Сравнительная оценка зарубежного и российского шоколада

курсовая работа

Товароведная характеристика шоколада

Шоколад, пожалуй, самое популярное и почитаемое лакомство во многих странах мира. Однако не каждый покупатель знает, что его ожидает под красочной оберткой. Итак, какой шоколад бывает, из чего изготавливают настоящий шоколад и на сколько он полезен. Сегодня шоколад - это самая популярная группа кондитерских изделий. Шоколадом принято называть продукт, в котором содержатся какао продукты. К какао продуктам относятся какао тертое и какао масло, которые в свою очередь изготовляют из какао-бобов. Кроме основных компонентов шоколад, в зависимости от вида, может содержать молочные продукты, орехи, ароматизаторы и другие компоненты.

По содержанию какао - порошка шоколад делится на:горький - более 60%;полугорький (десертный) - около 50%;молочный - около 30%.

Плитка молочного шоколада содержит 15% какао-масла, 35% сахара и 20% молочного порошка, полугорького - 45% сахара и до 5% какао-масла, а горького - 40% сахара.

Что касается белого шоколада то он не обладает характерным шоколадным цветом, так как в нем отсутствует какао тертое, а имеет белый цвет с желтоватым оттенком. В такой шоколад вводят более 20% сухого молока, а в качестве какао-продукта используют только какао-масло. В России белый шоколад практически не выпускают: во-первых, это очень дорого, поскольку в нем большая доля какао-масла, стоимость которого велика, а во - вторых, россияне привыкли считать, что шоколад должен быть темным.

Для разных категорий потребителей изготавливают различные сорта шоколада. Например, для детей выпускается шоколад со значительным введением молока и других молочных продуктов и с уменьшенной долей какао тертого.

Для людей, больных диабетом вырабатывают шоколад без сахара. Также выпускают специальные сорта с добавкой витаминов, ореха кола, который обладает тонизирующим эффектом.

Горький шоколад относится к диетическим сортам шоколада. Из-за низкого содержания сахара, он обладает горьким вкусом с едва ощутимым солоноватым привкусом. В состав такого шоколада входят максимально обезжиренные молочные продукты. В качестве начинки в него могут быть добавлены орехи. Сладкие же добавки в такой шоколад не вводят.

По форме и консистенции шоколад подразделяют на: шоколад в плитках, шоколадки,фигурный шоколад,в виде шоколадной глазури.

Последнее применяют для изготовления глазированных конфет, печенья и других сладостей с использованием шоколада. Согласитесь, глазированные шоколадом кондитерские изделия приобретают особый вкус и внешне более привлекательны.

По содержанию какао продуктов:

Шоколад с содержанием какао-продуктов в диапазоне от 25% до 99%. Выделяют обыкновенный, горький и белый виды шоколадов. Обыкновенный или классический шоколад - это шоколад с содержанием какао-продуктов от 35 до 55-60%. А вот в горьком шоколаде содержание какао продуктов превышает 55%. Горький шоколад считается самым полезным, так как именно в нем содержится максимум какао продуктов. Другими словами, изменяя соотношение между какао продуктами и остальными составляющими, можно изменять вкусовые особенности получаемого шоколада -- от горького до сладкого. Чем больше в шоколаде какао тёртого и/или какао масла, тем более горьким вкусом и более ярким ароматом обладает шоколад и тем более он ценится. Что касается белого шоколада, то это полноценный представитель шоколадной империи, а белый он только потому, что в нем отсутствует какао порошок и/или какао тертое, а какао масла в нем не меньше чем в обычном темном шоколаде.

В зависимости от содержания добавок: шоколад без добавлений,шоколад с добавлениями, шоколад с начинками.

Шоколад без добавлений - шоколад в классическом его понимании, изготовляют из какао тёртого, сахарной пудры и масла какао. Такой шоколад обладает специфическими свойствами, присущими какао-бобам.

А вот шоколад с добавлениями, отличается, прежде всего, содержанием добавок, определяющие вкус и «изюминку» конечного продукта. В качестве добавок чаще всего выступают молоко, сливки, орехи, изюм, кусочки фруктов, какао-крупка, крошка вафель и их сочетание. Шоколад, содержащий молочные продукты принято называть молочным. Какао продуктов в молочном шоколаде, часто не превышает 35%.

