1.Керамическая посуда
Керамическими называют изделия, изготовленные из глины в смеси с минеральными добавками и обожженные до камневидного состояния. Керамические изделия подразделяют по назначению, характеру строения и составу черепка.
По назначению их делят на керамические бытовые изделия и изделия строительного назначения.
По характеру строения черепка различают грубую и тонкую керамику. Изделия грубой керамики (гончарные изделия, кирпич, черепица) имеют крупнозернистый пористый черепок неоднородной структуры, желтовато-коричневого цвета. К тонкокерамическим относятся изделия плотной спекшейся или мелкопористой однородной структуры, белые или светлоокрашенные - фарфор, тонкокаменные изделия, полуфарфор, фаянс, майолика.
По степени спекания (плотности) черепка керамические изделия подразделяют на плотные спекшиеся с водопоглощением менее 5% (фарфор, тонкокаменные, полуфарфоровые изделия) и пористые с водопоглощением более 5% (фаянс, майолика, гончарные изделия).
Тип керамики и ее свойства определяются составом и структурой черепка и глазури, которые в свою очередь зависят от обработки исходных сырьевых материалов, состава масс и глазурей, особенностей режима обжига. В состав керамических масс входят пластичные глинистые вещества (глина и каолин), отощаю-щие материалы (кварц, кварцевый песок), плавни (полевой шпат, пегматит, пелит, костяная зола и т. д.).
В процессе обжига в результате сложных физико-химических превращений компонентов массы и глазурной шихты, их взаимодействия формируется структура керамического черепка и глазури. Структура черепка неоднородна и состоит из кристаллической, стекловидной и газовой фаз.
Кристаллическая фаза включает муллит (3AI2O3*2Si02), остатки измененного глинистого вещества, зерна нерастворившегося кварца. Кристаллическая фаза и особенно кристаллы муллита повышают прочность, термостойкость и химическую устойчивость черепка.
Стекловидная фаза образуется при расплавлении плавней, частично кварца и других компонентов. В количестве до 45-50% она повышает прочность черепка, при большем содержании снижает термостойкость, увеличивает хрупкость изделий. Эта фаза способствует уменьшению водопоглощения, обусловливает просвечиваемость фарфора.
Газовая фаза (замкнутые и открытые поры) снижает механическую прочность, термическую и химическую устойчивость, обусловливает водопоглощение черепка.
Соотношение отдельных фаз в черепке, а также состав каждой фазы, состав и структура глазурного слоя специфичны для керамики разных типов. Рассмотрим характеристику состава и строения основных типов керамики.
Тонкокаменные изделия
Для изделий из тонкокаменной массы характерен излом, имеющий плотную раковистую структуру, в этом состоит его сходство с фарфором. Однако в отличие от фарфора он не просвечивается, имеет окрашенный в сероватые, бежевые тона спекшийся черепок с водопоглощением 0,5—3%.
В состав тонкокаменных посудных масс входят тугоплавкие глины, каолин, бой бракованных изделий (отощитель); в качестве плавней добавляют полевой шпат или нефелиновый сиенит. Для производства декоративных изделий применяют массы, состоящие из более высококачественных пластичных глин, отмученного каолина, плавней и чистого кварцевого песка как отощителя.
Из тонкокаменных масс вырабатывают бытовую кухонную посуду для хранения продуктов, кружки для пива, стаканы, тарелки, миски столовые и чайно-кофейные сервизы, различные декоративные изделия. Некоторые разновидности используют для жаростойкой кухонной посуды.
Фарфор
Фарфор - тонкокерамическое изделие с плотным спекшимся черепком белого цвета с голубоватым оттенком. В состав твердого фарфора входит 50% глинистых веществ (главным образом каолин) и по 25% кварца и полевого шпата. В структуре черепка, обоженного при 1380-1420 °С, стекловидная фаза составляет 40-60%, кристаллическая - до 30-35 и газовая 5-7%. Поэтому черепок имеет водопоглощение не более 0,2%, просвечивается в слое толщиной до 2,5 мм, отличается высокой механической, термической и химической устойчивостью. При ударе о край фарфоровые изделия издают высокий, звонкий и длительный звук. Из фарфора изготовляют посуду и художественно-декоративные изделия.
Низкотемпературный фарфор содержит повышенное количество плавней и 50-55% глинистых веществ. Обжигается при 1200 °С, при этом образует плотный черепок с водопоглощением до 0,5%, повышенной механической и термической прочности. Этот фарфор обычно глазуруют белой непрозрачной глазурью, в тонком слое он не просвечивается. Применяется для изготовления посуды.
