logo
attachments / О качестве и безопасности пищевых продуктов

Глава IV. Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов

Статья 15. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов

1. Глава IV Закона посвящена правовым мерам по безопасности и качеству пищевого продукта на всех этапах его жизненного цикла (разработка новой продукции, подготовка ее к производству, постановка на производство, изготовление, хранение, транспортировка, реализация (в том числе посредством оказания услуг в сфере торговли или в общественном питании), а также утилизация или уничтожение некачественной, опасной продукции). Международно - признанным и реализованным в Базисном регламенте ЕС N 178/2002 является принцип "с поля на стол" (from farm to table). То есть возникновение и качество пищевого продукта контролируется уже у производителя на полях, на фермах, птицеводческих и животноводческих комбинатах.

2. Статья 15 комментируемого закона устанавливает исходные, наиболее общие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, подлежащих реализации. Продукция, во-первых, должна отвечать требованиям пищевой ценности (удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии). Во-вторых, соответствовать обычно предъявляемым требованиям в части органолептических свойств /показателям вкуса, цвета, запаха и консистенции/, удовлетворять традиционно сложившимся вкусам и привычкам населения. Органолептические свойства пищевых продуктов не должны изменяться при их хранении, транспортировке и в процессе реализации. В третьих, не нарушать требования к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных) и биологических веществ, их соединений в пищевых продуктах, то есть гигиеническим нормативам.

Специалисты по санитарии классифицируют опасные чужеродные вещества, поступающие в пищевые продукты и способные причинить вред человеческому организму на контаминанты природного и антропогенного происхождения. Контаминанты природного происхождения: бактериальные токсины, микотоксины, фитотоксины. Антропогенного происхождения: токсичные элементы; радионуклиды; азотосодержащие соединения, полихлорированные бифенилы, диоксины; препараты, применяемые в животноводстве (кормовые добавки, лекарственные средства, стимуляторы роста) и растениеводстве (средства по борьбе с вредителями растений, фумиганты, пестициды и ядохимикаты, нитраты). Контаминанты в связи с технологией пищевого производства: пищевые и биологически активные добавки к пище.

Конкретные гигиенические нормативы, установленые для всех указанных выше контаминантов, содержатся до принятия технических регламентов в соответствующих санитарных правилах. *(66) Обычно нормируется по отдельным группам продуктов как массовая доля, так и допустимый уровень содержания (в том числе допустимые остаточные количества).

В литературе также указывается, что опасные химические и биологические вещества попадают в пищевые продукты - как по биологической цепи через обмен веществами между живыми организмами, воздухом, водой, почвой, так и по пищевой цепи, включающей промышленное производство, хранение, упаковку, перевозку. *(67)

3. Производители пищевых продуктов и продовольственного сырья обязаны разрабатывать достоверные методы определения опасных веществ в продукте, проводить контроль за их остаточным количеством. Осуществляется контроль за поступлением в пищевой продукт и в продовольственное сырье посторонних веществ антропогенного происхождения, нитратов, тяжелых металлов, иных опасных химических и биологических веществ (бактерий, вирусов, риккетсий).

Традиционно нормируется содержание опасных химических соединений (свинец, мышьяк, кадмий, ртуть, олово, хром, бензаперен), также содержание диоксинов, полихлорированных бифенилов и радионуклидов, антибиотиков (левомецетин, грицин), пестицидов, гистамина, микотоксинов, например, (афлотоксинов), патогенных микроорганизмов (сальмонеллы), стимуляторов роста. Указанные названия (понятия) опасных химических соединений, препаратов включены в содержание нормативных правовых актов и являются соответственно правовыми.

Микробиологическая чистота продуктов питания зависит от санитарно-технического состояния пищевых объектов, наличия современного технологического и холодильного оборудования, соблюдения технологии производства, температурных условий хранения скоропортящихся продуктов, соблюдения сроков годности, условий транспортирования и оборота продуктов питания, товарного соседства при их реализации, профессиональной подготовки персонала, соблюдения правил личной гигиены и своевременного прохождения медицинского осмотра персоналом. Нарушение вышеперечисленных условий приводит к загрязнению пищи возбудителями острых кишечных инфекций, пищевым отравлениям.