Шоколад с начинкой - обычный шоколад с начинкой внутри. Начинка в таком шоколаде составляет не более 50% продукта. Наиболее популярна помадная начинка, однако широкое распространение получили также ореховая, шоколадная, сливочная или молочная, кремовая, желейная начинки или их сочетание.В зависимости от рецептуры и способа обработки шоколад подразделяется на:обыкновенный,десертный,пористый,шоколад с начинкой.Основное отличие десертного шоколада от обыкновенного состоит в более тонком измельчении массы и обязательной продолжительной обработке в специальных машинах, называемых коншмашинами.

Обыкновенный, десертный и пористый шоколад вырабатывают без добавок и с добавками. В качестве добавок в шоколад вводят сухое молоко, сухие сливки, обжаренные ореховые ядра, кофе, вафли, цукаты и т. п.

Начинки представляют собой различные конфетные массы - ореховую, фруктовую, помадную, их комбинацию и др.Шоколад без добавок представляет собой продукт, приготовленный из какао тертого, какао-масла и сахара. Такой шоколад иногда называют натуральным. Шоколад с добавками - это продукт, который, помимо какао тертого, какао-масла и сахара, включает в себя различные вкусовые и ароматизированные компоненты.

По форме шоколад делится на:плиточный монолитный;плиточный пористый (имеет в изломе мелкоячеистую структуру, придающую ему нежный вкус, отличающийся от вкуса обычного шоколада);батончики (монолитные или пористые) с начинкой или без нее;шоколадные медали и шоколадные фигуры (которые обычно делают пустотелыми);узорчатый шоколад (его используют для украшения других кондитерских изделий, например тортов).

Кроме шоколада, вырабатываемого для непосредственного использования, его выпускают в виде полуфабриката для производства конфет - шоколадной глазури. Ее изготавливают как без добавок, так и с добавками молока (молочная глазурь) или тертых обжаренных ореховых ядер (ореховая глазурь). Выпускают шоколадную глазурь в виде мелкой стружки или в виде блоков от 3 до 20 килограммов.Рынок шоколада в России - один из самых конкурентных. Множество местных производителей, крупные иностранные компании, открывшие производство в России, практически вытеснили "чистый" шоколадный импорт.

Российский рынок шоколадных изделий отличается высокой концентрацией. Он основных участников рынка можно разделить на три группы: отечественные производители; иностранные компании, открывшие производство в России; импортеры, или международные компании, импортирующие в Россию свою готовую продукцию.

Крупными отечественными производителями шоколадных изделий являются: АО «Красный Октябрь» (в объединение входят: московская фабрика «Красный Октябрь», петербургская «Петроконф»; Коломенская, Рязанская и Йошкар-олинская фабрики, тульская фабрика «Ясная поляна», тамбовская фабрика «ТАКФ»), концерн «Бабаевский» (московская Бабаевская фабрика, московское ОАО «Рот Фронт», челябинский ОАО «Южуралкондитер», ЗАО «Новосибирская шоколадная фабрика» и нижегородское ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»), фабрики «Заря» и «Ударница».

Наиболее крупными представителями иностранных производителей без сомнения можно назвать: MARS в Ступино (номинальная годовая мощность выпуска продукции 50 тыс. тонн), Stollwerсk в Покрове (номинальная годовая мощность 30 тыс. тонн), Nestle - фабрика «Россия» в Самаре (номинальная годовая мощность в 1997 году 52,9 тыс. тонн), Danone - фабрика «Большевик» в Москве, Cadbury в г. Чудово Новгородской области (номинальная годовая мощность 20 тыс. тонн). Хорошо представлена в России и импортируемая продукция Elite, Fazer, Ferrero, Van Houten.

В 2006 году прирост розничных продаж шоколада в натуральном выражении составил всего 5-6% (в то время как за предыдущий год продажи шоколада увеличились на 13%), а в 2007 году рынок вырос всего на 2-2,5 %.

В то же время, в стоимостном выражении темпы роста шоколадного рынка остаются высокими - в долларовом эквиваленте они составляют более 20% в год. Если так пойдет дальше, то по итогам года плитки и конфеты с содержанием масла какао могут подняться в цене на 20-30%. Потребительский спрос продолжает смещаться в сторону более дорогой и качественной продукции.

Структура продаж шоколадных изделий по типам - батончики, развесные шоколадные конфеты, шоколадные конфеты в коробках, шоколадные плитки - на протяжении 2005-2006 годов оставалась практически неизменной.

