Торговая группа помещений на предприятии питания: профессиональная мебель, профессиональный текстиль
Мебель условно делят на две группы. К первой группе относят мебель для приёма пищи и сидения (стулья, кресла и т.д.), оборудование для транспортировки посуды и блюд (тележки и т.д.). Ко второй группе относят мебель для хранения посуды и столового белья (серванты), отпуска и приема пищи (стойки: буфетная, кафетерийная, барная), для хранения и демонстрации товаров (витрины); оборудование пристенное для баров.
Столы. В ресторанах площадь стола рассчитывают 0,25 кв.м. на одного потребителя. Оптимальная ширина прямоугольных столов 800 – 900 мм, а радиус для круглых столов - от 300 до 650 мм. Высота стола должна быть 690 – 750 мм. Столы, как правило, устанавливают на металлическом каркасе. Для проведения банкетов обычно используют столы высотой 760 – 780 мм, а шириной 1200 – 1500 мм.
Полиэфирное покрытие крышек столов уменьшает шум при сервировке и обеспечивает устойчивость. При банкетах под скатерть надевают чехол из холста, байки на шнурках или резинке.
Количество стульев или полумягких кресел должно соответствовать числу мест в залах, высота спинки – 50 см. Для банкета используют полукресла, так как они удобнее. Расстояние между крышкой стола и сиденьем должно быть 290 – 310 мм. Стулья для ресторанов промышленность выпускает на деревянном или металлическом основании с использованием поролона, моющихся синтетических материалов. Для баров применяют барные табуреты с вращающимся основанием, упорами для ног, реже со спинкой и подлокотниками.
Сервант – шкаф для официанта, предназначенный для размещения и хранения текущего разноса посуды, столовых приборов, столового белья. Верхняя часть – рабочая поверхность, под ней полки и отделения, где хранят вилки, ножи, ложки, ниже полки для тарелок, затем для столового белья. Габариты сервантов 1000 х 450 х 900 мм (длина х ширина х высота).
Подсобные (служебные) столы используются для доставки использованной посуды, раскладывания блюд, разливания супа из супниц. Длина 850 – 900, ширина 600, высота 740 – 750 мм. Подсобные столы обычно изготавливают на колесиках, как правило, трех. Некоторые тележки имеют подогрев или охлаждение.
Буфеты в ресторанах предназначены для отпуска официантам покупной продукции: напитков, кондитерских и табачных изделий, фруктов.
Во всех крупных ресторанах оборудуют три вида буфетов: основной, кофейный и буфет-хлеборезку.
Основной буфет имеет два помещения: первое предназначено для отпуска буфетной продукции официантам. Оборудуется охлаждающими прилавками – витринами, буфетной стойкой, охладительной пристенной витриной для выставления и охлаждения безалкогольных напитков и вин, если это требуется. При наличии такой витрины официантам легко ориентироваться в ассортименте продукции. Буфетная стойка оснащается весами настольными, горкой с мерными мензурками для дозировки спиртных напитков, ледогенератором и производственной раковиной с подводом горячей и холодной воды. Кроме этого буфетная стойка может включать низкотемпературное оборудование для хранения и порционирования мороженого.
Второе отделение буфета размещается смежно с первым и оборудуется холодильным шкафом для суточного запаса напитков, фруктов и полками (3 – 4шт), и (или) стеллажом.
Кофейный буфет предназначен для приготовления и отпуска горячих напитков (чай, кофе, какао, шоколад). Он оборудуется кофе-машиной, готовящей кофе-эспрессо, кроме кофе-машины необходимы кофемолки, смягчители воды, посудомоечные машины.
Буфет-хлеборезка – специальное помещение для нарезки и кратковременного хранения хлеба и булочных изделий. Хлеб хранят в специальных шкафах с отверстиями. Если используется обжаренный хлеб, то буфет оборудуется тостером. Рабочее место хлеборезки оснащается столом с весами, щипцами, совком и щеткой для удаления крошек, вилкой и ножом.