Проводится работа по гармонизации показателей безопасности пищевых продуктов, принятых в международной практике и нашей стране.

4. В Статье 15 комментируемого Закона закреплена специфичность требований к продуктам детского и диетического питания. Такой подход получил развитие в статье 17 Закона. В ней указано, что "при изготовлении продуктов детского питания и продуктов диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с применением кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений".

В СанПиН 2.3.2.1078-01 содержится указание на то, что "не допускается присутствие бензапирена *(68), микотоксинов *(69) в продуктах детского и диетического питания. В производстве таких продуктов не разрешено использование консервантов, в некоторых из них не допускаются красители, подсластители (за исключением специальных продуктов для детей, страдающих сахарным диабетом), применение других пищевых добавок допускается".

5. Государственные доклады "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации" за период 1997-2003 гг. предлагают следующую информацию по загрязнению продуктов питания контаминантами химической и биологической природы. Данные о ранжировании территории России по удельному весу проб, не отвечающих санитарно-химическим (гигиеническим) показателям. В 1997 г. меньше всего нестандартных проб выявлено в Северо-Кавказском и Центрально-Черноземных районах - 3,63 и 3,99%, худшее положение в Восточно-Сибирском и Северном Регионах - 9,5 и 10,1% нестандартных проб (по причинам сложности доставки продукции и проблем ее хранения).

Группа продуктов с самым высоким уровнем нестандартной продукции в 1997 г. - "алкогольные напитки" (16,9% которых не отвечали требованиям гигиенических нормативов и технической документации); 2-ое место по количеству нестандартных проб занимала группа "мед и продукция пчеловодства" (8,35% от всех проб не соответствует требованиям); 3-е место - "рыба и рыбопродукты", имевшие показатели нестандартной продукции 7,7 и 2,2%; 4-е место - мясопродукты (7,7%). Наиболее низкий (менее 3%) удельный вес нестандартных проб по микро-биологическому загрязнению установлен в Северо-Кавказском и Центрально-Черноземных районах, наиболее высокий около 10% - в Западно-Сибирском и Дальневосточных регионах.

В 1998 г. наибольшее количество продукции, нестандартной по санитарно-химическим показателям было выявлено в Северном, Восточно-Сибирском и Дальневосточных регионах (от 7 до 9% исследованных проб). Менее всего такой продукции было обнаружено в Центральном районе - 4,7% нестандартных проб. Наиболее значимыми загрязнителями в 1998 г. - оставались нитраты, как результат невыдерживания сроков ожидания после азотных подкормок растений. В Самарской и Свердловской областях - токсичные элементы обнаруживались в 90% исследованных продуктов питания. Худшие показатели по нитратам наблюдались в Республике Бурятия - 6,16% нестандартных проб; Чукотском автономном округе - 7,09%; Агинском-Бурятском автономном округе - 9,44%; Карачаево-Черкесской республике - 9,54%. Наиболее благоприятная обстановка с содержанием нитратов в продуктах питания сложилась в Амурской области - 0,07% нестандартных проб; Республике Адыгея - 0,34%; Белгородской области - 0,37%; Костромской области - 0,43%; Санкт-Петербурге - 0,44%. По содержанию наиболее высокотоксичных элементов (ртуть, свинец, кадмий, мышьяк, цинк) - наиболее неблагоприятная ситуация на тот период была в Восточно-Сибирском регионе, в Читинской области и Республике Бурятия. От 40% до 50% проб (от всей исследованной продукции) не отвечали требованиям стандартов.

В 1999 и 2000 годах ситуация с удельным весом нестандартных проб по материалам Государственных докладов не изменилась.

В 2001 году - снизился удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по таким загрязнителям, как тяжелые металлы (за исключением кадмия), пестицидам, нитратам. Наибольший удельный вес нестандартных проб имел место при исследованиях проб на нитраты. В ряде субъектов Российской Федерации количество проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, оказывался значительно выше, чем в среднем по стране (4,38%) и составлял в Республиках Хакассия, Тыве, Ингушетии, Эвенкийском и Чукотском автономных округах (11,3-15,9%).

