logo
Анжелика Николаевна

1.Керамическая посуда

Керамическими называют изделия, изготовленные из глины в смеси с минераль­ными добавками и обожженные до камневидного состояния. Керамические из­делия подразделяют по назначению, характеру строения и составу черепка.

По назначению их делят на керамические бытовые изделия и изделия строи­тельного назначения.

По характеру строения черепка различают грубую и тонкую керамику. Изде­лия грубой керамики (гончарные изделия, кирпич, черепица) имеют крупнозерни­стый пористый черепок неоднородной структуры, желтовато-коричневого цвета. К тонкокерамическим относятся изделия плотной спекшейся или мелкопорис­той однородной структуры, белые или светлоокрашенные - фарфор, тонкокамен­ные изделия, полуфарфор, фаянс, майолика.

По степени спекания (плотности) черепка керамические изделия подразделяют на плотные спекшиеся с водопоглощением менее 5% (фарфор, тонкокаменные, полуфарфоровые изделия) и пористые с водопоглощением более 5% (фаянс, майолика, гончарные изделия).

Тип керамики и ее свойства определяются составом и структурой черепка и глазури, которые в свою очередь зависят от обработки исходных сырьевых мате­риалов, состава масс и глазурей, особенностей режима обжига. В состав керами­ческих масс входят пластичные глинистые вещества (глина и каолин), отощаю-щие материалы (кварц, кварцевый песок), плавни (полевой шпат, пегматит, пелит, костяная зола и т. д.).

В процессе обжига в результате сложных физико-химических превращений компонентов массы и глазурной шихты, их взаимодействия формируется структу­ра керамического черепка и глазури. Структура черепка неоднородна и состоит из кристаллической, стекловидной и газовой фаз.

Кристаллическая фаза включает муллит (3AI2O3*2Si02), остатки измененного глинистого вещества, зерна нерастворившегося кварца. Кристаллическая фаза и особенно кристаллы муллита повышают прочность, термостойкость и химическую устойчивость черепка.

Стекловидная фаза образуется при расплавлении плавней, частично кварца и других компонентов. В количестве до 45-50% она повышает прочность черепка, при большем содержании снижает термостойкость, увеличивает хрупкость изде­лий. Эта фаза способствует уменьшению водопоглощения, обусловливает просве­чиваемость фарфора.

Газовая фаза (замкнутые и открытые поры) снижает механическую прочность, термическую и химическую устойчивость, обусловливает водопоглощение черепка.

Соотношение отдельных фаз в черепке, а также состав каждой фазы, состав и структура глазурного слоя специфичны для керамики разных типов. Рассмотрим характеристику состава и строения основных типов керамики.

Тонкокаменные изделия

Для изделий из тонкокаменной массы характерен излом, имеющий плотную раковистую структуру, в этом состоит его сходство с фарфором. Однако в отличие от фарфора он не просвечивается, имеет окрашенный в сероватые, бежевые тона спекшийся черепок с водопоглощением 0,5—3%.

В состав тонкокаменных посудных масс входят тугоплавкие глины, каолин, бой бракованных изделий (отощитель); в качестве плавней добавляют полевой шпат или нефелиновый сиенит. Для производства декоративных изделий применяют массы, состоящие из более высококачественных пластичных глин, отмученного каолина, плавней и чистого кварцевого песка как отощителя.

Из тонкокаменных масс вырабатывают бытовую кухонную посуду для хране­ния продуктов, кружки для пива, стаканы, тарелки, миски столовые и чайно-кофейные сервизы, различные декоративные изделия. Некоторые разновидности исполь­зуют для жаростойкой кухонной посуды.

Фарфор

Фарфор - тонкокерамическое изделие с плотным спекшимся черепком бело­го цвета с голубоватым оттенком. В состав твердого фарфора входит 50% гли­нистых веществ (главным образом каолин) и по 25% кварца и полевого шпата. В структуре черепка, обоженного при 1380-1420 °С, стекловидная фаза состав­ляет 40-60%, кристаллическая - до 30-35 и газовая 5-7%. Поэтому черепок имеет водопоглощение не более 0,2%, просвечивается в слое толщиной до 2,5 мм, отличается высокой механической, термической и химической устойчивостью. При ударе о край фарфоровые изделия издают высокий, звонкий и длительный звук. Из фарфора изготовляют посуду и художественно-декоративные изделия.

Низкотемпературный фарфор содержит повышенное количество плавней и 50-55% глинистых веществ. Обжигается при 1200 °С, при этом образует плот­ный черепок с водопоглощением до 0,5%, повышенной механической и терми­ческой прочности. Этот фарфор обычно глазуруют белой непрозрачной глазу­рью, в тонком слое он не просвечивается. Применяется для изготовления посуды.

