Проект завода по производству творога и сметаны в городе Орске
1.2 Маркетинговые исследования и выбор ассортимента продукции
Маркетинг - комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс движения товара от производителя к потребителю. Цель маркетинга -превратить потребности покупателя в доход предприятия.
Основными функциями маркетинга на предприятии являются:
- разработка стратегии маркетинга;
- изучение спроса и его динамики на выпускаемую продукцию;
- определение конъюнктуры рынка, его емкости и определения собственной доли;
- прогнозирование сбыта продукции;
- подготовка предложений по выбору рынков сбыта, ориентация на его определенные сегменты, вопросы дистрибьюции;
- изучение деятельности конкурентов, а также ассортимента их продукции, предложения по изменению своего ассортимента;
- политика ценообразования; разработка системы цен;
- организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта.
Сегодня даже в условиях относительно стабильного рынка важно не только заботиться о снижении цен, но и думать о повышении качества, улучшении потребительских свойств продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого и нужен маркетинг.
Основа всей системы планирования в условиях рынка - составление прогнозов сбыта. Главный планируемый показатель здесь - объем продаж (реализации) конкурентного вида изделий. Первая задача руководства предприятия - определить объемы реализации тех видов продукции, которые пользуются наибольшим спросом у потребителя. Затем можно приступать к разработке производственной программы.
Маркетинг нельзя представить без рекламы как формы эффективной связи с потребителем, возможности объединить характеристики товаров на доступном любому языке. Главная цель рекламы - зная привычки, желания и эмоции покупателя, управляя ими, заставить купить товар.
Как показывают маркетинговые исследования, на решение о приобретении тех или иных продуктов питания существенно влияет внешний вид их упаковки. Функции современной упаковки товаров, в том числе и продовольственных, заключаются в сохранении содержимого, формирование единиц товара для транспортировки, складировании, реализации и идентификации. Кроме того, упаковка играет важную роль в рекламировании товара и стимулировании его сбыта.
Существует, по меньшей мере, три причины, вследствие которых значение упаковки в системе маркетинга неуклонно возрастает. Это растущие требования потребителей к удобству пользования товаром и конкуренция за наиболее престижные места на прилавках магазинов, а также используемым упаковкам для рекламы товаров на месте продажи.
Основными факторами, определяющими оптимальный ассортимент молочных продуктов, являются: региональные особенности страны, национальные традиции, требования адекватного питания различных категорий населения. В мире и в нашей стране наблюдается все возрастающий интерес потребителя к кисломолочным продуктам, к которым относятся кисломолочные напитки, творог и творожные продукты, сметана. В результате биохимических процессов, протекающих при сквашивании молока, кисломолочные продукты приобретают диетические и лечебные свойства. Легкая перевариваемость вследствие кислотной коагуляции и ферментативного протеолиза белков молока, хорошая усвояемость минеральных веществ, делают эти продукты незаменимыми в питании детей и взрослых. Кисломолочные продукты рекомендуется принимать при малокровии, истощении, потере аппетита, профилактики против многих заболеваний. В связи с этим кисломолочные продукты являются неотъемлемой частью ассортимента предприятия.
Традиционным белковым кисломолочным продуктом в нашей стране является творог. Значительное содержание в твороге жира и особенно полноценных белков, кальция обуславливает его высокую пищевую и биологическую ценность. Кроме того, в ассортименте проектируемого предприятия, входит творог «Бифилайф», который содержит все бифидобактерии, которые являются основными представителями нормальной микрофлоры кишечного тракта человека, а также термофильный молочнокислый стрептококк. Бифидобактерии характеризуются высокой антагонистической активностью по отношению к патогенным микроорганизмам, разрушают токсичные продукты их обмена, синтезируют витамины, иммуномодуляторы и другие биологически активные вещества. Творог «Бифилайф» является эффективным средством против дисбактериоза желудочно-кишечного тракта, способствует восстановлению нормальной микрофлоры кишечника. В целях удовлетворения спроса всех слоев населения на проектируемом предприятии планируется выработка также творога обезжиренного.