В Государственном докладе за 2002 г. отмечалось, что в отчетном периоде Госсанэпидслужбой России исследованы 1 324968 проб по санитарно-химическим показателям. Не отвечали по медико-биологическим требованиям и гигиеническим нормативам 51713 проб или 3,9%, в 2001 г. - 4.4%. По приоритетным загрязнителям на первом месте находились нитраты 1,78%, затем токсичные элементы - 0,25%, пестициды - 0,20%, свинец - 0,09%, нитрозамины - 0,08%, микотоксины и кадмий по 0,05%, ртуть - 0,02%. Показатель выше среднероссийского (0,02%) по удельному весу проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по содержанию пестицидов - в Южном, Приволжском и Дальневосточном округах. По содержанию микотоксинов показатель неудовлетворительных проб выше средне республиканского (0,05%) был отмечен в Приволжском, Северо-Западном, Дальневосточном федеральных округах. По содержанию токсичных элементов в Сибирском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах удельный вес проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, выше средне республиканского. Как и в прежние годы, наибольшее количество партий забракованных продуктов составляли: молоко и молокопродукты - 19349, сахар и кондитерские изделия - 17346, мясо и мясопродукты - 16487, консервы - 5518, рыба и рыбопродукты - 5426. При ранжировании по федеральным округам по объему забраковок - первое место относилось к Сибирскому федеральному округу, затем по нисходящей линии Южному, Центральному, Уральскому, Приволжскому, Дальневосточному и Северо-Западному федеральному округу. Загрязнение пищевых продуктов по микробиологическим показателям в 2002 г. имело тенденцию к снижению.

По данным Государственного доклада в 2003 г. санитарно-эпидемиологическая ситуация в области химической безопасности и качества продовольствия имела тенденцию к улучшению, за исключением отечественных продуктов детского питания и овощей. Удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям в среднем составлял 3,79%. Тем не менее, в Калужской области не отвечали гигиеническим показателям 12% исследованных проб рыбы и рыбопродуктов, по 9% - мяса и кондитерских изделий, в Тамбовской области при среднеобластном показателе 4,7% в Тамбовском районе он был равен 9,2%, Рассказовском - 8,2%, в г. Мичуринске - 6,8%. В Республике Дагестане загрязненность контаминантами составила 4,1%. Больше всего продуктов питания загрязнено нитратами - 2,17%, на втором месте токсичные элементы - 0,17%, в т. ч. по нисходящей идут пестициды, нитрозамины, микотоксины, кадмий, свинец, ртуть. При выборочном ранжировании федеральных округов и территорий по удельному весу проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по содержанию токсичных элементов (в т. ч. мышьяка), видно, что выше среднероссийского показатели в Архангельской (1,94), Свердловской (1,13), Тверской (0,77) областях, Республике Бурятии (0,74), Удмуртской Республике (0,62). Относительно округов - это Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа.

Удельный вес проб продуктов питания, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в течение последних четырех лет составлял более 6%, но в 2003 г. по сравнению с 2002 г. этот показатель вырос и составил 6,6% (2002 г. - 6,2%). Это произошло в основном за счет следующих групп продуктов питания: мясо и мясопродукты, продукция птицеводства, молочная продукция, мукомольно-крупяная и кондитерская продукция. Основными причинами браковки партий пищевых продуктов были - истекшие сроки годности, отсутствие документов на реализуемые продукты, неудовлетворительные результаты микробиологического и санитарно-химического исследования продуктов, нарушение условий их транспортирования и хранения. Как показал анализ, в 2003 г. количество забракованных партий значительно выросло по сравнению с 2002 г. и составило 129 500 (2002 г. - 96 479), но находится на уровне 1998-2001 годов. Наибольшее число партий забракованной продукции приходилось на мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, сахар и кондитерские изделия, пиво и безалкогольные напитки, консервы. В 2003 г. всего забраковано 9 870 тон, в том числе импортного производства 895 т. Наибольшее количество продукции забраковано по следующим видам пищевых продуктов и продовольственного сырья: алкогольные напитки, овощи и бахчевые, хлебобулочные и мукомольно-крупяные, молоко и молочные продукты. *(70)

Статья 16. Требования к обеспечению качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий при их разработке и постановке на производство

1. Разработка и постановка на производство новых пищевых продуктов, то есть произведенных по новым технологическим процессам, из новых видов сырья, впервые ввезенных - неотъемлемый атрибут, обычное явление развитого потребительского рынка и пищевой промышленности.

