Развитие пищевой промышленности Москвы и Московской области

курсовая работа

1. История развития пищевой промышленности России

В дореволюционной России в известной степени сформировалась пищевая промышленность.

Из числа 13 имевшихся отраслей пищевой промышленности наибольшее развитие получили мукомольная, сахарная, маслобойная, спиртовая и ликеро-водочная промышленности. Эти отрасли были достаточно прибыльными и располагали соответствующей сырьевой базой. Сравнительно дешевое сырье, рабочая сила и удачное размещение предприятий этих отраслей обеспечили им дешевизну производимой продукции и на этой основе конкурентноспособность на внешнем рынке при отсутствии достаточного спроса на внутреннем рынке из-за низкой покупательной способности громадного большинства населения России.

Мировая и гражданская войны разрушили и пищевую промышленность. Промышленное производство пищевых продуктов сократилось в пять раз. К 1927 году пищевая промышленность восстановилась на довоенном уровне. Однако она уже никак не удовлетворяла потребности страны.

Курс на индустриализацию, создание крупных индустриальных центров и концентрация промышленного населения объективно потребовали иную по масштабу и структуре пищевую промышленность. Актуальность этого усилилась проведенной коллективизацией сельского хозяйства с крупномасштабным аграрным производством с досель невиданным высоким уровнем товарности производимого продукта - пищевого сырья и продовольствия. В годы довоенных пятилеток была заложена основа такой пищевой промышленности по масштабу и структуре отраслей, обеспечивающая городское и все промышленное население на уровне минимальной физиологической достаточности в соответствии с весьма низкими доходами, людей.

Отечественная война 1941-1945 годов разрушила по существу основное центры пищевой промышленности, размещенные в тот период в европейской части СССР - Украине, Центре России и Северном Кавказе. В ходе войны часть оборудования пищевых отраслей удалось эвакуировать в восточные районы страны.

Этим самым была заложена основа этих отраслей пищевой промышленности в восточных районах России, Средней Азии и Казахстане.

В первой же послевоенной пятилетке в основном была восстановлена пищевая промышленность на довоенном уровне. Но этот уровень был низок. Он уже не мог удовлетворить потребности страны. Ведь преобладающая доля населения - сельские жители - по-прежнему практически не потребляли продукцию пищевой индустрии. Сельское население кормилось из приусадебных участков весьма скудно. Все основные продукты питания производились в домашнем хозяйстве. Ассортимент продовольствия был узок, а его производство весьма трудоемко. Лишь рабочая сила членов сельской семьи обеспечивала пропитание на грани выживаемости.

Для дальнейшего развития страны требовался иной уровень продовольственной базы, а значит рост сельскохозяйственного производства, перерабатывающей и пищевой промышленности.

Руководство страны признало развитие агропромышленного комплекса приоритетным. Однако волюнтаристический подход к решению узловых проблем создания и развития продовольственной базы, усугубленный пороками командно-административной и жестко централизованной системы хозяйствования, помешал достижению поставленной цели. Более того, такие решения руководства страны как запрещение содержания скота в пригородах, рабочих поселках, резкое ограничение домашнего хозяйства на селе, неподготовленное освоение целинных земель в Казахстане и на Востоке за счет перемещения ресурсов центральных районов России, чрезмерная гигантомания без соответствующих технических возможностей, отрыв сырьевой базы от перерабатывающих отраслей нанесли серьезный вред на десятилетия.

Развитие всего агропромышленного комплекса, в том числе сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности осуществлялось преимущественно экстенсивным путем с низкой эффективностью. В результате эти отрасли оказались неконкурентоспособными на рынке.

Отрасли перерабатывающей и пищевой промышленности, равно как и складское хозяйство существенно отставали в своем развитии. Такая диспропорция вела к потере до 40 % выращенного сельскохозяйственного продукта. Проблема обеспечения населения страны в разнообразных продуктах питания в соответствии с научно-обоснованными физиологическими нормами питания решена не была.