Мягкий костяной фарфор содержит 53% плавней (полевого шпата и костяной золы), 32% - глинистых веществ и 15% кварца. Обжигается при 1200 °С, до 85% объема черепка составляет стекловидная фаза. Костяной фарфор отлича­ется высокой белизной и просвечиваемостью (до 4 мм), но прочность его и термостойкость меньше, чем твердого фарфора. Применяется для изготовле­ния высокохудожественной чайной и кофейной посуды, декоративных изделий. Мягкий полевошпатовый фарфор с повышенным содержанием полевого шпата предназначен в основном для художественно-декоративных изделий, в частно­сти скульптур.

Фаянс

Тонкокерамические изделия из фаянса имеют пористый черепок белого цвета с желтоватым оттенком. Масса содержит 60-63% глинистых веществ и лишь 5-15% плавней. В обожженном при 1250-1280 °С фаянсовом черепке основной фазой является кристаллическая. Стекловидная фаза (около 20%) располагается между структурными элементами черепка и обеспечивает их прочную связь. Общая по­ристость черепка составляет 26-30%. Из-за значительной пористости фаянс имеет меньшую по сравнению с фарфором механическую прочность, склонен к набуханию. Фаянс в тонком слое не просвечивается, при ударе издает глухой звук. Используют его главным образом в производстве столовой посуды.

Майолика

Тонкокерамические изделия из майолики имеют белый или цветной непросве­чивающий черепок различной плотности. Водопоглощение майолики из фаянсо­вых масс составляет 12%, из беложгущихся и цветных глин - до 16%, из полу­фарфоровых масс - до 5%.

Схема производства майоликовых изделий мало чем отличается от производ­ства фаянсовых изделий. Изделия из майолики в большинстве случаев формуют­ся методом литья. Обжиг проводится при температуре 1040-1100 °С, т. е. более низкой, чем для фаянсовых изделий. Покрывают майолику бесцветными или цвет­ными, прозрачными или глухими глазурями. Декорируют ее обычно подглазурно, часто наносят рельефный рисунок. Применяют для изготовления художествен­ных изделий и хозяйственной посуды.

Гончарные изделия

Гончарные изделия имеют характерную кирпичную окраску, которая после об­жига приобретает различные оттенки вследствие присутствия в гончарной глине окислов железа и извести.

Для ее производства применяются легкоплавкие пластичные глины, предвари­тельно подвергнутые длительному вылеживанию, что способствует повышению пластичности и улучшению связующих свойств.

Глинистая масса составляется с добавлением 10-20% кварцевого песка как отощителя.

Способы формования изделий могут быть различными. Простые по конфигу­рации изделия (тарелки, кружки, миски) формуют в гипсовых формах шаблоном. На гончарном круге формуют крынки, молочники, кувшины, горшки. Сложные по форме изделия и приставные детали изготовляют способом литья. Обожженные изделия глазуруют легкоплавкими глазурями.

Ассортимент бытовых керамических товаров

Керамические бытовые товары делят на 2 подкласса: посуда и декоративно-художественные изделия. Ассортимент керамической посуды классифицируют по следующим основным признакам: по назначению, виду изделий, фасону, разме­рам, видам и сложности декорирования, комплектности.

По назначению посуду подразделяют на столовую, чайную, кофейную; по ви­дам - на блюдца, чашки, тарелки; по форме - на плоские изделия (тарелки, блюдца) и полые (чашки, чайники). В зависимости от условий эксплуатации раз­личают посуду для предприятий общественного питания и посуду для жилой квартиры.

Посуду для жилой квартиры подразделяют на следующие виды: кухонная по­суда; столовая, чайная и кофейная посуда повседневного пользования; праздничная столовая, чайная и кофейная посуда, подаваемая на стол только по праздникам, а в обычные дни функционирующая как декоративный элемент, украшающий ин­терьер столовой жилой квартиры.

Посуда для сети общественного питания разделяется на посуду ресторан­ного типа традиционных старых форм (крупногабаритная, с большим разно­образием форм) и посуду для столовых самообслуживания (имеет компакт­ные формы).

Фасон посуды определяется формой корпуса (круглый, овальный, многогран­ный и т. п.), конструкцией (на ножке, на поддоне, с ручками, с крышкой), характе­ром поверхности (гладкая, с рельефным рисунком), обработкой края (ровный, вы­резной), характером борта (сплошной, ажурный).

По размерам керамические изделия подразделяют следующим образом: мел­кие - диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 250 см3 включи­тельно; средние - диаметром или длиной от 175 до 250 мм, вместимостью от 250 до 600 см3 включительно; крупные — диаметром или длиной от 250 мм и более, вместимость 600 см3 и более.

