logo
attachments / О качестве и безопасности пищевых продуктов

Введение

Вниманию читателей предлагается научно-практический комментарий к Федеральному закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Это первый подобного рода постатейный комментарий к указанному Закону. Несмотря на небольшой объем текста самого ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", достаточно широка сфера его применения. Основные положения Закона, кроме самих пищевых продуктов, распространяются на материалы по их изготовлению (технологическое оборудование), иные материалы пищевого контактирования, парфюмерно-косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия. Изучение базовых правовых основ безопасности и качества пищевых продуктов - жизненно необходимо. Сокращение ведомственного контроля качества, повышение удельного веса частного сектора в пищевой промышленности, усложнение пищевых технологий, рост импорта недоброкачественных продуктов, антропогенное загрязнение продуктов питания - все это продолжает оставаться реалиями сегодняшнего дня.

С 2003 г. в России началась важная с точки зрения международного взаимодействия реформа технического регулирования. Ставится задача сведения всех обязательных требований разного профиля (санитарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, фитосанитарных, технологических) в один правовой документ - технический регламент. Минимально необходимые и обязательно соблюдаемые требования по безопасности продукции, в частности, биологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, будут устанавливаться исключительно в технических регламентах. В связи с проводимой реформой с 2003 г. положения ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" являются общеобязательными только в той части норм, характер которых - поддержание биологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, соблюдение требований к пищевой ценности пищевых продуктов, материалов и изделий (ПМИ). Все остальные качества пищевых продуктов, то есть такие потребительские свойства, как органолептические характеристики (вкус, запах), дизайн, технологическая взаимозаменяемость, пригодность для обычных целей использования и другие, не влияющие на безопасность - достигаются в добровольном порядке. Основные инструменты технического регулирования - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

В России до 2010 г. предполагается разработать около 2000 технических регламентов. В связи с этим после принятия конкретного технического регламента соответствующие ему прежние нормативные правовые акты будут отменены. Это определяет существование вопроса - какое время применяемый с 2000 г. Федеральный закон РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" будет оставаться действующим законодательным актом? В настоящее время в процессе разработки и принятия находятся два общих технических регламента санитарно-гигиенической направленности, причем один из них посвящен безопасности пищевых продуктов. *(1) Согласно указанным проектам - до принятия специальных технических регламентов, регулирование в области санитарно-эпидемиологической безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов осуществляется в соответствии с федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Перспективы принятия и вступления в силу всех специальных технических регламентов существенно отдалены по времени. Остаются также открытыми вопросы об экономической целесообразности принятия технических регламентов, их детальном содержании, о методических подходах к правильному обоснованию выбора требований, подлежащих включению в него. Не ясно - когда вся система технического регулирования, станет привычной для реализации и применения. По различным оценкам для ее освоения и внедрения - нужны годы. Поэтому Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" еще долго будет оставаться актуальным.

Обязательные требования к продукции и процессам в связи с нею, в отношении которых технические регламенты в указанный период (2003-2010 годы) не будут приняты, прекращают свое действие по истечении установленного срока. Это означает полное прекращение действия всех законодательных актов, а также подзаконных - ГОСТов, санитарных, ветеринарных норм и правил, гигиенических нормативов, распоряжений и других нормативных правовых актов, сегодня содержащих обязательные требования к продукции.

В комментарии приведены новейшие сведения из области гигиены питания, науки о питании, представлена статистика по загрязнению пищевых продуктов и продовольственного сырья, результаты работы госсанэпидслужбы Российской Федерации в сфере гигиены питания. Использованы данные ежегодного Государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации", научные разработки, опубликованные в журнале "Вопросы питания" (официальном журнале ГУ НИИ Питания РАМН), в журнале "Вестник технического регулирования".

При написании книги были поставлены цели - дать разъяснение норм настоящего Закона с учетом произошедшей административной реформы 2004 г., изменений в составе и компетенции федеральных министерств и ведомств, во-вторых, отразить то новое, что появилось в правоприменении Закона в связи с реформой технического регулирования. В издании предлагается систематизированный обзор действующего федерального законодательства в указанной сфере, анализ принятых подзаконных нормативных правовых актов 2000-2004 гг.

В последнее время произошло несколько преобразований системы государственного управления в стране, создавались и ликвидировались отдельные структуры. Перераспределение функций, создание органов государственной власти будет продолжаться. Комментарий написан с учетом этого обстоятельства. Наименования конкретных министерств и ведомств, сегодня исполняющих определенные функции, размещены в сносках к основному тексту. Система федеральных органов государственной власти изложена согласно Указам Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".

В 2001 году был издан комментарий к Закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (автор Я.Е. Парций). *(2) За прошедшие четыре года Закон претерпел существенные изменения (дополнения, исключение ряда статей и т.п.), дополнилось законодательство по вопросам, связанным с пищевыми добавками, биологически активными добавками, обращению с продукцией из генно-модифицированных источников. Вместе с тем, в предлагаемом читателю Комментарии учтены и сделаны ссылки на некоторые положения предыдущей работы. Естественно, в современном варианте освещаются вопросы, ранее не затрагиваемые. Представлены необходимые материалы по истории правового регулирования правовых средств обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

Комментарий предназначен для изучения дисциплин стандарта высшего юридического образования (экологическое, административное право), для изучения курса "Медицинское право", которое факультативно преподается в ряде юридических и медицинских вузов, а также всем тем, кто в силу своих профессиональных обязанностей имеет отношение к производству и торговле пищевыми продуктами. Книга имеет несомненный интерес, поскольку эта широко востребованная проблематика очень кратко изложена в учебной юридической литературе. Читателя безусловно заинтересуют те вспомогательные разделы книги по вопросам, не включенным в текст Закона, но содержательно связанным со сферой его регулирования. Это: этические проблемы производства пищевых продуктов; законодательство Европейского Союза и России о генно-модифицированных организмах, пище и кормах; биологически активные добавки к пище и пищевые добавки.

С 1999 г. в Россию официально импортируется ряд пищевых продуктов из генно-модифицированных (ГМ) источников. Отсутствие научной достоверности выводов об их безопасности и значительная нормативно-правовая база по процедурам регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов и оценкам ГМ пищи, ее маркировки, мониторинга - объясняет подробное изложение этой темы в издании.

В чем состоит процедура государственной регистрации новых пищевых продуктов, процедура подтверждения соответствия, как правильно оценить информацию на этикетках и потребительской упаковке, значение цветовых и графических символов при маркировке пищевой продукции, какова жестокость экспериментов и технологий при производстве пищевой продукции - эти и многие другие вопросы рассматриваются в предлагаемой для ознакомления книге.

При ссылках на федеральные законы и иные нормативные акты даты их принятия, номера, действующие редакции и источники опубликования не указаны. Это перегружает текст книги. Соответствующие сведения содержатся в приведенных в конце комментария перечне нормативных актов.

Авторский коллектив с признательностью примет все предложения по усовершенствованию текста книги и выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке рукописи Институту питания РАМН (академик РАМН профессор В.А. Тутельян), юридическому факультету Московского государственного открытого университета (декану, профессору О.С.Минаевой и заместителю декана В.С.Ершову), курсу гигиены питания Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (профессору А.И. Горшкову), генеральному директору Юридической компании Юнико-94, кандидату юридических наук Милушину М.И.