Уровень среднедушевого потребления продуктов питания в России в доперестроечный период 1980-1991 годов представлен в таблице 1.

Таблица 1. Потребление продуктов питания в России в доперестроечный период (на душу населения в год, кг)

Годы

1980

1985

1990

1991

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо; без субпродуктов II категории жира-сырца)

59

62

69

63

Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко)

328

344

386

339

Яйца, шт.

279

299

297

287

Рыба и рыбопродукты

22.5

22,5

20,3

16,0

Сахар

46,7

45.1

47,2

40,0

Растительное масло

9,1

9.8

10,2

7,8

Картофель

118

109

106

107

Овощи и бахчевые

94

98

89

86

Фрукты и ягоды (без переработки на вино)

30

40

35

30

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые)

126

119

119

119

В 1991 году накануне перехода российского населения к рынку и связанного с этим либерализации цен доля обеспечения пищевыми продуктами собственного производства была на уровне 80-90%по овощам, бахчевым, картофелю, хлебопродуктам. По таким продуктам, как сахар, мясо, масло - этот показатель был существенно ниже: 50-70 %, еще ниже сложился показатель фактического душевого потребления основных продуктов питания по сравнению с необходимой, т.е. научно-обоснованной физиологической нормой.

Начиная с 1990 года по ряду объективных и субъективных причин, изложенных выше, в России начался ускоренный спад производства. По отдельным отраслям пищевой промышленности производство за 1991-2000 годы, например, снизилось на 40-50%. Общее ухудшение социально-экономического положения страны, падение платежеспособного спроса значительной массы населения привело также к существенному снижению душевого потребления продукции пищевой промышленности. Все это еще более ухудшило положение пищевой промышленности, оказавшейся неконкурентоспособным по отношение к импортному продовольствию, дешевому, но некачественному.

С 1997 года российская пищевая индустрия в целом растет; исключение -- производство мяса и животного масла. Ее возрождение идет двумя главными путями: в крупных городах уцелели старые и появились новые производственные гиганты, а на руинах провинциальных заводов возникают малые частные предприятия, которые обычно уходят от налогов и статистического учета.

Увлекшись поначалу импортом сырья, руководители предприятий осознали, что зачастую выгоднее формировать свою сырьевую базу. Однако опираться на кризисные разрозненные российские агропредприятия оказалось ненадежно. Поэтому предприятия пищевой промышленности от крупных компаний до отдельных небольших заводов стали сами вкладывать в сельское хозяйство. Особенно быстро объем частных инвестиций в сельское хозяйство рос после дефолта 1998 г. Важным фактором выживания, как пищевой промышленности, так и сельского хозяйства стало активное формирование агропромышленных холдингов, включающих производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, продажу, снабжение агропредприятий топливом, оборудованием, удобрениями. Помимо сырьевой обеспеченности холдингам выгодно иметь в своем составе сельскохозяйственные предприятия даже с высокой себестоимостью, поскольку сельское хозяйство освобождено от налога на прибыль, а переработка - нет. Поэтому, покупая у своих же сельхозпроизводителей сырье подороже и, тем самым, увеличивая на него затраты, агрохолдинги меньше платят налогов. Часть крупных агропромышленных холдингов формируется на базе компаний, по основной деятельности далеких от сельского хозяйства.

С конца 1990-х в АПК стали появляться и иностранные компании. Попадая в Россию, они проходят обычно несколько этапов: 1 - импорт своей продукции, 2 - создание системы ее распределения, 3 - создание российского производства на импортных ингредиентах, 4 - создание производства на российском сырье, 5 - производство сырья в России. Крупные пищевые предприятия, особенно с иностранным капиталом, влияют и на закупочные цены на рынке. Например, закупочная цена литра молока у подмосковного Данона в 2007 г. была почти в 2 раза выше, чем у местных предприятий соседних областей, особенно в глубинке. Но и требования к сырью они предъявляют более жесткие, чем местные заводы, опираясь на самых лучших производителей, тем самым, усиливая поляризацию агропредприятий. Так что подобные потребители не для всех, и сельское хозяйство они спасают избирательно.

