logo search
Виноделие: прошлое, настоящее и будущее

2.1. Винная карта мира

В наши дни виноградарство и виноделие распространено по всему земному шару двумя поясами: на территории между 30 и 50° северной широты и на территории между 30 и 40° южной широты. В последние годы особенно стремительно развивается виноделие в южном полушарии -- в Австралии и Южно-Африканской Республике [1, 77 c.].

Вино играет важную роль в международной торговле. Несмотря на то, что площадь виноградников в мире имеет тенденцию к снижению (10 миллионов гектаров в 1970 году, 8,2 миллиона в 1992 году и менее 8 млн. в 2005), ежегодное производство вина устойчиво держится на цифре 71 миллион гектолитров. При этом постоянно увеличивается доля высококачественного вина [1, 78 c.].

Вино пьют на всех континентах, от Северного до Южного полюса: полярникам и участникам научных экспедиций его включают в паек для укрепления здоровья. Однако площади, на которых выращивается виноград, в планетарном масштабе ничтожны.

В Европе столицей мирового виноделия является Франция. И это неудивительно, ведь здесь ежегодно производится до 75 млн. гектолитров вина (10 биллионов бутылок) или почти четверть мирового объема. Площади французских виноградников равны примерно 1,2 млн. га [1, 84 c.].

В борьбе за титул самого крупного в мире производителя вина с Францией соперничает Италия. По количеству производимого здесь вина - около 70 млн. гектолитров - она лишь немногим уступает французам. Кроме того, Италия - бесспорный лидер по экспорту вин [1, 86 c.].

Третьим крупнейшим производителем вина в мире считается Испания с годовым объемом 34 млн. гектолитров. Она имеет самую большую в мире площадь виноградников -1,45 млн. га [1, 87 c.].

Площадь виноградников Германии всего 100 тыс. га. но зато здесь зарегистрировано около 3000 наименований вин, что весьма значительно даже по мировым меркам [1, 93 c.].

В Португалии под виноградники занято около 360 тыс. гектаров, а ежегодное производство вина составляет 10 млн. гектолитров, причем большую часть португальцы выпивают сами [1, 95 c.].

Из других стран Европы, где существуют давние традиции виноделия, следует отметить Грецию и Кипр, которые по праву считаются родиной виноделия, Венгрию, славящуюся токайскими винами, Румынию, которая когда-то занимала второе место по объемам производства вина в Восточной Европе, уступая лишь Советскому Союзу, Болгарию, где в последние годы осуществляются значительные инвестиции в развитие виноделия, а также Украину, Молдову. Армению и Грузию.

Также производителями вина, но уже в гораздо меньших масштабах являются Польша, Чехия, Словакия, Югославия, Австрия, Швейцария, Мальта, Нидерланды, Лихтенштейн и Англия.

Англия при этом - самая северная страна, где производят вино. Правда, по большей части этим занимаются в индивидуальных хозяйствах (их площадь около 1 тыс. га) [1, 104 c.].

Площадь виноградников Австралии - 70 тыс. га. Ежегодно там получают около 4 546 тыс. гектолитров вина. В Новой Зеландии, ближайшем соседе Австралии, виноделие начало развиваться только в 60-х гг. нашего века. Пока большая часть новозеландских вин потребляется на внутреннем рынке [1, 116 c.].

Из ведущих африканских стран-производителей вина стоит отметить, прежде всего, ЮАР, которая занимает почетное восьмое место в мировом винодельческом табеле о рангах. С виноградников площадью 100 тыс. га здесь получают ежегодно около 9 млн. гектолитров вина, десятая часть которого экспортируется [1, 125.].

В Алжире вина производится почти в два раза меньше, однако все идет на экспорт, так как ислам запрещает пить вино.

Жители Марокко относятся к этому запрету, мягко говоря, скептически и заодно с туристами выпивают половит из 1 млн. гектолитров вина, которое здесь производится. Также неплохие африканские вина производят в Тунисе и Египте [1, 132 c.].

