logo
Кисломолочные продукты

4. Основные подходы к разработке и оформлению нормативно-технической документации и сертификации товаров

К нормативно - технической документации можно отнести стандарты, технические условия, техническую документацию. Стандартизацией можно назвать деятельность по установлению правил и характеристик товара или услуги в целях их добровольного многократного использования. Принцип стандартизации направлен на достижение упорядоченности производства и обращения продукции.

Цели стандартизации:

ѕ повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

ѕ повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ѕ обеспечение научно-технического прогресса;

ѕ повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

ѕ рациональное использование ресурсов;

ѕ обеспечение технической и информационной совместимости;

ѕ обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

ѕ обеспечение взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации:

ѕ добровольное применение стандартов;

ѕ максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

ѕ применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ;

ѕ недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции;

ѕ недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

ѕ обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования производства товаров или выполнения работ. Стандарты на продукты питания являются надежным гарантом качества, так как предусматривает соблюдения основных требований не только на стадии изготовления, но и на стадии их потребления. В частности в стандартах гарантируются пищевая ценность изделий, потребительские свойства, свежесть и безвредность. Для продуктов, в которых возможно образование вредных веществ, стандарт предусматривает ограничительные санитарные нормы. Требование к конкретной продукции, обеспечивающее отражение потребностей научно - технического прогресса и соблюдения соответствующих стандартов из группы однородной продукции устанавливается стандартами и техническими условиями на эту продукцию.

Стандарт также может содержать правила и методы исследований и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Национальный стандарт - стандарт, утвержденный органом Российской Федерации по стандартизации. Применение на добровольной основе национальных стандартов или правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов, оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам или сводам правил. Для разработки стандартов и технических условий собираются технические комитеты. Технические комитеты по стандартизации формируются на добровольной основе из представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. Основной функцией технического комитета по стандартизации является проведение экспертизы проекта национального стандарта и подготовки мотивированного предложения о его утверждении или отклонении на основании письменных замечаний заинтересованных сторон, принимавших участие в его обсуждении.

Конечный итог результата разработки того или иного сертификата будет направлен на потребителя. В настоящее время стандарты недооценены как потребителем, так и производителем. При выборе того или иного товара потребитель обращает большее внимание на факторы, косвенно влияющие на его выбор: результаты независимых тестов, отзывы друзей, имидж бренда. Репутация товара/услуги или их производителя в исчезающе малой степени обеспечивается соответствием стандарту. Этот момент необходимо прорабатывать и перестраивать сознание людей на приобретение и употребление стандартизированных товаров и услуг. По оценкам Национального фонда защиты потребителей, 85% продуктов, продаваемых на продовольственных рынках (где закупают продукцию 65% населения), в той или иной степени фальсифицированы или не имеют необходимых сертификатов о происхождении. Отсутствие жестких стандартов открывает поле деятельности для всякого рода фальсификаций. К примеру, при производстве кисломолочного продукта - кефира - четко не прописан способ закваски. Недобросовестные производители разводят заквасочный грибок искусственно, после чего «закачивают» его в молоко. Такой продукт нельзя назвать кефиром, так как классическая технология предполагает, что молоко изначально заквашивается на кефирных грибках. Не менее 20-30% изготавливаемых сейчас цельномолочных и кисломолочных продуктов не соответствуют им по названию.

Основной стандарт по производству йогуртов «Йогурты. Общие технические условия. ГОСТ Р 51331-99». Йогурт должен быть выработан в соответствии с требованиями настоящего стандарта с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации по техническим условиям и стандартам организаций, утвержденным в установленном порядке для конкретного наименования йогурта. Стандарт состоит из следующих подразделов: общие требования, правила приемки, методы контроля, транспортирование и хранение. Стандарт описывает все стадии приготовления и реализации йогуртов. Он одобрен Международной молочной федерацией, Департаментом потребительского рынка ЕС, тремя национальными организациями производителей молочной продукции. Стандарт дает определение йогурту, биойогурту, классифицирует их на йогурты фруктовые и ароматизированные, на молочные (нежирные, пониженной жирности, полужирные, классические), молочно-сливочные, сливочно-молочные, сливочные, йогурты из натурального молока, восстановленного и прочие. Прописывает, как должен выглядеть продукт (его цвет, запах, консистенция, жирность). Но главное, документ наконец подытоживает спор о том, можно ли именовать йогуртом продукт с длительным сроком хранения. Российский ГОСТ определяет максимальный срок хранения йогуртов - не более 30 суток. Представленные в нашей стране многочисленные "долгоиграющие" йогурты теперь уже вовсе не йогурты, а родственные им продукты. Производители вынуждены с этим считаться. Это и определяет целесообразность использования ГОСТов в современном производстве.