В ассортимент предприятия входят также творожные изделия: сырки творожные и масса творожная, которые любят как дети, так и взрослые, благодаря их сладкому вкусу и наличию различных наполнителей.
Сметана является русским национальным продуктом, который долгие годы вырабатывался только в нашей стране. Среди других кисломолочных продуктов сметана выделяется высокими пищевыми достоинствами. Благодаря изменениям, происходящим с белковой частью в процессе сквашивания, сметана усваивается организмом быстрее и легче, чем сливки соответствующей жирности. В ней содержатся все витамины имеющиеся в молоке, причем жирорастворимых А и Е - в несколько раз больше. Некоторые молочнокислые бактерии в процессе сквашивания сметаны способны синтезировать витамины группы В, поэтому в сметане по сравнению с молоком выше также содержание этих витаминов.
Сметана пользуется большим спросом у населения. Ее используют при изготовлении разнообразных блюд, приправ, а также для непосредственного употребления в пищу. В других странах сметана выпускается под названием «русские сливки», «кислые сливки», «сливки для салатов». Кроме традиционных видов сметаны пользуется популярностью также сметана с регулируемым жирнокислотным составом, такая как «Деликатесная». В состав такой сметаны входят растительные масла, поэтому она богата ненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности организма и здоровья человека. Также как и в случае творога, для удовлетворения потребности всех слоев населения, на предприятии будет вырабатываться сметана 10%-ой жирности «Столовая», 15%-ой жирности «Деликатесная», 20%-ой жирности и 40%-ой жирности «Любительская».
В целях полноценного использования вторичного сырья - творожной сыворотки на предприятии планируется производство напитка из сыворотки, желе плодово-ягодного, пастеризованной сыворотки и ацидокорма. Состав сыворотки свидетельствует о том, что это полноценный вид сырья; по своей биологической ценности она практически не уступает цельному молоку. Однако энергетическая ценность сыворотки в 3,5 раза ниже, чем цельного молока. Это обуславливает целесообразность использования молочной сыворотки в производстве продуктов диетического питания.
Кроме того, упаковка продукции должна быть современной, красочно оформленной и сохранять вкусовые достоинства продукта без изменений.
Ассортимент проектируемой продукции представлен в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1. Ассортимент вырабатываемой продукции
Наименование продукции |
Смена |
Массовая доля жира, % |
Способ упаковки |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Сметанный продукт - «Деликатесная» весовая -«Деликатесная» фасованная |
II |
15 15 |
Пластиковые контейнеры, 9кг-30% Полистироловые стаканчики, 200 г- 70% |
|
- Сметана 20% весовая - Сметана 20% фасованная |
II II |
20 20 |
Пластиковые контейнеры, 9кг-30% Полистироловые стаканчики, 200г-70% |
|
- «Столовая» фасованная |
II |
10 |
Полистироловые стаканчики, 200г |
|
- «Любительская» фасованная |
I |
40 |
Полистироловые стаканчики, 200г |
|
2. Творог - «Бифилайф» весовой - «Бифилайф» фасованный - Обезжиренный фасованный - Творожная масса фасованная - Сырки творожные с какао фасованные - Сырки творожные «Цитрон» фасованные |
II II I I I I |
9 9 0,3 8 8 8 |
Пластиковые контейнеры, 9кг-30% Брикеты, 250г-70% Брикеты, 250г Брикеты, 250г Брикеты, 100г Брикеты, 100г |
|
3. Сыворотка - Пастеризованная - Напиток «Ароматный» - Желе плодово-ягодное - Ацидокорм |
II II II I |
0,05 0,05 0,05 0,05 |
Цистерны Пакеты из пэ пленки, 0,5л Полистироловые стаканчики, 250г Цистерны |