Банкет-коктейль
Банкет этого типа проводят для участников официальных встреч - конференций, совещаний, симпозиумов, фестивалей, конгрессов, ярмарок и т. п. На нем можно принять большое количество гостей в небольшом помещении. Банкет-коктейль непродолжителен и проводится во второй половине дня. Банкет-коктейль, организуемый с целью отдыха, может продолжаться дольше.
Как говорилось, главное отличие этого банкета то, что на нем можно принять большое количество гостей в небольшом помещении. Это условие диктует все обстоятельства: банкетных столов не расставляют, гости едят и пьют стоя, тарелок и приборов не подают, вместо вилок гости используют шпажки, напитки и закуски гостям предлагают официанты. Понятно, что закуски должны быть мелкопорционированными.
В зале, где проводится банкет, у стен и колонн, в нишах ставят небольшие столики, на которых раскладывают сигареты, спички, ставят вазочки с бумажными салфетками, орешками в сахаре, цветы.
Как всегда, при приеме заказа выясняется количество гостей, продолжительность банкета, порядок работы барной стойки, согласовывается меню.
Для проведения банкета-коктейля требуется большое количество бокалов и стаканов для соков. Если заказана подача крюшона, необходимы крюшонницы и ложки к ним. Закуски подают в фарфоровых и металлических блюдах. На банкете-коктейле могут быть поданы различные напитки, например соки, минеральные и фруктовые воды, шампанское и др.
При организации банкета нельзя обойтись без дополнительного помещения, примыкающего к залу. Оно необходимо в качестве буфета для подготовки, розлива и отпуска официантам напитков.
За несколько минут до начала банкета официанты откупоривают бутылки с напитками, наливают в кувшины соки, готовят коктейли. Четверть выставленной на стол буфета посуды из стекла заполняют напитками на 2/3 и расставляют на подносах, покрытых салфетками. Как обычно, напитки в высокой посуде размещают в центре подноса, а в низкой посуде - по краям на расстоянии 1-2 см между отдельными предметами.
Размер порций закусок должен быть таким, чтобы их целиком можно было положить в рот. В качестве закусок чаще всего предлагают самые разные бутерброды, нарезанные небольшими кусочками в виде квадратиков, прямоугольников, ромбиков, кружочков, треугольников (канапе), а также волованы или тарталетки с салатом, паштетом, фаршированные яйца и т. д.
Горячие закуски подаются в виде котлеток, сосисок, кусочков рыбы в тесте, люля-кебаб, шашлыков. На десерт принято подавать пирожные ассорти, яблоки в тесте, фрукты, разделанные на части со шпильками.
Количество официантов определяют из расчета обслуживания одним официантом 10-15 гостей. Официантам лучше работать попарно: один подает напитки, второй - закуски. Специально выделяют официанта для сбора использованной посуды, расчет производится так: на четырех официантов - один сборщик посуды.
Напитки и закуски подают с приходом первого гостя и до ухода последнего. Начинают обслуживание с подачи напитков, затем подают закуски. Обнося гостей напитками, официант держит поднос в левой руке на уровне локтя, и предлагая напитки, называет их.
Если гость просит официанта взять использованный фужер или стакан, официант должен взять его в правую руку и передать официанту, собирающему использованную посуду, либо поставить на ближайший столик.
Время от времени официант пополняет поднос напитками или берет подготовленный полный поднос и снова обносит гостей.
Закуски подают на фарфоровых круглых блюдах. Для подачи горячих закусок используют подогретые металлические блюда (можно использовать и фарфоровые). Закуски укладывают рядами. В каждое изделие в верхнем ряду вкалывают шпильку", рядом на блюде в низком стаканчике ставят шпильки (шпажки).
Предлагая гостям горячую закуску, официант держит блюдо в левой руке, а пирожковую тарелку для использованных шпилек - в правой.
После мороженого предлагают шампанское. Гостям может быть подан кофе.
Примерный вариант меню для банкета-коктейля следующий: бутерброды с икрой зернистой осетровых или лососевых рыб, кетой, осетриной, сыром, помидором, огурцом, ветчиной, колбасой; тарталетки с салатом, паштетом; пирожки с мясом; люля-кебаб; сосиски; пломбир, фрукты, орешки; кофе, вода минеральная, сок, коньяк, шампанское.
Как и при организации фуршета, нередко в банкетном зале для гостей организуют бар.