Организация обслуживания на предприятии питания: последовательность и основные правила подачи блюд и напитков
Обслуживание в ресторане складывается из следующих элементов: встреча и размещение посетителей, прием и оформление заказов, передача заказов на производство, получение и подача буфетной продукции, получение и подача заказанных закусок, блюд, напитков, расчет с клиентами.
Встреча и размещение гостей.
Потребителей встречает швейцар, затем гардеробщик и у входа в зал метрдотель. Если метрдотель в это время занят служебными делами, то потребителей встречает бригадир официантов (официант). Он приветствует гостей, спрашивает, на сколько человек должен быть подготовлен стол, дает возможность выбрать место в зале, учитывая их по желания. Предлагать места за столом, где уже сидят потребители, можно только с согласия последних. Не допускается предлагать потребителю занять места за столом, который не подготовлен к обслуживанию: не убрана использованная посуда, не выполнена предварительная сервировка столов.
Для большой группы гостей с разрешения метрдотеля может быть составлен общий стол из нескольких столов. Метрдотель или официант предлагает гостю сесть, выдвинув стул и пригласив его жестом. Если пришли вместе мужчина и женщина, то женщине официант предлагает занять место первой, а затем предлагает сесть мужчине; женщина садится справа от мужчины. В случае, если гости самостоятельно сели за стол, пересаживать их, предлагая другие места, не разрешается. Если гости принесли с собой цветы, официант, не ожидая просьбы, должен принести вазу с водой, поместить в нее цветы, поставить вазу в центре стола.
Прием и оформление заказа
Меню официант предлагает в обложке в развернутом виде слева левой рукой. Меню вручается женщине. Если за столом сидят несколько человек, то предпочтение отдается старшему, юбиляру и т. д. Предложив меню, официант обращает внимание гостей на фирменные блюда. Вместе с меню подается прейскурант вин в закрытом виде. Подождав несколько минут, официант дает возможность ознакомиться с ассортиментом блюд. Потом официант должен подойти к столу и принять заказ, при необходимости официант может порекомендовать то или иное блюдо гостю с учетом его возраста, пожелания, времени года и т. д. Рекомендуя посетителю то или иное блюдо, официант должен со знанием дела рассказать о его вкусовых качествах и особенностях его приготовления. Следует уточнить также, сколько времени потребуется для исполнения заказа. Затем официант может помочь посетителям в выборе вин к заказанным блюдам.
Официант записывает заказ в такой последовательности: сначала холодные блюда и закуски, горячие закуски, затем первые и вторые блюда, десерт и буфетная продукция. Если заказ большой, можно повторить его посетителю для проверки, уточнить время подачи блюд и другие пожелания посетителя.
При приеме заказа официант должен стоять возле гостя, делающего заказ, справа, слегка наклонившись к нему, не касаясь стола, стула. После приема заказа официант должен наметить план его выполнения: заказ на производство закусок и блюд, подбор посуды для их приготовления и подачи; уточнить сервировку стола в соответствии с заказом и последовательность подачи блюд и напитков. Приняв заказ, официант идет в сервизную, где подбирает посуду для холодных блюд и закусок, приносит ее на раздачу холодного цеха и передает повару вместе с заказом, сообщив пожелания гостей по приготовлению блюда.
Соблюдение правил подачи блюд является показателем высокой культуры обслуживания. При этом важно также соблюдать последовательность подачи блюд.
Холодные блюда и закуски:
Икра зернистая осетровых рыб, паюсная, лососевых рыб; масло сливочное; овощи натуральные; рыба малосольная, отварная, заливная, под майонезом, под маринадом; рыбная гастрономия и консервы в масле; сельдь натуральная и с гарниром; нерыбные продукты моря; салаты рыбные.
Мясо отварное, заливное, копчености, мясная гастрономия, мясо жареное, ассорти мясное, салаты мясные.
Птица отварная, птица и дичь заливные, фаршированные, жареные, ассорти из птицы и дичи, салаты из птицы и дичи.
Салаты из овощей, винегреты, соленья и маринады, грибные закуски, сыр.