Мягкий костяной фарфор содержит 53% плавней (полевого шпата и костяной золы), 32% - глинистых веществ и 15% кварца. Обжигается при 1200 °С, до 85% объема черепка составляет стекловидная фаза. Костяной фарфор отличается высокой белизной и просвечиваемостью (до 4 мм), но прочность его и термостойкость меньше, чем твердого фарфора. Применяется для изготовления высокохудожественной чайной и кофейной посуды, декоративных изделий. Мягкий полевошпатовый фарфор с повышенным содержанием полевого шпата предназначен в основном для художественно-декоративных изделий, в частности скульптур.
Фаянс
Тонкокерамические изделия из фаянса имеют пористый черепок белого цвета с желтоватым оттенком. Масса содержит 60-63% глинистых веществ и лишь 5-15% плавней. В обожженном при 1250-1280 °С фаянсовом черепке основной фазой является кристаллическая. Стекловидная фаза (около 20%) располагается между структурными элементами черепка и обеспечивает их прочную связь. Общая пористость черепка составляет 26-30%. Из-за значительной пористости фаянс имеет меньшую по сравнению с фарфором механическую прочность, склонен к набуханию. Фаянс в тонком слое не просвечивается, при ударе издает глухой звук. Используют его главным образом в производстве столовой посуды.
Майолика
Тонкокерамические изделия из майолики имеют белый или цветной непросвечивающий черепок различной плотности. Водопоглощение майолики из фаянсовых масс составляет 12%, из беложгущихся и цветных глин - до 16%, из полуфарфоровых масс - до 5%.
Схема производства майоликовых изделий мало чем отличается от производства фаянсовых изделий. Изделия из майолики в большинстве случаев формуются методом литья. Обжиг проводится при температуре 1040-1100 °С, т. е. более низкой, чем для фаянсовых изделий. Покрывают майолику бесцветными или цветными, прозрачными или глухими глазурями. Декорируют ее обычно подглазурно, часто наносят рельефный рисунок. Применяют для изготовления художественных изделий и хозяйственной посуды.
Гончарные изделия
Гончарные изделия имеют характерную кирпичную окраску, которая после обжига приобретает различные оттенки вследствие присутствия в гончарной глине окислов железа и извести.
Для ее производства применяются легкоплавкие пластичные глины, предварительно подвергнутые длительному вылеживанию, что способствует повышению пластичности и улучшению связующих свойств.
Глинистая масса составляется с добавлением 10-20% кварцевого песка как отощителя.
Способы формования изделий могут быть различными. Простые по конфигурации изделия (тарелки, кружки, миски) формуют в гипсовых формах шаблоном. На гончарном круге формуют крынки, молочники, кувшины, горшки. Сложные по форме изделия и приставные детали изготовляют способом литья. Обожженные изделия глазуруют легкоплавкими глазурями.
Ассортимент бытовых керамических товаров
Керамические бытовые товары делят на 2 подкласса: посуда и декоративно-художественные изделия. Ассортимент керамической посуды классифицируют по следующим основным признакам: по назначению, виду изделий, фасону, размерам, видам и сложности декорирования, комплектности.
По назначению посуду подразделяют на столовую, чайную, кофейную; по видам - на блюдца, чашки, тарелки; по форме - на плоские изделия (тарелки, блюдца) и полые (чашки, чайники). В зависимости от условий эксплуатации различают посуду для предприятий общественного питания и посуду для жилой квартиры.
Посуду для жилой квартиры подразделяют на следующие виды: кухонная посуда; столовая, чайная и кофейная посуда повседневного пользования; праздничная столовая, чайная и кофейная посуда, подаваемая на стол только по праздникам, а в обычные дни функционирующая как декоративный элемент, украшающий интерьер столовой жилой квартиры.
Посуда для сети общественного питания разделяется на посуду ресторанного типа традиционных старых форм (крупногабаритная, с большим разнообразием форм) и посуду для столовых самообслуживания (имеет компактные формы).
Фасон посуды определяется формой корпуса (круглый, овальный, многогранный и т. п.), конструкцией (на ножке, на поддоне, с ручками, с крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком), обработкой края (ровный, вырезной), характером борта (сплошной, ажурный).
По размерам керамические изделия подразделяют следующим образом: мелкие - диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 250 см3 включительно; средние - диаметром или длиной от 175 до 250 мм, вместимостью от 250 до 600 см3 включительно; крупные — диаметром или длиной от 250 мм и более, вместимость 600 см3 и более.
По видам разделок различают посуду на белую (без украшений) и с разделками (печать, деколь, трафарет и др.), а по сложности разделок - на группы.
По комплектности различают посуду штучную (одиночную), парную (чашку с блюдцем) и комплектную в виде приборов, наборов, подарочных и иных комплектов, сервизов и гарнитуров. Больше всего предметов входит в гарнитуры, которые представляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объединенных единым стилевым решением. Столовые, чайные, кофейные сервизы содержат обязательные виды посуды для конкретного числа человек.