В результате в отдельных регионах - в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных индустриальных центрах Востока доля импортного пищевого продукта в общем объеме продаж и потребления превышала долю отечественной пищевой промышленности.

1.1 История развития пищевой промышленности Московского региона

Основным торговым центром всей России издавна являлась Москва, в которой сходились торговые пути со всех концов страны и из-за границы. Однако основное становление пищевой отрасли в Московском регионе, как промышленности, началось с наступлением промышленного переворота (30-80 гг. XIX в.).

Уже в середине ХIХ века в Москве появились крупные пивоваренные предприятия фабричного типа - уже с паровым двигателем и 50-60 наемными рабочими. Опыт фабрично-заводского пивоварения пришел в Россию от немецких мастеров-пивоваров, который успешно переняли и развили отечественные предприниматели. Так, в 1875 г. группа московских купцов организовала «Трехгорное пивоваренное товарищество». Завод был оснащен передовым технологическим оборудованием того времени и по сбыту пива в бутылках стоял на первом месте среди российских и европейских предприятий. У него была слава российского масштаба. Широко были известны сорта пива «Баварское», «Богемское», «Мюнхенское», «Золотой ярлык», «Пшеничное», отвечавшие лучшим европейским стандартам.

В этот же период начинают создаваться фабричное производство кондитерских изделий. Первые кондитерские предприятия фабрично-заводского типа возникли в Москве. Их основало семейство Абрикосовых, которые становится крупнейшим производителем шоколада, конфет, карамели, бисквитов в Москве, входит в пятёрку фирм, выпускавших 50 % всей кондитерской продукции России. Оно получает лицензию на изобретение паровой машины для «протирания теста и фруктов». В Москве они создали сеть розничных магазинов. На их предприятиях к началу XX в. работали 1900 человек. В 1920 г. «Товарищество А.И. Абрикосов сыновей» было переименовано в кондитерскую фабрику им. П.А. Бабаева. Ныне это «Кондитерский концерн Бабаевский».

Создателями двух других крупнейших московских кондитерских производств были иностранные предприниматели: Эйнем («Красный Октябрь»), Сиу («Большевик»).

Первое макаронное предприятие фабрично-заводсково типа было создано в 1856 г. в Москве.

Процесс концентрации производства и образования монополистического капитализма отразился и на хлебопекарной отрасли. Так, в Москве число пекарен с 1879 по 1902 г. сократилось с 365 до 267 (на 27%). Но среднее число рабочих на одну пекарню возросло с 6,4 до 25,9. Шесть крупных фирм охватывали в 1905 г. свыше половины всей выпечки хлеба в Москве. Самой крупной была фирма М. Филиппова, бывшего крепостного крестьянина села Кобелево Калужской губернии. К 1905 г. у фирмы Д.И. Филиппова в Москве было 16 булочных и хлебопекарен. На Тверской была построена целая фабрика с собственной электростанцией. В 1913 г. на предприятиях Филиппова работало 2950 человек (в Москве - 1558, в Петербурге - 943). Фирма после революции 1917 г. была национализирована. Сейчас потомки Филипповых создали «Общество хлебных традиций Филипповых».

К 1917 году положено начало преобразование хлебопекарной промышленности, как основной отрасли пищевой промышленности, в техническом отношении. Так в 1933 г. Москва стала первым городом в мире, где была полностью механизирована выпечка хлебобулочных изделий.

Всемирную известность получил построенный в 1901 г. «Московский Казенный Винный Склад № 1». В советское время - это крупнейший в стране Московский ликеро-водочный завод. С 1987 г. - «Кристалл».