Горячие закуски:
Супы
Вторые горячие блюда
Сладкие блюда:
Фрукты
Горячие напитки
Если напитки подаются в бутылках (мин. вода, вина, кола и т.д.), то первую порцию гостю должен налить официант. Всё стекло («хайболы», «олдфешенды», рюмки и т.д.) ставится на стол гостя на подставки для пива. Все напитки приносятся гостям на подносе. Все порционные напитки из бара приносятся в закрытых бутылках; стаканы со льдом, трубочками и лимоном приносятся отдельно.
"Горячее" подаётся в течение 25 минут после принятия заказа, за исключением блюд, для которых по технологии приготовления отводится большее время. Гостя необходимо предупреждать, сколько времени готовится блюдо.
Официант должен своевременно убирать использованную посуду, приборы, заменять пепельницы. Зачищая стол, официант обязательно спрашивает у гостя разрешение: «Могу ли я забрать Вашу тарелку (Ваш бокал и т. д.)? Официант должен быть внимательным при подходах к столу, обращая внимание на мелкий мусор, своевременно зачищать (использованные салфетки, зубочистки и т. д.). Крошки убирать со стола, применяя специальную тряпочку или влажную салфетку с использованием подноса.
После того как гость насытился нашими напитками, салатами, супами, горячим, официант быстро убирает грязную посуду со стола, (стол зачищается с подносом).
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Техника и организация ресторанного сервиса»
- II Организация производственного процесса на предприятиях общественного питания
- Специальные виды меню: кофейня/чайная карта, винная карта, коктейльная карта, сырная страничка
- Организация обслуживания на предприятии питания. Обслуживающий персонал
- Организация обслуживания на предприятии питания. Методы и формы обслуживания. Расчет потребности в персонале
- Организация обслуживания на предприятии питания. Характеристика видов сервиса: американского, французского, русского, английского.
- Торговая группа помещений на предприятии питания: характеристика и назначение помещений. Требования к микроклимату
- Торговая группа помещений на предприятии питания: профессиональная мебель, профессиональный текстиль
- Вспомогательные помещения: виды, назначение и организация деятельности
- Характеристика фарфоровой (фаянсовой, керамической) посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика металлической посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика хрустальной и стеклянной посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика столовых приборов: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Профессиональная сервировка. Основные виды и последовательность сервировки стола
- Организация обслуживания на предприятии питания. Элементы технологического процесса обслуживания: подготовка зала к работе
- Основные элементы обслуживания гостей на предприятии питания
- Организация обслуживания на предприятии питания: последовательность и основные правила подачи блюд и напитков
- Порядок организации банкетов и приемов. Расчет потребности в мтб и персонале
- Организация банкета с полным обслуживанием официантами
- Организация банкета с частичным обслуживанием официантами
- Организация мероприятия формата «банкет-фуршет»
- Организация мероприятия формата «банкет-чай»
- Организация мероприятия формата «банкет-буфет»
- Ускоренные формы обслуживания: формат «шведский стол»
- Ускоренные формы обслуживания: формат «бизнес-ланч», «кофе-брейк», «русский (репинский) стол», «стол без галстуков»
- Прогрессивные виды обслуживания: формат «воскресный бранч»
- Прогрессивные виды обслуживания: кейтеринг. Вида кейтеринга
- Прогрессивные виды обслуживания: транширование (рыбы, птицы, целого поросенка/барана), фламбирование
- Организация питания и обслуживания пассажиров различных видов транспорта (водного, автомобильного)
- Организация питания и обслуживания пассажиров воздушного транспорта
- Организация питания и обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта
- Организация питания и обслуживания в гостинице. Служба room-service
- Организация питания и обслуживания в гостинице. Требования к предоставлению услуг питания в отелях разных категорий
- Особенности организации питания и обслуживания иностранных гостей. Рекомендации по составлению меню.
- Организация обслуживания протокольных мероприятий
- Организация лечебно-профилактического питания для работников промышленных предприятий
- Организация диетического (лечебного питания) в лечебно-профилактических учреждениях
- Организация питания студентов вуЗов и колледжей
- Организация питания в дошкольных и школьных учреждениях: нормативная база и требования
- Организация питания населения в местах массового отдыха, во время культурно-массовых мероприятий
- Организация обслуживания участников конференций, семинаров, спортивных мероприятий