По видам разделок различают посуду на белую (без украшений) и с разделка­ми (печать, деколь, трафарет и др.), а по сложности разделок - на группы.

По комплектности различают посуду штучную (одиночную), парную (чашку с блюдцем) и комплектную в виде приборов, наборов, подарочных и иных комплек­тов, сервизов и гарнитуров. Больше всего предметов входит в гарнитуры, кото­рые представляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объе­диненных единым стилевым решением. Столовые, чайные, кофейные сервизы содержат обязательные виды посуды для конкретного числа человек.

Художественно-декоративные изделия изготовляют из керамики всех типов. Это могут быть уникальные (авторские), малосерийные и массовые изделия. Их под­разделяют на декоративные - скульптура (бюсты, фигуры людей, животные, пти­цы), настенные тарелки, блюда и барельефы, декоративные вазы и художествен­ные изделия утилитарного характера - вазы для цветов, графины и приборы для вина и ликера, бокалы. Рассмотрим некоторые особенности ассортимента тонкокерамических изделий.

СТОЛОВАЯ ПОСУДА

К ассортименту столовой посуды относятся тарелки, блюда, вазы для супа, под-ливочники, селедочницы, салатники, хренницы, солонки, горчичницы, перечницы, рюмки для яиц (рис. 10).

Тарелки выпускают с гладким или вырезным краем, ровным бортом или рель­ефным рисунком. Глубокие тарелки диаметром 240 мм называются обеденны­ми, диаметром 200 мм - детскими; неглубокие тарелки диаметром 240 мм - подставными, 200 мм - закусочными, 175 мм - десертными и 150 мм - пирожковыми.

Блюда бывают круглые и овальные. Круглые блюда могут быть гладкими или гранеными, с ровным или вырезным краем. Овальные блюда выпускают различ ных фасонов, в том числе и глубокие. Круглые блюда изготовляют диаметром 300 и 350 мм, овальные - 350-400 и 450 мм.

Вазы для супа могут иметь овальную и круглую форму, с двумя ручками и крыш­кой, с вырезом для разливательной ложки, емкостью 2000 и 3000 см3.

Подливочники различаются фасонами - с поддоном или без него, без крышки, емкостью 80-100, 200 и 400 см3.

Селедочницы имеют овальную форму, ровный, вырезной или рельефный край, длину 135-300 мм.

Салатницы бывают круглые, овальные и другой формы, емкостью 120-1400 см3.

Хренницы состоят из корпуса и крышки с вырезом для ложечки. Они бывают различных фасонов - без ручек, с двумя ручками. Емкость хренниц без ручек 350-400 см3, с ручками - 200 см3.

Солонки изготовляют разных фасонов; они бывают одноместные и двухмест­ные, емкостью 40 см3.

Горчичницы состоят из корпуса и крышки с вырезом для ложечки. Выпускают их также разных фасонов, емкостью 35-40 см3.

Рюмки для яиц изготовляют с поддоном и без него, диаметром 35-50 мм.

К комплектной столовой посуде относятся столовые сервизы и наборы столо­вой посуды. Столовые сервизы (см. рис. 10) выпускают на 6 и 12 человек. Со­стоят они из 30-35 и 68 предметов.

ЧАЙНАЯ И КОФЕЙНАЯ ПОСУДА

К чайной и кофейной посуде относятся чашки с блюдцами, блюдца, стаканы, кружки, бокалы, пиалы, сахарницы, сливочники, молочники, кувшины, масленки, вазы и др.

К комплектной посуде относятся чайные, кофейные и чайно-кофейные серви­зы, гарнитуры и наборы. В каждый комплект входят изделия одного фасона, разделки и сорта.

Сервизы - это полные наборы чайной и кофейной посуды на 6 или 12 чело­век. Чайный сервиз чаще всего состоит из 6 или 12 чашек с блюдцами, чайника, сахарницы и сливочника. Кофейные сервизы состоят из 6 или 12 кофейных ча­шек с блюдцами и 6 или 12 мелких тарелок диаметром 150 или 175 мм, а также кофейника, сахарницы и сливочника.

Гарнитуры состоят из чайного сервиза на б или 12 человек и дополнительно 6 или 12 мелких тарелок, б или 12 блюдец для варенья, вазы для варенья, вазы для фруктов, сухарницы и масленки. В гарнитур на 6 человек входит 32 предмета, а на 12 человек - 56.

Ассортимент фаянсовой посуды меньше, чем фарфоровой, вследствие того, что фа­янсовые изделия обладают более низкой термической стойкостью и гигиеничностью.