Из стран обоих американских континентов первое место по производству вина занимает Аргентина, где под виноградники отведено 300 тыс. га.

На втором месте по количеству производимого вина - около 13 млн. гектолитров - находятся Соединенные Штаты [1, 137 c.].

Лучшими по качеству признаны вина из Чили. Вино также производят в Бразилии. Канаде. Мексике. Эквадоре, Венесуэле, Перу, Колумбии и Уругвае.

Несмотря на благоприятный для виноградарства климат, в большинстве стран Ближнего Востока вина не делают, в основном по религиозным причинам. Ислам, как религия вино не признает. Исключения здесь следующие: Израиль, чьи вина уже добились признания на международных выставках, Сирия и Ливан, где самые лучшие виноградники, к сожалению, располагаются в долине Бекаа, ставшей зоной военных действий.

Среди стран Азии, активно развивающих виноделие, можно назвать Турцию, где запрет на употребление вина был отменен в начале этого века одновременно с отказом от государственной религии, и Китай, в котором над совершенствованием агротехники и технологии изготовления вина сейчас работают иностранные специалисты.

В Японии производством вина занимаются несколько крупных концернов, владеющих отличными виноградниками в Европе и Америке. Известно также, что небольшие объемы вина делают в Индии и Южной Корее.

И хотя социальный статус вина в тех или иных странах различен, он все же постепенно нивелируется. Увеличивается потребление вина в тех странах, которые раньше отставали по этому показателю. Особенно это важно для России, нуждающейся в дальнейшем совершенствовании своей питейной культуры.

Крайне сужено применение вина и в русской кулинарии, что приводит ее к значительному обеднению.

Все больше и больше россиян тоже предпочитают изысканное вино, делая его обязательным атрибутом хорошего стола. Сегодня становится обычным делом не только пить и иметь в доме дорогое марочное вино, но и разбираться в нем, уметь поддерживать беседу на эту тему.

И все же основная часть населения нашей страны слабо разбирается в утонченных винах Запада. Этому много причин. Одна из них - традиционно деформированная питейная культура в России, ориентированная исключительно на употребление водки, привычка сравнивать с ней все напитки и пить их соответственно, преимущественная направленность на достижение сильного опьянения.

Рынок алкогольной продукции, и особенно в России, пострадавшей от необдуманной антиалкогольной реформы конца 80-х годов, крайне чувствителен к любым мировым изменениям, касающимся не только самого товара или сырья, необходимого для его производства в целом, но и общемировых тенденций в социальной и гуманитарной сферах, а также в сфере здравоохранения. Именно мировая ситуация и общемировые тенденции определяют во многом современное состояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции. Это связано не только с открытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции, но также и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынков отдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамках общемирового глобального рынка. Одной из основных характеристик алкогольного сектора экономики в целом в мире является его сильная олигополизация наряду с активной государственной политикой контроля качества товаров и их дистрибьюции. Действительно, десять крупных компаний контролируют более 50% всего мирового рынка алкоголя. Этот факт сильно сказывается на характеристике конкуренции в этом секторе экономики.

Для борьбы с такими гигантами российским фирмам-производителям алкоголя прежде всего необходимо знать какую продукцию представляет та или иная компания, как построен ее ассортиментный портфель. Именно фактор правильно построенного и умело разработанного ассортимента играет часто решающую роль в алкогольном секторе, так как различные группы напитков имеют различный имидж, на них делаются различные маржи и они по-разному контролируются государством.

Спрос на дорогие высококачественные вина растет в мире с каждым годом. Происходит это при общем абсолютном сокращении потребления спиртных напитков, в том числе и недорогих столовых вин.

Нет ничего удивительного в том, что люди стремятся вести все более здоровый образ жизни, обращают больше внимания на рациональную диету, культуру питания.

Приметами нашего времени в развитых странах стали умеренное потребление спиртного, спрос на продукты высокого качества.