Художественно-декоративные изделия изготовляют из керамики всех типов. Это могут быть уникальные (авторские), малосерийные и массовые изделия. Их подразделяют на декоративные - скульптура (бюсты, фигуры людей, животные, птицы), настенные тарелки, блюда и барельефы, декоративные вазы и художественные изделия утилитарного характера - вазы для цветов, графины и приборы для вина и ликера, бокалы. Рассмотрим некоторые особенности ассортимента тонкокерамических изделий.
СТОЛОВАЯ ПОСУДА
К ассортименту столовой посуды относятся тарелки, блюда, вазы для супа, под-ливочники, селедочницы, салатники, хренницы, солонки, горчичницы, перечницы, рюмки для яиц (рис. 10).
Тарелки выпускают с гладким или вырезным краем, ровным бортом или рельефным рисунком. Глубокие тарелки диаметром 240 мм называются обеденными, диаметром 200 мм - детскими; неглубокие тарелки диаметром 240 мм - подставными, 200 мм - закусочными, 175 мм - десертными и 150 мм - пирожковыми.
Блюда бывают круглые и овальные. Круглые блюда могут быть гладкими или гранеными, с ровным или вырезным краем. Овальные блюда выпускают различ ных фасонов, в том числе и глубокие. Круглые блюда изготовляют диаметром 300 и 350 мм, овальные - 350-400 и 450 мм.
Вазы для супа могут иметь овальную и круглую форму, с двумя ручками и крышкой, с вырезом для разливательной ложки, емкостью 2000 и 3000 см3.
Подливочники различаются фасонами - с поддоном или без него, без крышки, емкостью 80-100, 200 и 400 см3.
Селедочницы имеют овальную форму, ровный, вырезной или рельефный край, длину 135-300 мм.
Салатницы бывают круглые, овальные и другой формы, емкостью 120-1400 см3.
Хренницы состоят из корпуса и крышки с вырезом для ложечки. Они бывают различных фасонов - без ручек, с двумя ручками. Емкость хренниц без ручек 350-400 см3, с ручками - 200 см3.
Солонки изготовляют разных фасонов; они бывают одноместные и двухместные, емкостью 40 см3.
Горчичницы состоят из корпуса и крышки с вырезом для ложечки. Выпускают их также разных фасонов, емкостью 35-40 см3.
Рюмки для яиц изготовляют с поддоном и без него, диаметром 35-50 мм.
К комплектной столовой посуде относятся столовые сервизы и наборы столовой посуды. Столовые сервизы (см. рис. 10) выпускают на 6 и 12 человек. Состоят они из 30-35 и 68 предметов.
ЧАЙНАЯ И КОФЕЙНАЯ ПОСУДА
К чайной и кофейной посуде относятся чашки с блюдцами, блюдца, стаканы, кружки, бокалы, пиалы, сахарницы, сливочники, молочники, кувшины, масленки, вазы и др.
К комплектной посуде относятся чайные, кофейные и чайно-кофейные сервизы, гарнитуры и наборы. В каждый комплект входят изделия одного фасона, разделки и сорта.
Сервизы - это полные наборы чайной и кофейной посуды на 6 или 12 человек. Чайный сервиз чаще всего состоит из 6 или 12 чашек с блюдцами, чайника, сахарницы и сливочника. Кофейные сервизы состоят из 6 или 12 кофейных чашек с блюдцами и 6 или 12 мелких тарелок диаметром 150 или 175 мм, а также кофейника, сахарницы и сливочника.
Гарнитуры состоят из чайного сервиза на б или 12 человек и дополнительно 6 или 12 мелких тарелок, б или 12 блюдец для варенья, вазы для варенья, вазы для фруктов, сухарницы и масленки. В гарнитур на 6 человек входит 32 предмета, а на 12 человек - 56.
Ассортимент фаянсовой посуды меньше, чем фарфоровой, вследствие того, что фаянсовые изделия обладают более низкой термической стойкостью и гигиеничностью.
ТРЕБОВАНИЕ К КАЧЕСТВУ. ДЕФЕКТЫ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Керамические бытовые изделия, поступающие в торговую сеть, не всегда соответствуют требованиям нормативно-технической документации, имеют множество дефектов конструктивного и технологического характера.
Важным конструктивным требованием является устойчивость изделия, которая обусловливается соблюдением общих пропорций, правильным соотношением ширины и высоты, а также совокупностью таких конструктивных элементов, как размеры, емкость и толщина черепка. В чайниках и кофейниках конструктивным недостатком может явиться спадание крышки при наливании жидкости, что объясняется неправильной подрезкой угла борта.
Дефекты керамических изделий производственного характера подразделяют на дефекты черепка, глазури и декорирования.
