Проект завода по производству творога и сметаны в городе Орске

дипломная работа

1.2 Маркетинговые исследования и выбор ассортимента продукции

Маркетинг - комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс движения товара от производителя к потребителю. Цель маркетинга -превратить потребности покупателя в доход предприятия.

Основными функциями маркетинга на предприятии являются:

- разработка стратегии маркетинга;

- изучение спроса и его динамики на выпускаемую продукцию;

- определение конъюнктуры рынка, его емкости и определения собственной доли;

- прогнозирование сбыта продукции;

- подготовка предложений по выбору рынков сбыта, ориентация на его определенные сегменты, вопросы дистрибьюции;

- изучение деятельности конкурентов, а также ассортимента их продукции, предложения по изменению своего ассортимента;

- политика ценообразования; разработка системы цен;

- организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта.

Сегодня даже в условиях относительно стабильного рынка важно не только заботиться о снижении цен, но и думать о повышении качества, улучшении потребительских свойств продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого и нужен маркетинг.

Основа всей системы планирования в условиях рынка - составление прогнозов сбыта. Главный планируемый показатель здесь - объем продаж (реализации) конкурентного вида изделий. Первая задача руководства предприятия - определить объемы реализации тех видов продукции, которые пользуются наибольшим спросом у потребителя. Затем можно приступать к разработке производственной программы.

Маркетинг нельзя представить без рекламы как формы эффективной связи с потребителем, возможности объединить характеристики товаров на доступном любому языке. Главная цель рекламы - зная привычки, желания и эмоции покупателя, управляя ими, заставить купить товар.

Как показывают маркетинговые исследования, на решение о приобретении тех или иных продуктов питания существенно влияет внешний вид их упаковки. Функции современной упаковки товаров, в том числе и продовольственных, заключаются в сохранении содержимого, формирование единиц товара для транспортировки, складировании, реализации и идентификации. Кроме того, упаковка играет важную роль в рекламировании товара и стимулировании его сбыта.

Существует, по меньшей мере, три причины, вследствие которых значение упаковки в системе маркетинга неуклонно возрастает. Это растущие требования потребителей к удобству пользования товаром и конкуренция за наиболее престижные места на прилавках магазинов, а также используемым упаковкам для рекламы товаров на месте продажи.

Основными факторами, определяющими оптимальный ассортимент молочных продуктов, являются: региональные особенности страны, национальные традиции, требования адекватного питания различных категорий населения. В мире и в нашей стране наблюдается все возрастающий интерес потребителя к кисломолочным продуктам, к которым относятся кисломолочные напитки, творог и творожные продукты, сметана. В результате биохимических процессов, протекающих при сквашивании молока, кисломолочные продукты приобретают диетические и лечебные свойства. Легкая перевариваемость вследствие кислотной коагуляции и ферментативного протеолиза белков молока, хорошая усвояемость минеральных веществ, делают эти продукты незаменимыми в питании детей и взрослых. Кисломолочные продукты рекомендуется принимать при малокровии, истощении, потере аппетита, профилактики против многих заболеваний. В связи с этим кисломолочные продукты являются неотъемлемой частью ассортимента предприятия.

Традиционным белковым кисломолочным продуктом в нашей стране является творог. Значительное содержание в твороге жира и особенно полноценных белков, кальция обуславливает его высокую пищевую и биологическую ценность. Кроме того, в ассортименте проектируемого предприятия, входит творог «Бифилайф», который содержит все бифидобактерии, которые являются основными представителями нормальной микрофлоры кишечного тракта человека, а также термофильный молочнокислый стрептококк. Бифидобактерии характеризуются высокой антагонистической активностью по отношению к патогенным микроорганизмам, разрушают токсичные продукты их обмена, синтезируют витамины, иммуномодуляторы и другие биологически активные вещества. Творог «Бифилайф» является эффективным средством против дисбактериоза желудочно-кишечного тракта, способствует восстановлению нормальной микрофлоры кишечника. В целях удовлетворения спроса всех слоев населения на проектируемом предприятии планируется выработка также творога обезжиренного.