Самым емким по-прежнему является сегмент развесных шоколадных конфет - на его долю в натуральном выражении приходится немногим менее половины общих продаж шоколадной продукции.

Сегмент шоколадных батончиков остается самым маленьким на рынке шоколадных изделий, однако стабильно сохраняет свою долю в общем объеме продаж на протяжении долгого периода. Спрос на батончики ограничен рамками потребительской аудитории, которую в основном составляет молодежь и подростки, но при этом стабилен.

Львиная доля сегмента принадлежит международным игрокам - компаниям Mars, Nestle и Cadbury, на продукцию которых приходятся порядка 90% продаж, причем более 60% из них контролирует безоговорочный лидер категории -компания Mars. Среди отечественных игроков этого сегмента можно отметить, пожалуй, лишь кондитерскую фабрику "Славянка" (г. Старый Оскол), специализирующуюся на выпуске батончиков и выпускающую оригинальную продукцию под маркой "Чудо" и которая по цене заметно выигрывает у продукции "иностранцев". В настоящее время доля КФ "Славянка " в сегменте батончиков оценивается примерно в 3-4%.

Сегмент шоколадных плиток, занимающий второе место по объему продаж после сегмента развесных конфет, на российском рынке, пожалуй, является наиболее конкурентным. В 2006 году, как и в предыдущие годы, 2/3 продаж этого сегмента контролировали две крупнейшие международные кондитерские компании, имеющие производство в России, - Nestle и Kraft Foods. В то же время и российским производителям за последний год удалось укрепить свои позиции в сегменте шоколадных плиток: к примеру, доля "Объединенных кондитеров", по сравнению с 2003 годом, увеличилась на 0,9 процентных пункта. Среди других игроков можно отметить компанию Alfred Ritter GmbH (Германия). Динамичному росту доли компании на российском рынке, очевидно, способствовало начало производства плиток Ritter Sport в России. В то же время рост доли компании Alfred Ritter все-таки сдерживается достаточно высокой ценой на ее продукцию.

У потребителей наибольшей популярностью пользуются шоколадные плитки с различными добавками - с орехами, изюмом и т.д.

В 2004 году на долю этой продукции приходилось 37,2% общих продаж сегмента, что на 0,8% превысило аналогичный показатель 2003-го. В то же время шоколад с начинками - фруктовыми, алкогольными, пралине и другими -до последнего времени демонстрировал отрицательную динамику, однако в прошлом году и его доля выросла на 0,8% - с 13,9 до 14,7% .

Следует отметить, что на протяжении нескольких предыдущих лет наблюдалось увеличение удельного веса пористого шоколада, однако в 2005г. его доля заметно сократилась.

Доля классического шоколада в общем объеме продаж рассматриваемого сегмента составляет около 30%. При этом более 80% всего объема продаваемых в стране шоколадных плиток приходятся на средний ценовой сегмент, где стоимость килограмма продукции колеблется от 150 до 210 рублей. Однако удельный вес этой категории неуклонно сокращается, так же как и доля дешевого шоколада - менее 150 рублей за килограмм. В то же время динамичный рост демонстрирует премиальный сегмент рынка шоколадных плиток, к которому относится продукция стоимостью выше 210 рублей за килограмм. Его развитие в последние два года происходило за счет активного расширения ассортимента - число премиальной продукции в этот период увеличилось почти на 80%. Лидерство в этой ценовой категории продолжает удерживать концерн "Бабаевский" с марками "Вдохновение" и "Бабаевский".

В то же время наиболее динамично развивающимся игроком этой категории является Alfred Ritter GmbH с серией шоколада Ritter Sport. За последний год несколько укрепила свое положение в премиальном сегменте и компания Kraft Foods: за счет роста доли сравнительно недавно появившегося на отечественном рынке шоколада марки "Каруна", а также за счет улучшения позиций продукции ТМ Milka, производство которой в России началось в 2004 году.

Сегмент упакованных шоколадных конфет - единственный на рынке шоколадных кондитерских изделий, где в течение последних лет отмечалось увеличение доли импортной продукции. Если в 2001 году на долю импорта приходилось не более 5% продаж сегмента в натуральном выражении, то к 2004-му этот показатель приблизился к 15%. Причем основной рост импорта конфет в коробках приходится на премиальную продукцию из Западной Европы. Значимую роль в сегменте играет итальянская компания Ferrero, продвигающая на российском рынке марки Raffaello и Ferrero Rocher.
В данном сегменте лидером является Nestle.