К дефектам черепка относятся деформация, недостаточные просвечиваемость и белизна, пузыри и прыщи, слипыш, неправильное монтирование деталей, щербины, мушки и посечки.
Деформация образуется при неоднородной структуре керамической массы, что ведет к неравномерной усадке изделий при сушке и обжиге.
Недостаточная просвечиваемость характерна для черепка фарфора.
Недостаточная белизна черепка - черепок имеет желтые, серые или голубые оттенки. Этот дефект возникает в результате низкого качества сырья и неправильного обжига изделий.
Пузыри и прыщи - вздутия на поверхности черепка вследствие образования при обжиге газообразных веществ.
Слипыш - след от спекания при обжиге соприкасающихся между собой изделий.
Неправильное монтирование деталей выражается в неправильном прикреплении (косо или неверно по высоте) ручек (рис. 6), ножек, носиков и в неправильном подборе крышек.
Выбоины, щербины - небольшие углубления, чаще всего на краях изделий (рис. 7).
Мушки - коричневые или черные точки на поверхности изделий, образующиеся при обжиге вследствие попадания в массу окислов железа.
Подрыв приставных деталей — сквозные или несквозные трещины, видимые под слоем глазури. Чаще всего бывают в местах прикрепления к корпусу ручек и носиков, а также по краям изделий. Возникают в результате неравномерной усадки изделий во время сушки и обжига (рис. 8).
Заглазурованные односторонние трещины чаще всего встречаются на дне изделий или около ручек. Этот дефект влияет на механическую прочность изделий.
К дефектам глазурования относятся натеки и наколы глазури, плешины, цек, сухость и задувка глазури, летелый край и др.
Натеки глазури - утолщенные слои глазури - чаще всего на краях изделий. Этот дефект не только ухудшает внешний вид изделий, но и снижает их термостойкость.
Наколы глазури - мелкие углубления в виде булавочных наколов поверхности глазури. Дефект возникает вследствие излишней пористости черепка или выхода газов при обжиге. Наколы глазури не только влияют на внешний вид изделий, но и ухудшают их гигиенические свойства.
Цек - мелкие (волосяные) трещины глазури, встречающиеся в фаянсовой и майоликовой посуде; возникает при обжиге и хранении, Цек ухудшает гигиенические свойства посуды, так как через трещины глазури в пористый черепок попадает жидкость, загнивающая в стенках изделий и поэтому вызывающая постепенное потемнение поверхности посуды.
Сухость глазури - места с очень тонким слоем глазури и поэтому шероховатые на ощупь и лишенные блеска. Это результат излишней пористости черепка и впитывания им глазури.
Матовость глазури - пониженный блеск глазури вследствие недостаточной температуры обжига.
Задувки - окрашивание глазури в отдельных местах в темно-бурый, коричневый или желтый цвет из-за попадания в короба при обжиге изделий продуктов горения топлива.
Летелый край - отсутствие глазури на отдельных местах, чаще всего у фаянсовых изделий. Возникает вследствие неодинакового коэффициента расширения черепка и глазури: глазурь в отдельных местах отскакивает, образуя острые края.
К дефектам декорирования относятся недожог, пережог и отслоение красок, царапины, сборка деколи, помарки краской и др.
Недожог красок - результат низкой температуры муфельного обжига; рисунок получается тусклый, бледный и шероховатый на ощупь.
Пережог красок - выгорание красок из-за высокой температуры муфельного обжига, при котором краски сильно темнеют.
Отслоение краски возникает в результате недостаточно высокой температуры муфельного обжига. Рисунок становится матовым и легко отстает от поверхности изделий, если ее потереть бумагой.
Царапины на рисунках возникают при неосторожном обращении с изделиями во время муфельного обжига.
Помарки краской - точки и небольшие пятна краски, возникающие при неаккуратном декорировании.
Наличие дефектов проверяют путем тщательного внешнего осмотра изделий с использованием лупы, линейки, микрометра, мерных шаблонов и т. д.
- 1.Керамическая посуда
- 2.Верхняя швейная одежда
- 3.Верхняя трикотажная одежда
- 4.Кожаная обувь
- 5.Резиновая обувь
- 6.Язычковые муз-ые инструменты
- 7. Парфюмерные товары
- Ассортимент парфюмерных жидкостей
- 8.Натуральные виноградные вина
- 9.Чай и чайные напитки
- 10.Макаронные изделия
- 12.Полукопченые колбасы
- 13. Семечковые и косточковые плоды
- 14.Крупы
- 15.Мясо (говядина)
- 16. Соленая рыба
- 18.Пряничные изделия
- 19.Масло сливочное
- 20.Питьевое молоко
- 21.Слабоалкогольные напитки: пиво
- 22.Куриные яйца
- 23.Кисломолочные продукты
- 17. Твердые сычужные сыры