Новые пищевые продукты, материалы и изделия подлежат государственной регистрации, проекты технических документов на них, опытные образцы продукции, опытные условия производства - проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу *(71) (при необходимости ветеринарно-санитарную экспертизу).

2. Абзац 1 п. 2 ст. 16 комментируемого Закона определяет - какие показатели и требования к пищевым продуктам должны быть включены в текст технических документов. Кроме того, разработчики и изготовители новой пищевой продукции обязаны устанавливать и обосновывать 1) такие показатели (не ниже требований нормативной документации для соответствующих видов пищевых продуктов), 2) требования к упаковке и маркировке, 3) к условиям изготовления и оборота продукции, утилизации и уничтожению; 4) к информации о таких продуктах, к программам производственного контроля и методикам испытаний. Указанные показатели обязательно содержатся в текстах технических документов. *(72)

3. Подробнее о государственной регистрации новых пищевых продуктов и о том, какие пищевые продукты являются новыми, читайте в комментарии к статье 10 Закона.

Показатели технических документов имеют в большинстве своем общеобязательный характер. Обязательность требований технического документа для изготовителя, который утверждается самим же изготовителем, может означать только невозможность изменить требования и показатели, обеспечивающие соответствие продукции требованиям по безопасности и другим обязательным требованиям, установленным соответствующими нормативными правовыми актами.

Законодательство г. Москвы определяет, что требования утвержденной технической документации, являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов. *(73)

Проекты технических документов подлежат санитарно-эпидемиологической, ветеринарной экспертизам и утверждаются изготовителем только при получении положительных заключений и иных согласований.

При отсутствии в санитарных правилах требований безопасности и пищевой ценности для конкретного нового или впервые ввозимого вида пищевых продуктов, при санитарно-эпидемиологической экспертизе устанавливаются показатели для такой продукции. Это те, которые указаны разработчиком нового вида продукта в проекте нормативного и/или технического документа; установлены действующими санитарными правилами к аналогичному по составу и свойствам продукту; предъявляемые к продукту в стране его происхождения; рекомендуемые международными организациями (п. 2.12 СанПиН 2.3.2.1078-01).

Статья 17. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении

1. Изготовитель пищевых продуктов разрабатывает и внедряет системы качества; проводит производственный контроль каждой партии пищевых продуктов и выдает по результатам удостоверение качества и безопасности; продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, маркирует знаком соответствия или знаком обращения на рынке. Изготовитель обязан соблюдать нормативно установленные общеобязательные требования к сырью растительного и животного происхождения. Такое сырье допускается к использованию только после ветеринарно-санитарной экспертизы, получения заключения государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

2. Для веществ и препаратов, традиционно используемых в животноводстве и растениеводстве, и для соединений, применяемых в технологических целях (пищевые добавки, вспомогательные средства, биологически активные добавки к пище) обязательны: государственная регистрация, получение положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами, также подлежат указанным процедурам.

Об особых требованиях законодательства к продуктам детского и диетического питания, читайте в комментарии к статье 15 Закона.

Изготовитель некачественной и опасной пищевой продукции *(74) приостанавливает ее изготовление (производство), изымает из оборота, обеспечивает возврат от покупателей (рекламацию), организует в установленном порядке экспертизу, утилизацию или уничтожение.

Статья 18. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке

1. Об информации, необходимой для пищевых продуктов на их этикетках и маркировке, читайте в комментарии к статье 5 Закона. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 696 "О знаке обращения на рынке" утверждено изображение знака обращения на рынке. До принятия общих и специальных технических регламентов продолжается широкое применение знака соответствия при обязательной сертификации и декларировании соответствия. *(75)

2. Особые требования маркировки некоторых видов продукции. С 1999 г. обязательной маркировке подлежит табак и табачные изделия, производимые на территории РФ, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции, а также ввозимые на таможенную территорию алкогольная продукция, табак и табачные изделия, за исключением экспортируемых, подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками.