Объединение крупнейших отечественных кондитерских предприятий в холдинг "Объединенные кондитеры" вывело их на вторую позицию в данном сегменте: по итогам 2004 года, холдинг контролировал почти пятую часть общего объема продаж шоколадных конфет в коробках. Третье место принадлежит еще одному международному гиганту - компании Kraft Foods. Далее следуют КО "СладКо" и "Одинцовская кондитерская фабрика" (ТМ "А.Коркунов").

Суммарно пятерка крупнейших компаний контролирует более 70% общих продаж сегмента. В то же время, так же как и в сегменте развесных конфет, для сегмента шоколадных конфет в коробках характерно присутствие значительного числа региональных предприятий. Что касается предпочтений потребителей по видам шоколадных конфет в коробках, то самыми популярными остаются конфеты ассорти. При этом их доля продолжает расти. Одной из наиболее ярких тенденций развития сегмента шоколадных конфет в коробках можно назвать быстрое расширение ассортимента присутствующих на рынке продуктов. Количество марок в сегменте упакованного шоколада за два года увеличилось более чем на треть.

При этом в более дорогих ценовых категориях этот рост был еще более значительным: в высоком сегменте (290-390 руб./кг) с конца 2002 года общее количество марок и разновидностей выросло почти на 70%, в премиальном (390-600 руб./кг) - более чем на 80%.

Подводя итоги, можно прогнозировать, что тенденция замедления темпов развития рынка, очевидно, сохранится и в ближайшие годы. Эксперты компании "Бизнес Аналитика " предполагают, что ежегодный рост продаж шоколадных кондитерских изделий в натуральном выражении не будет превышать 2%. При этом по сегментам рост будет неравномерным, что повлечет за собой ряд изменений в структуре рынка шоколадных изделий. Как ожидается, наиболее высокими темпами будут расти продажи развесных шоколадных конфет, что связано с увеличением их потребления в группах населения с относительно низкими доходами, главным образом, в регионах.

Прогноз роста цен Международной организации производителей какао на 2005 год: конфеты, в которых содержится 15-30% какао, могут стать дороже на 5-10%, а горький шоколад, наполовину состоящий из какао-бобов, на 20%.

Однако, несмотря на значительные трудности, с которыми сталкиваются все участники рынка, «покидать» российский рынок пока никто не намерен. Западные и российские компании-производители снижают объемы производства, импортеры - объемы импорта, но говорить об уходе с рынка крупных компаний-производителей и импортеров пока преждевременно.

Молочный шоколад

Ritter sport

Excellence

Амур

Alpen Gold

Производитель

Германия

Франция

Казахстан

Россия

Вкус и запах

Вкус свойственный без постороннего запаха

Внешний вид

Лицевая поверхность с рисунком,блестящая

Форма

Квадратная без деформаций

Прямоугольная без деформаций

Прямоугольная без деформаций

Прямоугольная без деформаций

Консистенция

Твёрдая

Структура

Однородная

Пищевая ценность

Белки-8г

Углеводы-55г

Жиры-32г

Белки-6г

Углеводы-51г

Жиры-37г

Белки-8,9г

Углеводы-51.г

Жиры-33,6г

Белки-5,4г

Углеводы-57,5г

Жиры-31,6г

Состав

Сахар,пальмовое масло, сухое молоко 12,8%, какао масло, сухое какао 30%, тертое какао, лактоза, сухие сливки, эмульгатор (соевый лецитин), ароматизатор , молока 23%, молочного жира 6%.

Сахар,какао-масло, сливочный жир, лактоза,обезжиреное сухое молоко, экстракт ячменного солода,эмульгатор (соевый лицитин), ароматизатор (ванилин), осадок какао 30%, молочный жир 10%.

Сухое молоко, какао масло, эмульгатор (лицитин соевый), ароматизатор (ванилин), какао тертое, сахар.

Сахар, какао тертое, масло какао, молоко сухое цельное, сыворотка молочная, жир молочный, эмульгатор (лицитин соевый) ,ароматизато (ванилин).

