logo
Разработка элементов системы управления безопасностью пищевых продуктов на ОАО "Тольяттимолоко"

1.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Тольяттимолоко»

Российский молочный рынок является строго сегментированным с присутствием на нем более чем 1400 компаний, включая крупные, средние и мелкие компании. Благодаря такой сегментации, рынок является высоко конкурентным в плане формирования цен на молоко и молочную продукцию. Начиная с 2000 года и по настоящее время, молочные производители постоянно расширяют свои возможности по дистрибуции и придерживаются маркетинговой стратегии, направленной на сокращение объема продаж оптовым покупателям, увеличивая продажи продукции через розничные торговые магазины, привлекая их к сотрудничеству за счет увеличения количества рекламы на телевидении в СМИ и через Интернет. Так как и производители соков, молочники остаются приверженными стратегии регионального развития, постоянно увеличивая предложение молока и молочных производных продуктов в регионах по мере роста регионального потребления. Снижение затрат и улучшение качества молочной продукции остается основным конкурентным преимуществом для большинства молочных компаний, так как креативные маркетинговые стратегии и увеличение бюджета расходов на маркетинг способствуют улучшению осведомленности о продукте и лояльности со стороны покупателей по отношению к известным молочным брендам [26].

На рынках традиционных молочных продуктов основными конкурентами являются российские производители, такие как Юнимилк, а также более мелкие компании, работающие на региональном уровне. На рынке обогащенных молочных продуктов основной компанией является Данон. На рынке йогуртов и десертов, а также в некоторой степени среди детских молочных продуктов конкурируют зарубежные фирмы, например, Данон, Кампина и Эрман, указанные фирмы продолжают осуществлять инвестиции в свою хозяйственную деятельность в России. Сегментация рынка по производителям молочной продукции представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Сегментация рынка по производителям молочной продукции

ОАО «Тольяттимолоко» относится к региональной молочной компании. Продукция распространяется в г. Тольятти и Самарской области. На рисунке 1.3 представлены места сбыта продукции «Тольяттимолоко».

Рисунок 1.3 - Места сбыта продукции ОАО «Тольяттимолоко»

Для того, что бы определить насколько товары «Тольяттимолоко» конкурентоспособны необходимо проанализировать рынок молочной продукции г. Тольятти.

На молочном рынке г. Тольятти можно выделить ряд сильных компаний, среди региональных предприятий, которые составляют конкуренцию «Тольяттимолоко», это молочная продукция под торговым знаком «Простоквашино» компании «Самаралакто», продукция «Вкуснотеево» Воронежского молочного комбината, продукция торговой марки «Кошкинское» ПСК им. Кирова в Кошкинском районе и ряд прочих более мелких предприятий.

Для анализа был выбран географический признак, т.е. наблюдение проводилось по трем районам - Автозаводский, Центральный и Комсомольский, в супермаркетах «Пятерочка», «Пеликан» и «Магнит». Результаты наблюдений представлены на рисунках 1.4, 1.5, 1.6.

Рисунок 1.4 - Распределение молочной продукции в супермаркетах Автозаводского района г. Тольятти

Рисунок 1.5 - Распределение молочной продукции в супермаркетах Центрального района г. Тольятти

Рисунок 1.6 - Распределение молочной продукции в супермаркетах Комсомольского района г. Тольятти

Проведя анализ региональный предприятий, были выявлены следующие результаты: наиболее распространенной является продукция торговой марки «Простоквашино», затем продукция «Вкуснотеево», далее имеющие примерно одинаковый процент товары компаний «Кошкинское» и «Тольяттимолоко». Самый маленький процент по всем трем районам имеет ряд менее известных предприятий.

Высокая популярность продуктов «Простоквашино» может быть связанна с мощной финансовой поддержкой от «Юнимилка», а также с использованием на местных телевизионных каналах рекламных роликов и проведение промо-акций в местах продажи.

Важным инструментом в борьбе за рынки сбыта является качество, оно обеспечивает конкурентоспособность товара. Повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупаются благодаря прибыли. Поэтому «Тольяттимолоко» для повышения конкурентоспособности и, соответственно для укрепления позиций на молочном рынке города, необходимо в первую очередь повышать качество своей продукции. Одним из наиболее эффективных способов достижения качественной готовой продукции является внедрение системы качества ХАССП. Данная система предполагает контроль за безопасностью пищевых продуктов на всей стадии производства, начиная от контроля входного сырья и вспомогательных материалов и заканчивая хранением готовой продукции.

Молоко и молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе россиян. Для эффективного производства безопасной продукции высокого качества, неоходимо предупреждать несоответствия за счет постоянного наблюдения и контроля на каждом этапе процесса производства. Принципы системы ХАССП подразумевают упорядочивание и систематизацию такого контроля. Данная система учитывает потенциально опасные факторы: физические, микробиологические и химические. Система анализа опасных факторов и критических точек управления является научно-обоснованной системой, позволяющей гарантировать производство безопасной продукции путём идентификации и контроля опасных факторов. Система ХАССП является единственной системой обеспечения безопасности пищевой продукции, которая доказала свою эффективность и принята международными организациями. Использование этой системы позволяет перейти от испытаний конечного продукта к разработке предупреждающих методов обеспечения безопасности пищевой продукции [15].

Для того, чтобы ОАО «Тольяттимолоко» получило конкурентные преимущества на рынке молочной продукции, необходимо внедрять передовые разработки по обеспечению безопасности продуктов питания, поэтому применение системы ХАССП является наиболее целесообразным.

Для разработки элементов системы ХАССП был выбран творог с массовой долей жира 9%, производимый в условиях ОАО «Тольяттимолоко». Выбор обусловлен тем, что творог - относительно дешевый продукт, поэтому он будет отбирать определенный объем потребления у более дорогих категорий молочной продукции - сыра, сливочного масла, йогуртов и пр. Кроме того, объем рынка творога в России стабильно повышался на протяжении периода с 2005 по 2009 гг. На рост рынка не повлияло резкое повышение цен в 2007-2008 гг, которое было вызвано подорожанием молока. Кроме того, маркетинговые исследования показывают, что потребление творога в 2011 г. будет расти [43].