logo
attachments / О качестве и безопасности пищевых продуктов

Новая процедура санкционирования гм пищи и кормов

Разрешительная процедура по Регламенту 2003 г. начинается с того, что заинтересованное лицо посылает заявление в национальную компетентную администрацию государства-участника, на территорию которого продукция первоначально поступит к обороту.

К заявлению прилагаются: предложения по маркировке пищи; документы, подтверждающие независимые, наилучшим образом проведенные оценки; того, что характеристики заявляемой ГМ пищи не отличаются от ее традиционных аналогов с учетом естественных вариаций показателей; обоснования, что пища не противоречит этическим и религиозным требованиям; условия коммерциализации продукции; методы обнаружения и идентификации генетических измененных конструкций; пробы пищи; предложения по пост-продажному мониторингу. Если продукция предполагает включенное живое GMOs, то необходимо представить материалы оценки риска для окружающей среды, план по мониторингу.

Получив заявление, национальные власти немедленно информируют EFSA, принимаются меры для консультаций с Европейской группой по Этике в науке и новым технологиям. EFSA информирует другие государства-участники и Комиссию о поступившем заявлении, обеспечивает доступность документов. Досье материалов предлагается для ознакомления общественности. Научные оценки продукции на предмет причинения вреда для здоровью и окружающей среды проводятся EFSA, которая в течение 6 месяцев дает положительное или отрицательное заключение. Такое заключение направляется Европейской Комиссии, государствам-участникам и заявителю, после удаления конфиден-циальной информации - делается доступной общественности. Общественность посылает замечания в Комиссию в течение 30 дней с публикации. В течение 3 месяцев после получения мнения EFSA, Европейская Комиссия направляет в Комитет (Committee on the Food Chain and Animal Health) проект решения для предоставления или отказа в санкционировании. При этом учитывается мнение EFSA, другие положения законодательства Сообщества. Проект решения для его одобрения, также как и раньше существовало, должен получить квалифицированное большинство голосов государств-участников в рамках Регулирующего Комитета. Регламент установил, что GMOs, который вероятно будет использован в пищу и для корма, может быть разрешен только для обоих использований.

Санкционирование (разрешение) предоставляется на период 10 лет, с включением продукции в Государственный регистр ГМ-пищи и кормов. Упрощенная процедура для коммерциализации ГМ пищи, которая считается существенно эквивалентной имеющимся пищевым аналогам, как указано в Регламенте 2003 г., - будет постепенно прекращаться.

ГМ продукты, уже получившие разрешения по ранее действовавшему законодательству, признаются правомерно находящимися в обороте. Производители, однако, обязаны в течение 6 месяцев с вступления в действие нового законодательства представить в Комиссию методы взятия проб, выявления ГМ компонентов и конструкций. Регламент также учредил Joint Research Center (JRC) Европейской Комиссии для сертификации методов обнаружения генно-модифицированных конструкций.

Непреднамеренное присутствие ГМ материала в продукции является результатом ее выращивания, обработки, хранения, транспортировки. В соответствие с Регламентом 2003 г. N 1829/2003 имеются ввиду GMOs или произведенное из него сырье, которые уже оценены Научным Комитетом (EFSA), и если последний представил Европейской Комиссии отчет об их безопасности для человека и окружающей среды. Регламент 2003 г. допускает присутствие в пище и кормах таких генно-модифицированных компонентов, окончательные офици-альные решения по которым не приняты до максимально возможного уровня - не выше 0,5 % от общего состава продукта. Регламент ограничивает срок заявленного правила - 3 годами и обеспечивает, что методы выявления генно-модифицированной конструкции, или ГМ ингредиента должны быть доступны общественности.