ТРЕБОВАНИЕ К КАЧЕСТВУ. ДЕФЕКТЫ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Керамические бытовые изделия, поступающие в торговую сеть, не всегда соот­ветствуют требованиям нормативно-технической документации, имеют множество дефектов конструктивного и технологического характера.

Важным конструктивным требованием является устойчивость изделия, которая обусловливается соблюдением общих пропорций, правильным соотношением ши­рины и высоты, а также совокупностью таких конструктивных элементов, как раз­меры, емкость и толщина черепка. В чайниках и кофейниках конструктивным недостатком может явиться спадание крышки при наливании жидкости, что объяс­няется неправильной подрезкой угла борта.

Дефекты керамических изделий производственного характера подразделяют на дефекты черепка, глазури и декорирования.

К дефектам черепка относятся деформация, недостаточные просвечиваемость и белизна, пузыри и прыщи, слипыш, неправильное монтирование деталей, щерби­ны, мушки и посечки.

Деформация образуется при неоднородной структуре керамической массы, что ведет к неравномерной усадке изделий при сушке и обжиге.

Недостаточная просвечиваемость характерна для черепка фарфора.

Недостаточная белизна черепка - черепок имеет желтые, серые или голубые оттенки. Этот дефект возникает в результате низкого качества сырья и непра­вильного обжига изделий.

Пузыри и прыщи - вздутия на поверхности черепка вследствие образования при обжиге газообразных веществ.

Слипыш - след от спекания при обжиге соприкасающихся между собой из­делий.

Неправильное монтирование деталей выражается в неправильном прикрепле­нии (косо или неверно по высоте) ручек (рис. 6), ножек, носиков и в неправиль­ном подборе крышек.

Выбоины, щербины - небольшие углубления, чаще всего на краях изделий (рис. 7).

Мушки - коричневые или черные точки на поверхности изделий, образующи­еся при обжиге вследствие попадания в массу окислов железа.

Подрыв приставных деталей — сквозные или несквозные трещины, видимые под слоем глазури. Чаще всего бывают в местах прикрепления к корпусу ручек и носиков, а также по краям изделий. Возникают в результате неравномерной усадки изделий во время сушки и обжига (рис. 8).

Заглазурованные односторонние трещины чаще всего встречаются на дне изде­лий или около ручек. Этот дефект влияет на механическую прочность изделий.

К дефектам глазурования относятся натеки и наколы глазури, плешины, цек, сухость и задувка глазури, летелый край и др.

Натеки глазури - утолщенные слои глазури - чаще всего на краях изделий. Этот дефект не только ухудшает внешний вид изделий, но и снижает их термостойкость.

Наколы глазури - мелкие углубления в виде булавочных наколов поверхнос­ти глазури. Дефект возникает вследствие излишней пористости черепка или вы­хода газов при обжиге. Наколы глазури не только влияют на внешний вид изде­лий, но и ухудшают их гигиенические свойства.

Цек - мелкие (волосяные) трещины глазури, встречающиеся в фаянсовой и майоликовой посуде; возникает при обжиге и хранении, Цек ухудшает гигиени­ческие свойства посуды, так как через трещины глазури в пористый черепок по­падает жидкость, загнивающая в стенках изделий и поэтому вызывающая посте­пенное потемнение поверхности посуды.

Сухость глазури - места с очень тонким слоем глазури и поэтому шерохова­тые на ощупь и лишенные блеска. Это результат излишней пористости черепка и впитывания им глазури.

Матовость глазури - пониженный блеск глазури вследствие недостаточной температуры обжига.

Задувки - окрашивание глазури в отдельных местах в темно-бурый, коричне­вый или желтый цвет из-за попадания в короба при обжиге изделий продуктов горения топлива.

Летелый край - отсутствие глазури на отдельных местах, чаще всего у фаян­совых изделий. Возникает вследствие неодинакового коэффициента расширения черепка и глазури: глазурь в отдельных местах отскакивает, образуя острые края.

К дефектам декорирования относятся недожог, пережог и отслоение красок, царапины, сборка деколи, помарки краской и др.

Недожог красок - результат низкой температуры муфельного обжига; рису­нок получается тусклый, бледный и шероховатый на ощупь.

Пережог красок - выгорание красок из-за высокой температуры муфельного обжига, при котором краски сильно темнеют.

Отслоение краски возникает в результате недостаточно высокой температуры муфельного обжига. Рисунок становится матовым и легко отстает от поверхнос­ти изделий, если ее потереть бумагой.

Царапины на рисунках возникают при неосторожном обращении с изделиями во время муфельного обжига.

Помарки краской - точки и небольшие пятна краски, возникающие при неак­куратном декорировании.

Наличие дефектов проверяют путем тщательного внешнего осмотра изделий с использованием лупы, линейки, микрометра, мерных шаблонов и т. д.