Организация питания и обслуживания в гостинице. Требования к предоставлению услуг питания в отелях разных категорий
Гостиницы классифицируют по пяти категориям, мотели — по четырем. Одна звезда соответствует низшей категории, пять звезд — высшей.
Организация питания иностранных туристов осуществляется в ресторанах, барах, кафе, столовых. Данные предприятия могут иметь собственные здания или использовать их на правах аренды. Некоторые предприятия работают самостоятельно. Однако большинство из них расположены в туристско-гостиничных комплексах или гостиницах и являются их структурным подразделением. В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров, малые гостиницы — до 30 номеров.
Гостиница любой категории (1—5 звезд) должна иметь удобные подъездные пути с необходимыми дорожными знаками, благоустроенную и освещенную прилегающую территорию, площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта, в том числе автобусов, вывеску с названием предприятия и указанием его категории, при наличии отдельного входа в ресторан — вывеску с его названием.
Лестницы, ведущие к входу на предприятие питания, расположенному автономно, должны быть снабжены специальными пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок. Вход, должен быть оборудован козырьком для защиты от атмосферных осадков. У входа на предприятие питания должны быть размещены урны для мусора, телефоны-автоматы. Здесь рекомендуется размещать средства рекламы, декоративные композиции из зеленых насаждений, скульптуры и другие элементы декоративного оформления.
На территории, прилегающей к предприятию питания, не допускается: проводить погрузочно-разгрузочные работы, складировать тару, строительные материалы, размещать контейнеры с мусором; сжигать мусор, отходы и порожнюю тару.
Вход на предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков посетителей на выход и на вход. Створки дверей должны открываться без чрезмерных усилий и автоматически закрываться за посетителем, не заставляя его ускорять движение.
Помещения для потребителей туристских предприятий питания должны удовлетворять санитарно-гигиеническим, противопожарным и техническим требованиям к общественным помещениям, обеспечивать безопасные и комфортные условия по температуре и влажности. Обязательным и безусловным требованием является отсутствие посторонних запахов, особенно из кухни и туалетов. Интерьеры помещений для потребителей не должны быть перегружены элементами декоративного оформления, затрудняющими уборку помещений и ухудшающими санитарно-гигиенические условия. Все материалы, используемые в оформлении интерьера помещений для потребителей, должны соответствовать требованиям санитарно-гигиенической и пожарной безопасности.
Все помещения должны быть оборудованы указателями (пиктограммами), помогающими ориентироваться потребителям. В вестибюле на видном месте должна быть вывешена копия сертификата данного предприятия питания, свидетельствующего о присвоении ему определенной категории с соответствующим количеством звезд (для гостиницы) и класса (люкс, высший, первый) для ресторана.
Оборудование помещений должно предусматривать возможность посещения предприятия питания инвалидами и посетителями с детьми, если гостиница, при которой оно расположено, предусматривает возможность проживания инвалидов и туристов с детьми соответствующего возраста или данное туристское предприятие питания обслуживает потребителей, не проживающих в гостинице.
Освещение помещений для потребителей должно соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации.
Режим работы предприятий питания, расположенных в гостинице, устанавливается с 7 до 23 ч или круглосуточно.
Предприятие, обслуживающее туристов, должно иметь сертификат на безопасность услуг общественного питания и сертификат соответствия, подтверждающий класс предприятия, а также лицензии на отдельные виды деятельности.
Рестораны при 4- и 5-звездочных отелях должны иметь несколько залов (возможна специализация на приготовлении блюд национальной, зарубежной кухни); отдельные кабинеты, банкетные залы, трансформируемые в конференц-зал, ночные клубы (5 звезд). При 3—5-звездочных отелях обязательны бары в вестибюле (лобби-бар) и поэтажные. В 1- и 2-звездочных отелях услуги питания предоставляются потребителям в ресторанах и кафе.
По методам обслуживания такие предприятия питания классифицируются на предприятия, работающие по методу самообслуживания и обслуживанию официантами.
Туристские предприятия 2—5-й категорий (звезд) должны гарантировать потребителям выбор любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, двухразовое, трехразовое питание), работу хотя бы одного кафе или бара в любое время суток (4- и 5-звездочные отели); бронирование мест в ресторане; обслуживание в номере гостиницы.
Можно выделить три основных способа предоставления услуги питания:
— питание, оплаченное туристом;
— питание, не включенное в стоимость тура и предоставляемое за дополнительную плату;
— самообслуживание.