Кто не знает водки «Смирновской»? Она широко известна и в нашей стране, и во всём мире. Династия производителей виноводочных изделий Смирновых уходит своими корнями в предприимчивых русских крестьян. Пять братьев Смирновых из семьи ярославских крепостных крестьян положили начало семейному делу в 1811 г., когда занялись отхожим промыслом «сдабривания» виноградных вин. В 30-х гг. на врученные от виноторговли деньги выкупились из крепостного состояния. В 50-60-е гг. завели в Москве на Варварке погреба. На основе семейных технологических секретов занялись производством «горячительных напитков». Этому способствовало то, что после отмены крепостного права правительство изменило правила производства и торговли винной продукцией, введя новую акцизную систему. Всем желающим разрешалось после выкупа патента заниматься не только выдержкой и продажей виноградных вин, но и производством «высших питий» из спирта (водок, наливок, настоек). В 1863 г. Смирновы открыли водочный завод в Москве на Берсеневской набережной, в 1864 г. - на Пятницкой улице.

В 1894 г. занятых работников для нужд «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта, русских и иностранных вин П.А. Смирнова в Москве» было 25 тысяч человек. Смирнов провозгласил принцип семейного дела: «давать лучшее, вырабатывать продукцию из первоклассного русского материала и не жалеть средств и затрат на совершеннейшие аппараты производства». В 1897 г. фирма получила международное признание - поставщика дворов королей Швеции, Норвегии, Испании. Смирновская символика появилась в крупнейших городах мира. Сама фамилия «Смирнов» стала гарантией качества.

В 1883 г. братья Бландовы создали товарищество «Братья Бландовы» и развернули первую сыроварню в Москве в Охотном ряду. В Москве ими была открыта фабрика по производству принадлежностей для молочного хозяйства. Н.И. Бландов стал видным в России общественным деятелем - Президентом Московского общества сельского хозяйства. Им написано ряд важных трудов по маслоделию («К вывозу масла за границу» - 1897 г., «К вопросу об исследованиях маслоделия» - 1901 г., «О фальсификации русского топлёного масла» - 1903 г.). К голосу Бландовых прислушивались как во властных структурах, так и среди предпринимателей.

С распространением чая в России связана семья Перловых. В 1787 возникла фирма Василия Алексеевича Перлова «В. Перлов с сыновьями». В Москве на ул. Мясницкой был выстроен чайный магазин в китайском стиле. Несколько чайных лавок Перловы открыли в Торговых рядах на Красной площади. Основными видами в то время были китайские чёрные (байховые), цветочные и зелёные чаи. С 60-х гг. XIX в. Перловы наладили торговые связи и с Лондонским чайным рынком, куда через только что открытый Суэцкий канал поступал индийский чай. В 1897 г., в 110-летие уже прославленной фирмы, товарищество «В. Перлов с сыновьями» продало чайного товара на 7,5 млн. рублей. Царь жаловал потомственное дворянство братьям Перловым. Девиз на их дворянском гербе - «Честь в труде».

С кяхтинской чаеторговли началось также предпринимательство посадских людей Боткиных. В 1854 г. в Москве организовался торговый дом «Петра Боткина сыновья». В 1869 г. они открыли чаеразвесочную фабрику. Имели 40 отделений чайной торговли в России.

Достаточно высокие темпы развития пищевой промышленности в первой половине XX века привели к спросу на специалистов данной отрасли, подготовка которых началась еще в начале века в Петербургском, Харьковском технологических институтах, Московском коммерческом институте, Московском высшем техническом училище и др. Однако все эти учебные заведения выпускали только 20-30 специалистов в год.

Новые задачи, вставшие перед отраслью, потребовали резкого увеличения количества выпускаемых специалистов и их подготовке. Сначала в различных вузах создаваться пищевого профиля. Так, В Московском химико-технологическом институте им. Д.И. Менделеева в 1922 г. была организованна кафедра мукомольного производства. С 1925 г. в Московском высшем техническом училище (ныне МГТУ) им. Н.Э. Баумана была начата подготовка специалистов по оборудованию пищевой промышленности.

К 30-м годам XX века относится создание в СССР ряда специальных вузов пищевой промышленности. Первым из них стал Московский институт зерна и муки (МИТЗиМ) с мукомольно-элеваторным и хлебопекарным отделениями.