Массовая доля жирных кислот

21,4г

23г

-

-

Масса нетто

100г

100г

100г

90г

Срок хранения

12 месяцев

15месяцев

12 месяцев

12месяцев

Энергитическая ценность

584Ккал

566Ккал

534Ккал

533Ккал

Условия хранения

При t 18С , влажность воздуха 65%.

При t15-18С, важность воздуха 65%.

При t18С, влажность воздуха 75%.

При t18С, влажность воздуха 75%.

Вывод: Я провела сравнительную характеристику молочного шоколада зарубежных и российских производителей. У каждого вида шоколада присутствует добровольный и обязательный сертификат продукции ГОСТ Р. По органолептическим показателям шоколад полностью соответствует ГОСТУ.В шоколаде Ritter Sport и Excellence присутствуют жирные кислоты чего не наблюдается в шоколаде Амур и Alpen Gold. В ходе сравнения шоколада было выявлено ,что самый длительный срок реализации у шоколада Excellence ,а самым калорийным является Ritter Sport.В условиях хранения шоколада сравниваемых марок отличий не найдено кроме влажности воздуха.

Горький шоколад

Бабаевский

Амур

Excellence

Cote Dor

Производитель

Россия

Казахстан

Франция

Бельгия

Вкус и запах

Вкус свойственный без постороннего запаха

Внешний вид

Лицевая поверхность с рисунком,блестящая

Форма

Прямоугольная без деформаций

Консистенция

Твёрдая

Структура

Однородная

Пищевая ценность

Белки-10,5г

Углеводы-32г

Жиры-37г

Белки-6,4г

Углеводы-52,7г

Жиры-33,4г

Белки-9,5г

Углеводы-34г

Жиры-41г

Белки-8,3г

Углеводы-32г

Жиры-39,8г

Состав

Какао тертое,сахар,какао порошок, масло какао , эмульгатор (лицитин соевый), ароматизатор (ванилин).Сделан по ГОСТУ.

Схар,какао тертое, какао масло,ароматизато (ванилин), сэмульгатор (соевый лицитин).

Какао масло, сахар,ароматизатор

(ванилин),соевый лицитин и молоко, массовая доля жирных кислот 24г.

Какао тертое, сахар,какао порошок, масло какао , эмульгатор (лицитин соевый), ароматизатор (ванилин), молоко сухое цельное.

% содержания какао

75%

54%

70%

86%

Масса нетто

100г

100г

100г

100г

Срок хранения

12 месяцев

12 месяцев

15 месяцев

15 месяцев

Энергитическая ценность

530Ккал

530Ккал

566Ккал

534Ккал

Условия хранения

При t15-21С, влажность воздуха 75%.

При t18С, влажность воздуха 75%.

При t 15-18С, влажность воздуха 65%.

При t 15С, влажность воздуха 65%.

Вывод: Я провела сравнительную характеристику горького шоколада зарубежных и российских производителей. У каждого вида шоколада присутствует добровольный и обязательный сертификат продукции ГОСТ Р. По органолептическим показателям шоколад полностью соответствует ГОСТУ.В шоколаде Амур низкое содержания какао, а в шоколаде Cote Dor €высокое содержание какао. В ходе сравнения шоколада было выявлено ,что самый длительный срок реализации у шоколада Excellence и Cote Dor ,а самым калорийным является Excellence .В условиях хранения шоколада сравниваемых марок найдены отличия в температурном режиме и влажности воздуха.

шоколад производитель товароведный органолептический

Молочный шоколад с начинкой (орех)

Ritter Sport

Alpen Gold

Dolci

Lait

Производитель

Германия

Россия

Украина

Франция

Вкус и запах

Вкус свойственный без постороннего запаха

Внешний вид

Лицевая поверхность с рисунком,блестящая

Форма

Прямоугольная без деформаций

Консистенция

Твердая

Структура

Однородная

Пищевая ценность

Белки-7г

Углеводы-47г

Жиры-38г

Белки-6,7г

Углеводы-38г

Жиры-29г

Белки-10,5г

Углеводы-49,6г

Жиры-36,8г

Белки-7,8г

Углеводы-37г

Жиры-33г

Состав

Сахар, лесной орех, какао тертое, какао масло, цельное сухое молоко, лактоза, сухое обезжиренное молоко, обезжиренный молочный жир, эмульгатор (соевый лецитин), ароматизатор натуральный.