Оплаченное питание предполагает включение в стоимость гостиничного номера или тура всех расходов на питание туристов. Это может быть только завтрак (континен-тальный или полный); завтрак и ужин, или завтрак и обед или обед — ужин (полупансион); трехразовое питание (полный пансион). Иногда в стоимость питания включают прохладительные (вода, соки) и алкогольные напитки (пиво, шампанское, вина). Если питание не включено в стоимость тура, то за него турист платит в месте пребывания и оказания этой услуги.
Самообслуживание - туристы сами себе готовят пищу (чаще всего в пансионатах, кемпингах) или питаются в залах ресторанов, где установлен шведский стол, или в кафе.
В сфере питания особое значение имеет быстрое и четкое обслуживание туристов. Меню в месте пребывания туристов должно быть понятно всем участникам группы, а цены указаны в валюте страны. Питание должно соответствовать затраченным на него средствам и не нанести вреда здоровью туристов. Неудовлетворенность питанием из-за плохой организации, недостаточно высокого качества приготовления пищи или низкого уровня обслуживания может испортить впечатление от поездки и нанести ущерб туристской фирме.
Шведский стол (буфет) позволяет гостям свободно выбирать любые выставленные на нем блюда.
Табльдот — форма обслуживания официантами групп туристов по меню обеда или ужина с ограниченным ассортиментом блюд за предварительно накрытыми столами на 4, 6, 8 человек.
Форма обслуживания по меню а ля карт предусматривает свободный выбор туристом блюд по предлагаемому рестораном меню (для индивидуалов и небольших групп).
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Техника и организация ресторанного сервиса»
- II Организация производственного процесса на предприятиях общественного питания
- Специальные виды меню: кофейня/чайная карта, винная карта, коктейльная карта, сырная страничка
- Организация обслуживания на предприятии питания. Обслуживающий персонал
- Организация обслуживания на предприятии питания. Методы и формы обслуживания. Расчет потребности в персонале
- Организация обслуживания на предприятии питания. Характеристика видов сервиса: американского, французского, русского, английского.
- Торговая группа помещений на предприятии питания: характеристика и назначение помещений. Требования к микроклимату
- Торговая группа помещений на предприятии питания: профессиональная мебель, профессиональный текстиль
- Вспомогательные помещения: виды, назначение и организация деятельности
- Характеристика фарфоровой (фаянсовой, керамической) посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика металлической посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика хрустальной и стеклянной посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика столовых приборов: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Профессиональная сервировка. Основные виды и последовательность сервировки стола
- Организация обслуживания на предприятии питания. Элементы технологического процесса обслуживания: подготовка зала к работе
- Основные элементы обслуживания гостей на предприятии питания
- Организация обслуживания на предприятии питания: последовательность и основные правила подачи блюд и напитков
- Порядок организации банкетов и приемов. Расчет потребности в мтб и персонале
- Организация банкета с полным обслуживанием официантами
- Организация банкета с частичным обслуживанием официантами
- Организация мероприятия формата «банкет-фуршет»
- Организация мероприятия формата «банкет-чай»
- Организация мероприятия формата «банкет-буфет»
- Ускоренные формы обслуживания: формат «шведский стол»
- Ускоренные формы обслуживания: формат «бизнес-ланч», «кофе-брейк», «русский (репинский) стол», «стол без галстуков»
- Прогрессивные виды обслуживания: формат «воскресный бранч»
- Прогрессивные виды обслуживания: кейтеринг. Вида кейтеринга
- Прогрессивные виды обслуживания: транширование (рыбы, птицы, целого поросенка/барана), фламбирование
- Организация питания и обслуживания пассажиров различных видов транспорта (водного, автомобильного)
- Организация питания и обслуживания пассажиров воздушного транспорта
- Организация питания и обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта
- Организация питания и обслуживания в гостинице. Служба room-service
- Организация питания и обслуживания в гостинице. Требования к предоставлению услуг питания в отелях разных категорий
- Особенности организации питания и обслуживания иностранных гостей. Рекомендации по составлению меню.
- Организация обслуживания протокольных мероприятий
- Организация лечебно-профилактического питания для работников промышленных предприятий
- Организация диетического (лечебного питания) в лечебно-профилактических учреждениях
- Организация питания студентов вуЗов и колледжей
- Организация питания в дошкольных и школьных учреждениях: нормативная база и требования
- Организация питания населения в местах массового отдыха, во время культурно-массовых мероприятий
- Организация обслуживания участников конференций, семинаров, спортивных мероприятий