, груши, вишня, земляника, слива…

Очень ценилось мясо. Обычно конину использовали в качестве жертвоприношения богам, для того, чтобы они послали им удачу, помогали в трудных ситуациях, оберегали от несчастий. Свинину, в качестве полноценной пищи, начали употреблять лишь в ХІХ веке. Кроме этого были в хозяйстве и домашние птицы: утки, куры, гуси. Куриное яйцо было незаменимо, так как его использовали для сдабривания теста.

Цельное молоко пили маленькие или больные дети. А из самого молока делали творог, сметану, кислое молоко , масло, сырки ).

Хлеб не покупали, а делали дома. Готовность хлеба чуваши определяли по цвету. Из теста готовили колобки, вареники (хуран кукли) разные пироги. К особо значимому празднику, например, ко Дню Рождения, пекли каравай.

На муку размалывалась рожь. Пшеницу сеяли немного, потому что она была дорогим и редким злаком. Из овса делали крупу, а из гороха и чечевицы чаще всего варили супы. Из гречневой и просяной муки делали лепёшки, блины.

Главным напитком чувашей была родниковая вода. Чай не одобрялся, поэтому его пили очень редко. На празднике пили домашнее пиво, без добавления вредных химикатов. Пьянства, как такого, не существовало. Везде знали меру.

Обрядовая трапеза - это блюда праздничного или ритуального назначения - свадебные, похоронно-поминальные, жертвенные, а также способ их подачи, оформления, потребления, ритуал и этика поведения участников трапезы. Трапезы бывают домашние и общественные. При приходе гостей чуваши показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись ширтан, или а (сырки), масло, мед; не требовавшие много времени на приготовление горячие лакомые блюда: марта (сваренные вкрутую и поджаренные яйца), пресные лепешки. Некоторые рецепты чувашской национальной кухни изложены в

Пиво преподносилось с пожеланием здоровья и выражением благодарности: "Тав сана!".

Современные чуваши не утратили своих кулинарных традиций. Многие национальные блюда дошли до наших дней, и являются частыми гостями на чувашском столе. Современный рацион чувашей стал более разнообразным. Увеличился ассортимент употребляемых в пищу овощей и фруктов. Кроме того, на чувашских трапезах стало больше рыбы. Появились различные соленья, грибы (чуваши их раньше почти не ели). К традиционным первым блюдам добавились, например, борщ, уха, щи. Ко вторым - котлеты. Все это, конечно, связано с общим повышением уровня жизни населения, плюс кулинарные заимствования из русской и других кухонь.

Делись добром ;)