Статья 19. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках

1. Указанные в статье правила имеют общий характер и сводятся к обязанностям соответствующих лиц соблюдать требования нормативных документов к указанным операциям и, в частности, хранить и перевозить продукцию в специально оборудованных помещениях и транспортных средствах с обязательно имеющим санитарным паспортом.

2. Гигиенические требования для подвижного состава на железной дороге и обслуживающих их лиц: вагон (термос, цистерна, зерновоз и прочее) должен быть в технически исправном состоянии и легко поддаваться санитарной обработке; пищевые продукты перевозятся в специальных вагонах после их мойки, дезинфекции, разрешений органов санитарно-эпидемиологического надзора, при соблюдении необходимого температурного режима; лица, сопровождающие некоторые виды вагонов (рефсекции), должны получать личную медицинскую книжку. Запрещено транспортировать пищевые продукты совместно с токсичными, остро пахнущими, радиоактивными и другими опасными веществами. Исключается контактирование продовольственного сырья и готовой продукции. Санитарные паспорта для железнодорожного транспорта выдаются должностным лицом санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте. *(76)

Статья 20. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их реализации

1. Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по реализации пищевых продуктов являются "Правила продажи отдельных видов товаров", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 01.02.2005). Установлены некоторые особенности реализации пищевых продуктов в розничной торговле: все они за исключением определенных видов пищевых продуктов, должны быть расфасованы и упакованы.

На продовольственных рынках пищевые продукты непромышленного изготовления допускаются к реализации только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. В случае порчи продукции при ее реализации продавцы, поставщики обязаны снять продукцию с реализации, отозвать от потребителей, направить на экспертизу, утилизацию или уничтожение.

2. Особые правила установлены для лиц, реализующих спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Такие организации должны оснащаться необходимым оборудованием для хранения и отпуска спирта, а также лабораториями контроля его качества, соблюдать квоты на закупку.

Поставщики и продавцы алкогольной продукции обязаны получать лицензии на осуществление этой деятельности. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции лицам до 18 лет, вблизи культурно-просветительских и лечебных учреждений, без сертификатов соответствия и акцизных, специальных марок.

В настоящий момент имеются литературные источники по правилам торговли различными видами товаров. *(77)

Статья 21. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации

1. Согласно ст. 21 пищевые продукты, материалы и изделия (ПМИ), ввозимые на территорию РФ, - должны соответствовать требованиям нормативных документов, кроме этого впервые ввозимые - подлежат обязательной государственной регистрации, предусмотренной в ст. 10 комментируемого Закона.

Пищевая продукция и ПМИ из-за рубежа, допускаются на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства при поставке каждой партии такой продукции, являются существенным условием договоров (контрактов). При их отсутствии в договоре, он считается незаключенным.

2. В настоящее время ввоз в Россию товаров регулируется Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Порядком ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации (зарегистрирован в Минюсте РФ от 15 июня 1994 г. N 599), а также Письмом Госстандарта РФ от 10 января 1996 г. N 210-9/40 "О сертификации соответствия на ввозимые на территорию РФ товары". Ввоз в Россию товаров из стран-участниц Соглашения Межгосударственного Совета стран СНГ, а равно как из любых других стран, может осуществляться при наличии на ввозимый товар сертификата соответствия ГОСТ Р или сертификата ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Общество по сертификации в Европе), а также если товар сертифицирован в признанной Госстандартом России национальной системе страны-экспортера, в котором произведены эти продукты. Сертификаты национальных систем стран-экспортеров должны переоформляться на сертификаты соответствия Системы ГОСТ Р. Переоформления проводится без проведения испытаний продукции, в уведомительном порядке, при условии правильного и достаточного отражения требований по безопасности в предъявляемых документах на ввозимую продукцию. В приложении указанному письму приведен перечень стран, национальные системы сертификации которых признаны Госстандартом России.