В ассортимент предприятия входят также творожные изделия: сырки творожные и масса творожная, которые любят как дети, так и взрослые, благодаря их сладкому вкусу и наличию различных наполнителей.

Сметана является русским национальным продуктом, который долгие годы вырабатывался только в нашей стране. Среди других кисломолочных продуктов сметана выделяется высокими пищевыми достоинствами. Благодаря изменениям, происходящим с белковой частью в процессе сквашивания, сметана усваивается организмом быстрее и легче, чем сливки соответствующей жирности. В ней содержатся все витамины имеющиеся в молоке, причем жирорастворимых А и Е - в несколько раз больше. Некоторые молочнокислые бактерии в процессе сквашивания сметаны способны синтезировать витамины группы В, поэтому в сметане по сравнению с молоком выше также содержание этих витаминов.

Сметана пользуется большим спросом у населения. Ее используют при изготовлении разнообразных блюд, приправ, а также для непосредственного употребления в пищу. В других странах сметана выпускается под названием «русские сливки», «кислые сливки», «сливки для салатов». Кроме традиционных видов сметаны пользуется популярностью также сметана с регулируемым жирнокислотным составом, такая как «Деликатесная». В состав такой сметаны входят растительные масла, поэтому она богата ненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности организма и здоровья человека. Также как и в случае творога, для удовлетворения потребности всех слоев населения, на предприятии будет вырабатываться сметана 10%-ой жирности «Столовая», 15%-ой жирности «Деликатесная», 20%-ой жирности и 40%-ой жирности «Любительская».

В целях полноценного использования вторичного сырья - творожной сыворотки на предприятии планируется производство напитка из сыворотки, желе плодово-ягодного, пастеризованной сыворотки и ацидокорма. Состав сыворотки свидетельствует о том, что это полноценный вид сырья; по своей биологической ценности она практически не уступает цельному молоку. Однако энергетическая ценность сыворотки в 3,5 раза ниже, чем цельного молока. Это обуславливает целесообразность использования молочной сыворотки в производстве продуктов диетического питания.

Кроме того, упаковка продукции должна быть современной, красочно оформленной и сохранять вкусовые достоинства продукта без изменений.

Ассортимент проектируемой продукции представлен в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1. Ассортимент вырабатываемой продукции

Наименование продукции

Смена

Массовая доля жира,

%

Способ упаковки

1

2

3

4

1. Сметанный продукт

- «Деликатесная» весовая

-«Деликатесная» фасованная

II

15

15

Пластиковые контейнеры, 9кг-30% Полистироловые стаканчики, 200 г-

70%

- Сметана 20% весовая

- Сметана 20% фасованная

II

II

20

20

Пластиковые контейнеры, 9кг-30% Полистироловые стаканчики, 200г-70%

- «Столовая» фасованная

II

10

Полистироловые стаканчики, 200г

- «Любительская» фасованная

I

40

Полистироловые стаканчики, 200г

2. Творог

- «Бифилайф» весовой

- «Бифилайф» фасованный

- Обезжиренный фасованный

- Творожная масса фасованная

- Сырки творожные с какао фасованные

- Сырки творожные «Цитрон» фасованные

II

II

I

I

I

I

9

9

0,3

8

8

8

Пластиковые контейнеры, 9кг-30% Брикеты, 250г-70%

Брикеты, 250г

Брикеты, 250г

Брикеты, 100г

Брикеты, 100г

3. Сыворотка

- Пастеризованная

- Напиток «Ароматный»

- Желе плодово-ягодное

- Ацидокорм

II

II

II

I

0,05

0,05

0,05

0,05

Цистерны

Пакеты из пэ пленки, 0,5л

Полистироловые стаканчики, 250г

Цистерны

Делись добром ;)