Вопрос № 25 Процессы ассимиляции и диссимиляции
Поступившие в организм питательные вещества подвергаются сложным изменениям и превращаются в вещества самого организма, его тканей. Процессы образования из простых соединений (поступивших в организм из пищеварительного аппарата) в сложные, а также процессы роста и создания новых клеток и тканей называются пластическими процессами, а усвоение организмом питательных веществ называется ассимиляцией. Ассимилируя питательные вещества, организм получает вместе с ними запас скрытой энергии.
Эта энергия может служить источником жизнедеятельности тканей. Например, сокращение мышцы происходит за счет скрытой энергии, полученной мышечной тканью вместе с ассимилированными веществами, и зависит от превращения скрытой энергии в механическую; повышение температуры мышцы происходит от превращения скрытой энергии в тепловую.
Одновременно в организме в связи с его работой происходит расщепление веществ, их частичное разрушение, в результате чего сложные вещества распадаются и окисляются до более простых. Процесс распада, разрушения веществ организма носит название диссимиляции. В процессе диссимиляции скрытая энергия превращается в действенную, главным образом механическую и тепловую. При этом в мышцах распадается гликоген и другие вещества и образуются продукты обмена (молочная, фосфорная кислоты и др.). Подвергаясь окончательному окислению, эти продукты обмена превращаются в углекислоту и воду и выделяются организмом.
Некоторая часть продуктов обмена может быть вновь использована организмом. Процессы ассимиляции ведут к накоплению веществ, увеличению их в организме; процессы диссимиляции ведут к уменьшению и трате запасов веществ и энергии.
В процессах ассимиляции и диссимиляции участвуют различные ферменты. Почти все происходящие в организме биологические процессы так или иначе связаны с их деятельностью. Каждый фермент активирует только определенные химические реакции. Сами ферменты образуются также в результате жизнедеятельности клеток и, следовательно, обмена веществ.
Нарушение деятельности ферментов влечет за собой тяжелые последствия для организма, вплоть до его гибели вследствие расстройства обмена веществ.
Ассимиляция и диссимиляция — два противоположных процесса, но оба они неразрывно связаны друг с другом. Если бы в организме прекратились процессы ассимиляции, то через некоторое время диссимиляция привела бы к полному истощению и разрушению тканей. Вся совокупность процессов превращения веществ, протекающих в организме, включая процессы ассимиляции и диссимиляции, называется обменом веществ.
- Вопрос № 1. Цели, задачи дисциплины физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
- Вопрос № 2. Краткая история развития науки о питании
- Вопрос № 3-12. Химический состав продовольственных товаров
- Вода находится во всех продуктах, но в различных количествах.
- Вопрос № 13. Факторы, влияющие на сохранность витаминов в продуктах питания
- Вопрос № 14. Классификация и функции минеральных веществ в питании человека
- Классификация минеральных элементов.
- Вопрос № 15. Роль воды в питании человека.
- Вопрос № 16. Понятие о процессе пищеварения
- Вопрос № 17. Строение пищеварительной системы
- Вопрос № 18 Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения
- Вопрос № 19-20 Пищеварение в ротовой полости
- Вопрос № 21 Пищеварение в двенадцатиперстной кишке
- Вопрос № 22 Пищеварение в тонком и толстом кишечнике
- Вопрос № 23 Усвояемость пищи: понятие, факторы, влияющие на усвояемость пищи.
- Вопрос № 24 Понятие об обмене веществ
- Вопрос № 25 Процессы ассимиляции и диссимиляции
- Вопрос № 26 (см. В 24) Понятие об обмене энергии, калорийности пищи Понятие об обмене энергии (обмене веществ см. В 24)
- Вопрос № 27 Понятие, принципы рационального питания, режим питания
- Вопрос № 28 Особенности питания детей и подростков
- Вопрос № 29 Лечебное и лечебно-профилактическое питание
- Вопрос № 30 Характеристика диет № 1, 2, 5, 9
- Диета № 1
- Диета № 2
- Диета № 5
- Диета № 9