Цели ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты территории Российской Федерации это ограничения по ввозу на территорию РФ сельскохозяйственных животных, сырья животного происхождения, подкарантинной растительной продукции (растений). Запрещается ввозить (перевозить) на территорию (по территории) России больных заразными заболеваниями животных, продукты животноводства, полученные от больных животных; минуя пограничные ветеринарные контрольные пункты, перевозить продукцию без ветеринарных свидетельств, без предъявления пограничному государственному ветеринарному надзору животных всех видов, продукты и сырье животного происхождения. Согласно ст. 14 Закона РФ от 14.05.1993 г. "О ветеринарии" все организации, учреждения, граждане, юридические лица закупают за рубежом и ввозят в Российскую Федерацию животных, продукты животноводства и корма с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.

3. Растения и продукты растительного происхождения подвержены инфекционным (вирусным, бактериальным, грибным) болезням. К вредителям растений относят различного рода насекомых и их личинок (клещи, тли, саранча, слепняки, мухи настоящие и капустные и т.д.). Федеральный закон от 15 июля 2000 г. "О карантине растений" направлен на обеспечение фитосанитарной охраны территории Российской Федерации, т.е. на предотвращение заражения ее вредителями растений и сырья растительного происхождения. Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции, той, которая может быть носителем вредных организмов, разрешается в пунктах пропуска (пограничных пунктах карантина растений); при обязательном первичном государственном карантинном фитосанитарном контроле (досмотре) и вторичном - в местах назначения; сопровождается фитосанитарным сертификатом; документами, удостоверяющими соблюдение правил и норм карантина растений. Запрещается ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции, зараженной карантиными объектами (болезнетворными организмами), а также, если ввоз осуществляется с нарушением норм и правил карантина.

Определены обязанности должностных лиц органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора, государственного фитосанитарного контроля при ввозе продукции на территорию РФ. Это: досмотр ввозимой продукции; проверка товарно-сопроводительных документов и принятие решения о возможности оформления ввоза или о временном приостановлении оформления при обоснованном сомнении в безопасности продукции; принятие решения о запрещении ввоза, если продукция признана опасной; внесение в товарно-сопроводительные документы отметок об опасности продукции и запрете ее реализации.

Если владелец опасной продукции в течение 10 дней не вывезет ее за пределы территории РФ, она будет конфискована в соответствии с законодательством РФ и направлена на экспертизу для решения вопроса об ее утилизации или уничтожении.

Статья 22. Требования к организации и проведению производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий

1. Производители, продавцы, поставщики, перевозчики, хранители на протяжении всего цикла существования пищевой продукции, материалов и изделий осуществляют производственный контроль, контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов и материалов. Также обеспечивается обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции, визуальный контроль должностными лицами организации за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий.

2. Исполняя обязанности по проведению производственного контроля предприятия и организации: проводят лабораторные исследования и испытания; на каждом предприятии официально определяют работников, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля; обеспечивают наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля; комплекс мероприятий по государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции; проводят процедуры лицензирования, подтверждения соответствия, санитарно-эпидемиологическую экспертизу на продукцию, работы и услуги; осуществляют контроль за соблюдением лицензионных и сертификационных условий в части соблюдения санитарного законодательства; контроль за наличием у работников спецодежды, специальной обуви (своевременностью ее замены и обработки); контролируют соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной или иной деятельности; привлекают к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников объекта, виновных в нарушении санитарного законодательства; при нарушении санитарных правил на объекте - приостанавливают или полностью прекращают деятельность отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, прекращают использование в производстве сырья, не соответствующего установленным требованиям; изымают небезопасную продукцию из оборота и принимают меры по ее безвредному использованию; отстраняют от работы лиц, не прошедших своевременно профилактических медицинских осмотров, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию с учетом профиля деятельности, разрабатывают программу производственного контроля (ПК). ПК согласовывается главным врачом (заместителем главного врача) соответствующего учреждения, организации, осуществляющих функции санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), и утверждается руководителем организации.

3. Программа должна включать следующие данные: перечень должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению ПК; перечень объектов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием периодичности их проведения; перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с нарушениями технологических процессов.