В это же время была решена еще одна важная проблема - создание отраслевой системы научно-технической информации. Так, в Москве была организованна Центральная научно-техническая библиотека пищевой промышленности (ЦНТБПП), создано специализированное издательство «Пищепромиздат», а также Центральный институт научно-технической информации пищевой промышленности и другие организации.

Современный этап истории развития пищевой промышленности Москвы и Московской области можно рассмотреть на примере молочной промышленности. В 1980-х гг. область давала половину молока, перерабатываемого заводами Москвы. Близ Москвы возникли мощные животноводческие хозяйства. К 1990 г. тут было свыше 1,2 млн. голов - в 2-3 раза больше, чем в любой области Нечерноземья, даже таких «молочных», как Вологодская. Все закупки производило объединение «Молоко». В 1990-х гг. эта структура, распалась; московские комбинаты перешли на импортное сухое молоко. Не все пережили кризис, но на арену вышли новые игроки, включая российскую компанию "Вимм-Билль-Данн" (ВБД). Начав с импорта и продажи соков, она, почувствовав брешь на российском молочном рынке, приобрела Лианозовский и Царицинский комбинаты, завод детского питания, а в области - Раменский молокозавод. Новые технологии, особенно производства йогуртов, требовали качественного свежего молока. ВБД сразу подключил более 60 хозяйств Подмосковья, поставив им технику, горючее и т. д. по лизингу с погашением долга молоком за несколько лет. Это поддержало лучшие предприятия, на них ВБД и сосредоточился. Остальные сдавали молоко на местные заводы, многие из которых находились в кризисе и покупали молоко по более низким ценам. Исключение составил Истринский молокозавод, привлекший иностранные инвестиции, и Рузский, нацелившийся на экологически чистую продукцию. Поляризация молокозаводов влекла за собой и поляризацию агропредприятий. Те, кто не мог обеспечить крупных и качественных поставок на успешные комбинаты, вырезали скот.

К ХХIвека в Московскую область пришли иностранные молочные компании: «Данон», «Эрманн», «Кампина». Конкуренция за сырье обострилась. Московские комбинаты стали проигрывать «иностранцам», дававшим еще более высокие закупочные цены, и те перехватили лучшие агропредприятия. А сырья уже не хватало. Несмотря на рост продуктивности в связи с модернизацией производства, избавлением от больного и низкопородного скота, производство молока в области упало в 1990-х гг. в 2 раза, с 2 до 1 млн. тонн. Правда, с 2000 г. оно почти стабильно и все равно в 3-5 раз больше, чем в других регионах Нечерноземья. Зона закупок молока московскими и подмосковными заводами расширилась до 800 км, выйдя далеко за пределы Московской области. Тем не менее, переработчики предпочитают поставки из Подмосковья: не только ради экономии на транспорте, но и из-за большей надежности и лучшего качества молока. С другими регионами они работают точечно, выискивая хозяйства покрепче. Главным лимитирующим фактором развития молочного хозяйства вне Московской области из-за сильной депопуляции там сельского населения остается трудовой потенциал. Поэтому те предприятия Подмосковья, что пережили тяжелые 1990-е гг., имеют шансы сохраниться, если их не выживут с дорогой подмосковной земли другие землепользователи. А эта проблема уже не разрешима в рамках сельского хозяйства.

Техническая база пищевой промышленности отстала от современных требований. Основные производственные средства отрасли были изношены физически более чем наполовину, а морально практически полностью. Все это остро усугублялось технологической отсталостью, финансовой неустойчивостью предприятий отрасли. В результате на рубеже веков пищевая промышленность России оказались неспособной решить основную задачу обеспечения населения качественными продуктами питания в нужном ассортименте, качестве и по доступным ценам.

Пищевая промышленность России объективно нуждаются в реконструкции на основе новейшей техники и технологии и совершенствования механизма хозяйствования, что обеспечит и высокую конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. А для этого в России имеются все экономические предпосылки.

Делись добром ;)