Основные элементы обслуживания гостей на предприятии питания
Обслуживание в ресторане складывается из следующих элементов:
— встреча гостей, размещение их в зале;
— предложение меню и карты вин, аперитива;
— рекомендации в выборе закусок, блюд, напитков;
— прием, оформление и уточнение заказа;
— передача заказа на производство;
— досервировка стола в соответствии с принятым заказом;
— подача напитков, закусок и блюд;
— расчет с гостями.
Встреча и размещение гостей. Потребителей встречает швейцар, затем гардеробщик и у входа в зал метрдотель. Если метрдотель в это время занят служебными делами, то потребителей встречает бригадир официантов (официант). Он приветствует гостей, спрашивает, на сколько человек должен быть подготовлен стол, дает возможность выбрать место в зале, учитывая их по желания. Предлагать места за столом, где уже сидят потребители, можно только с согласия последних. Не допускается предлагать потребителю занять места за столом, который не подготовлен к обслуживанию: не убрана использованная посуда, не выполнена предварительная сервировка столов. Для большой группы гостей с разрешения метрдотеля может быть составлен общий стол из нескольких столов. Метрдотель или официант предлагает гостю сесть, выдвинув стул и пригласив его
жестом. Если пришли вместе мужчина и женщина, то женщине официант предлагает занять место первой, а затем предлагает сесть мужчине; женщина садится справа от мужчины. В случае, если гости самостоятельно сели за стол, пересаживать их, предлагая другие места, не разрешается. Если гости принесли с собой цветы, официант, не ожидая просьбы, должен принести вазу с водой, поместить в нее цветы, поставить вазу в центре стола.
Прием и оформление заказа
Меню официант предлагает в обложке в развернутом виде слева левой рукой. Меню вручается женщине. Если за столом сидят несколько человек, то предпочтение отдается старшему, юбиляру и т. д. Предложив меню, официант обращает внимание гостей на фирменные блюда. Вместе с меню подается прейскурант вин в закрытом виде. Подождав несколько минут, официант дает возможность ознакомиться с ассортиментом блюд. Потом официант должен подойти к столу и принять заказ, при необходимости официант может порекомендовать то или иное блюдо гостю с учетом его возраста, пожелания, времени года и т. д. Рекомендуя посетителю то или иное блюдо, официант должен со знанием дела рассказать о его вкусовых качествах и особенностях его приготовления. Следует уточнить также, сколько времени потребуется для исполнения заказа. Затем официант может помочь посетителям в выборе вин к заказанным блюдам.
Официант записывает заказ в такой последовательности: сначала холодные блюда и закуски, горячие закуски, затем первые и вторые блюда, десерт и буфетная продукция.
Если заказ большой, можно повторить его посетителю для проверки, уточнить время подачи блюд и другие пожелания посетителя. При приеме заказа официант должен стоять возле гостя, делающего заказ, справа, слегка наклонившись к нему, не касаясь стола, стула.
После приема заказа официант должен наметить план его выполнения: заказ на производство закусок и блюд, подбор посуды для их приготовления и подачи; уточнить сервировку стола в соответствии с заказом и последовательность подачи блюд и напитков. Приняв заказ, официант идет в сервизную, где подбирает посуду для холодных блюд и закусок, приносит ее на раздачу холодного цеха и передает повару вместе с заказом, сообщив пожелания гостей по приготовлению блюда. Из холодного цеха официант передает заказ в горячий цех на горячие закуски, первые и вторые блюда, десерт, горячие напитки; одновременно вместе с заказом передает посуду, в которой блюда должны готовиться (кокотницы, кокильницы, порционные сковородки, керамические горшочки и т.д.). Затем официант пробивает чеки на кассовом аппарате для получения буфетной продукции. Непосредственно перед получением холодных и горячих блюд пробивают чеки на них. Подача блюд, напитков и буфетной продукции, обслуживание гостей (см. ниже)
Расчет с гостями
Расчет, как правило, производится в конце обслуживания. Но иногда, если это принято на предприятии, расчет с гостями может быть произведен после принятия заказа или обслуживания холодных блюд - на стол кладется первый экземпляр счета, а обслуживание продолжается по копии счета.
Расчет с потребителями за заказанные блюда и напитки производят по счету.
Бланк счета заполняется в двух экземплярах. В нем указываются название ресторана, фамилия официанта, дата обслуживания, наименование и количество закусок, блюд, напитков и т. д., цена одной порции, сумма всех заказанных порций одноименных блюд, напитков. В случае отказа заказчика от какого-либо блюда против него следует сделать прочерк.
Официант подсчитывает сумму, ставит подпись и подает заказчику первый экземпляр счета, положив его оборотной стороной кверху на маленький поднос или на пирожковую тарелку.