Испытательная лаборатория по проведению исследований, испытаний и измерений для целей производственного контроля, должна иметь аттестат аккредитации и соответствовать всем требованиям, установленным Системами аккредитации испытательных лабораторий или другими признанными системами аккредитации. Если у юридического лица или индивидуального предпринимателя отсутствуют условия для проведения производственного контроля, эти работы проводятся на договорной основе иными организациями, соответствующим образом аккредитованными. *(78)

Статья 23. Требования к работникам, осуществляющим деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов

1. Статья 23 Закона устанавливает особые требования к работникам, непосредственно контактирующим с пищевой продукцией в процессе ее изготовления и оборота, в том числе в розничной торговле и общественном питании. Такие работники при приеме на работу проходят медицинский осмотр, периодические медицинские осмотры и гигиеническое обучение. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, к работе не допускаются; данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Приказом Минздрава от 14 апреля 2000 года N 122 утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с оборотом пищевых продуктов и питьевой воды. Важным документом в сфере контроля за работниками является "Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения", утв. Приказом Минздрава Российской Федерации от 29.06.2000 г. N 229.

2. Нарушения технологических режимов производства, условий хранения и сроков годности пищевых продуктов, отсутствие производственного контроля на предприятиях-изготовителях, вовлечение в производство и оборот продуктов питания людей без соответствующей профессиональной подготовки, недостаточная технологическая оснащенность предприятия - создают изменение качества и безопасности пищевых продуктов и вызывают необходимость их забраковки.

За нарушения, выявляемые на объектах пищевой промышленности, общественного питания и торговли в ходе проведения мероприятий санитарно-эпидемиологического надзора, применялись меры административного принуждения: штрафы, приостановлении эксплуатация объектов, отстранение лиц от работы. Подробные статистические данные по применению этих видов административного принуждения содержатся в Государственном докладе о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2003 году. *(79)

Статья 24. Требования к изъятию из оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий

Статья 25. Требования к проведению экспертизы, к утилизации или унчтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъятых из оборота

1. Все основания к признанию продуктов некачественными и опасными указаны в статье 3 комментируемого Закона. Они дублируются в статье 25 Закона как основания к проведению их экспертизы, утилизации или уничтожения.

Как правильно указывает Парций Я.Е., практические основания для изъятия продукции из оборота могут быть условно разделены на три группы: 1) недоброкачественность, т.е. несоответствие потребительским свойствам, определенным техническими документами; 2) опасность, т.е. несоответствие требованиям по безопасности, установленным нормативными документами; 3) нарушение других, установленных законодательством требований к оборотоспособности продукции.

2. Некоторые правила проведения экспертизы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263, *(80) восприняты статьей 25 комментируемого Закона, другие - применяются в силу прямого действия подзаконного акта.

- утилизация или уничтожение пищевых продуктов и ПМИ проводится без производства экспертизы, если владелец не может подтвердить их происхождение, либо которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека. До утилизации или уничтожения владелец такой продукции в присутствии представителя органа государственного контроля (надзора) изменяет ее свойства путем, например, денатурации;

- изъятая из оборота продукция, до проведения экспертизы и на период ее проведения, должна строго учитываться, изолироваться и храниться в условиях, исключающих доступ к ней. Ответственность за это несет владелец продукции;

- на основании заключения проведенной экспертизы принимается решение о запрещении ее использования в пищу, утилизации или уничтожении;

- пищевая продукция, запрещенная для употребления в пищу, может быть использована на корм животным, в качестве сырья для переработки или для технической утилизации. Решение о возможности использования такой продукции на корм животным принимается исключительно органами государственного ветеринарного надзора;

- в случае принятия решения об уничтожении пищевой продукции ее владелец обосновывает возможные способы и условия уничтожения, которые согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Экспертиза (санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная, товароведческая и другие) некачественной и опасной пищевой продукции проводится органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией. В ходе экспертизы производятся: оценки сопроводительной документации; исследования состояния упаковки и маркировки продукции, внешний осмотр, идентификация. В процессе экспертизы выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, при необходимости назначаются лабораторные исследования и испытания.