Сахар, какао тертое, какао масло, молоко сухое цельное, сыворотка сухая молочная, фундук обжаренный, жир молочный, эмульгвторы (лицитин соевый,Е476), ароматизатор идентичный натуральному (ванилин).

Сахар, фундук жареный, молоко сухое обезжиренное, сливки сухие, эмульгатор лицитин соевый, молоко сухое цельное, какао масло, какао тертое, ароматизатор идентичный натуральному (ванилин).

Сахар, цельный лесной орех, тертый какао, масло какао, подсолнечный лецитин, ароматизатор натуральный (ванилин).

Массовая доля жирных кислот

15,9г

17,3г

15г

-

Масса нетто

100г

90г

100г

200г

Срок хранения

12 месяцев

9 месяцев

12 месяцев

10 месяцев

Энергитическая ценность

559Ккал

550Ккал

553Ккал

550Ккал

Условия хранения

При t18С , влажность воздуха 65 %.

При t18С , влажность воздуха 75 %.

При t18 С, влажность воздуха 75 %.

При t 18С, влажность воздуха 65%.

Вывод: Я провела сравнительную характеристику молочного шоколада зарубежных и российских производителей. У каждого вида шоколада присутствует добровольный и обязательный сертификат продукции ГОСТ Р. По органолептическим показателям шоколад полностью соответствует ГОСТУ.В шоколаде Ritter Sport, Alpen Gold и Dolci присутствуют жирные кислоты чего не наблюдается в шоколаде Lait. В ходе сравнения шоколада было выявлено ,что самый маленький срок реализации у шоколада Alpen Gold и Lait ,а самым калорийным является Ritter Sport.В условиях хранения шоколада сравниваемых марок отличий не найдено .

Белый шоколад

Ritter Sport

Alpen Gold

Milka

Воздуный

Производитель

Германия

Россия

Германия

Россия

Вкус и запах

Вкус свойственный без постороннего запаха

Внешний вид

Лицевая поверхность с рисунком,блестящая

Форма

Прямоугольная без деформаций

Консистенция

Твердая

Структура

Однородная

Пищевая ценность

Белки-7г

Углеводы-49г

Жиры-39г

Белки-6,3г

Углеводы-56,3г

Жиры-32,6г

Белки-6,1г

Углеводы-50,1г

Жиры-31,9г

Белки-4,4г

Углеводы-64г

Жиры-28,3

Состав

Сахар, какао масло, цельное сухое молоко, лактоза, рисовая мука, обезжиренный молочный жир, эмульгатор (соевый лецитин), соль, натуральный ароматизатор, ячменный солод.

Сахар, масло какао, сыворотка сухая молочная, молоко сухое цельное, жир молочный, эмульгатор (соевый лецитин, Е476), натуральный ароматизатор (ванилин).

Сахар, какао масло, цельное сухое молоко, лактоза, рисовая мука, обезжиренный молочный жир), ароматизатор идентичный натуральному (ваниль).

Сахар, какао масло, цельное сухое молоко, молочный жир, сыворотка сухая молочная, содержание какао 22%, эмульгатор (соевый лецитин, Е476), натуральный ароматизатор (ванилин).

Массовая доля жирных кислот

16,43г

17,8г

16,9г

-

Масса нетто

100г

100г

100г

95г

Срок хранения

12 месяцев

9 месяцев

12 месяцев

9 месяцев

Энергитическая ценность

571Ккал

545Ккал

544Ккал

530Ккал

Условия хранения

При t18С , влажность воздуха 75%.

При t 18С, влажность воздуха 75%.

При t18С , влажность воздуха 75 %.

При t18С ,влажность воздуха 75%.

Вывод: Я провела сравнительную характеристику молочного шоколада зарубежных и российских производителей. У каждого вида шоколада присутствует добровольный и обязательный сертификат продукции ГОСТ Р. По органолептическим показателям шоколад полностью соответствует ГОСТУ.В шоколаде Ritter Sport , Alpen Gold и Milka присутствуют жирные кислоты чего не наблюдается в шоколаде Воздушный. В ходе сравнения шоколада было выявлено ,что самый длительный срок реализации у шоколада Ritter Sport и Milka ,а самый маленький срок реализации у шоколада Alpen Gold и Воздушный. Самым калорийным шоколадом является Ritter Sport. В условиях хранения шоколада сравниваемых марок отличий не найдено.

Делись добром ;)