Пронумерованные бланки счетов официант получает перед началом работы у метрдотеля, расписываясь за них в специальной книге. Одновременно официант получает бланки реестра счетов, который составляется на основании копий счетов, и сдает его вместе с копиями счетов, съемными ключами от счетчиков кассового аппарата и выручкой кассиру или представителю администрации.
Уборка столов и замена использованной посуды
В процессе обслуживания официант должен быстро подготавливать стол к подаче очередного блюда, собирая использованную посуду и приборы и заменяя их чистыми. При уборке тарелок с остатками пищи официант подходит к первому потребителю справа, берет в правую руку тарелку с приборами и перекладывает ее в левую руку, удерживая большим и указательным пальцами. Далее подходит с правой стороны к следующему потребителю и устанавливает ее на пальцы левой руки: средний, безымянный и мизинец. Приборы с первой и второй тарелки и остатки пищи он складывает на нижней тарелке. При обслуживании группы гостей один официант таким образом может собрать до десяти тарелок.
Другой вариант уборки состоит в том, что официант две первые тарелки убирает указанным способом, а третью и последующие ставит на предплечье левой руки; при этом он перекладывает вилкой (ножом) остатки пиши на вторую (нижнюю) тарелку и кладет приборы на первую.
Для сбора остатков пищи можно также использовать специальную тарелку, которую официант держит между указательным и средним пальцами. Использованные тарелки официант относит на подсобный стол и тут же приносит чистые тарелки. При обслуживании группы гостей двумя официантами один из них собирает использованную посуду и приборы, а другой ставит на стол чистые. Для этого на подсобный стол заранее ставят стопку тарелок в необходимом количестве. На верхнюю тарелку стопы кладут полотняную салфетку, сложенную вчетверо, на нее ножи и вилки, так же как при сервировке столов.
Посуду из стекла ставят на поднос, покрытый салфетками, и носят на левой руке. Замену скатерти в присутствии потребителя производят, не оголяя крышки стола.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Техника и организация ресторанного сервиса»
- II Организация производственного процесса на предприятиях общественного питания
- Специальные виды меню: кофейня/чайная карта, винная карта, коктейльная карта, сырная страничка
- Организация обслуживания на предприятии питания. Обслуживающий персонал
- Организация обслуживания на предприятии питания. Методы и формы обслуживания. Расчет потребности в персонале
- Организация обслуживания на предприятии питания. Характеристика видов сервиса: американского, французского, русского, английского.
- Торговая группа помещений на предприятии питания: характеристика и назначение помещений. Требования к микроклимату
- Торговая группа помещений на предприятии питания: профессиональная мебель, профессиональный текстиль
- Вспомогательные помещения: виды, назначение и организация деятельности
- Характеристика фарфоровой (фаянсовой, керамической) посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика металлической посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика хрустальной и стеклянной посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика столовых приборов: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Профессиональная сервировка. Основные виды и последовательность сервировки стола
- Организация обслуживания на предприятии питания. Элементы технологического процесса обслуживания: подготовка зала к работе
- Основные элементы обслуживания гостей на предприятии питания
- Организация обслуживания на предприятии питания: последовательность и основные правила подачи блюд и напитков
- Порядок организации банкетов и приемов. Расчет потребности в мтб и персонале
- Организация банкета с полным обслуживанием официантами
- Организация банкета с частичным обслуживанием официантами
- Организация мероприятия формата «банкет-фуршет»
- Организация мероприятия формата «банкет-чай»
- Организация мероприятия формата «банкет-буфет»
- Ускоренные формы обслуживания: формат «шведский стол»
- Ускоренные формы обслуживания: формат «бизнес-ланч», «кофе-брейк», «русский (репинский) стол», «стол без галстуков»
- Прогрессивные виды обслуживания: формат «воскресный бранч»
- Прогрессивные виды обслуживания: кейтеринг. Вида кейтеринга
- Прогрессивные виды обслуживания: транширование (рыбы, птицы, целого поросенка/барана), фламбирование
- Организация питания и обслуживания пассажиров различных видов транспорта (водного, автомобильного)
- Организация питания и обслуживания пассажиров воздушного транспорта
- Организация питания и обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта
- Организация питания и обслуживания в гостинице. Служба room-service
- Организация питания и обслуживания в гостинице. Требования к предоставлению услуг питания в отелях разных категорий
- Особенности организации питания и обслуживания иностранных гостей. Рекомендации по составлению меню.
- Организация обслуживания протокольных мероприятий
- Организация лечебно-профилактического питания для работников промышленных предприятий
- Организация диетического (лечебного питания) в лечебно-профилактических учреждениях
- Организация питания студентов вуЗов и колледжей
- Организация питания в дошкольных и школьных учреждениях: нормативная база и требования
- Организация питания населения в местах массового отдыха, во время культурно-массовых мероприятий
- Организация обслуживания участников конференций, семинаров, спортивных мероприятий