Сервизная располагается смежно со столовой моечной посуды и оборудуется шкафами со стеклянными дверцами, подвесными полками и стеллажами. В сервизной хранят и выдают официантам столовую посуду, приборы. В ресторанах фарфоровую и металлическую посуду в требуемом ассортименте ставят на сервизный прилавок, чтобы официанты могли свободно воспользоваться ею. Под расписку выдают хрусталь и приборы. Материальная ответственность возлагается на работников сервизной, для чего ведется учет в специальном журнале. Все операции по учету и выдаче посуды осуществляются в определенном порядке. Списание производит комиссия, состав которой утверждает директор; обычно в нее входят работники сервизной и бригада официантов. Наличие посуды, приборов и столового белья проверяется ежедневно. При бое составляется акт на списание. Оснащение посудой, приборами и столовым бельем осуществляется согласно нормам оснащения.
Бары при ресторане. В зависимости от объема предоставляемых услуг, комфортности и формы обслуживания бары при ресторанах подразделяют на класс «люкс», и «высший класс», а по ассортименту реализуемых напитков - на коктейль – бары, коктейль - холлы и пр.
Коктейль-бары специализируются на изготовлении и реализации смешанных напитков. Могут размещаться как в отдельных помещениях, так и в залах ресторанов. Залы коктейль-баров рассчитаны на 25 – 40 мест.
Коктейль-холлы отличаются от коктейль-баров вместимостью залов (50 – 75 – 100 мест). Залы коктейль-холлов оснащаются четырехместными столами, полумягкими стульями или креслами, барными стойками.
Как правило, бары размещаются в помещениях вестибюльной группы, они входят в состав ресторана, но по своему устройству и оформлению имеют индивидуальный характер. Если бар размещен при входе в ресторан, то он служит своеобразным аванзалом благодаря наличию низких столов и мягкой мебели здесь образуются зоны отдыха. В тех случаях, когда бар расположен в глубине зала, его объединяют с местом для танцев.
Основным композиционным центром бара являются барные стойки: отдельно стоящие, пристенные или встроенные. Барная стойка (прилавок) состоит из двух частей: верхней (менее широкой) и нижней (более узкой). Нижняя стойка обращена внутрь и служит одновременно рабочим местом бармена. Здесь размещаются: электромиксер, автоматическая кофеварка, электротостер, кассовый аппарат, различные дозаторы и мойка для посуды.
В барную стойку вмонтируются малогабаритный ледогенератор и термос для индивидуального охлаждения бутылок. С наружной стороны стойки устанавливают табуреты с высотой сиденья 80 – 120 см. Барные стойки могут быть различной формы. Длина их зависит от размера помещения, где их устанавливают. Если бар размещен в отдельном помещении, то в зале кроме барной стойки располагаются деревянные четырех, шестиместные столы. Ширина прохода не менее – 1,2м, второстепенных – 0,75м. К столам устанавливают кресла, а иногда вместо них стулья в виде бочонков или табуреты.
К пристенным стойкам (или высоким столам) приставляют высокие стулья на металлическом каркасе с мягкими вращающимися сиденьями и подставками для ног.
Барную стойку оборудуют холодильными устройствами. Поскольку коктейли и другие напитки отпускают в основном в охлажденном виде, то неотъемлемой частью оборудования служит ледогенератор, т.к. во многих рецептурах коктейлей предусмотрен пищевой лед. В подсобном помещении бара устанавливают холодильный шкаф, низкотемпературный прилавок для хранения мороженого, замороженных фруктов и ягод.
Подсобное помещение бара оснащено также настольной электроплитой, необходимой для приготовления: пуншей, грогов, сиропов, здесь же устанавливаются ванны для мытья посуды; шкафы для хранения запаса сухих продуктов и чистой посуды.
В баре всегда предусматривают кофеварку, весы, контрольно-кассовую машину и посудомоечную машину.
Встроенное оборудование бара. Правильное размещение встроенного оборудования может значительно повысить эффективность работы бармена.
В современном баре необходимо иметь встроенное оборудование.
Ледогенератор — размещается в центре рабочего места бармена. Он должен быть достаточно вместительным. Как правило, он сделан из нержавеющей стали.
Не во всех барах ледогенератор встроен в барную стойку и находится под рукой. В этом случае бармен пользуется специальной емкостью для льда — айс-бакетом. Он устроен по типу термоса и состоит из трех частей: наружного контейнера, внутренней емкости и крышки. В нижней части внутренней емкости сделаны отверстия для слива воды, благодаря чему лед постоянно сохраняется «сухим».
Вращающийся стеллаж для бутылок («вертушка») — вмонтированный в барную стойку или прикрепляющийся к ней; обычно он изготовлен из нержавеющей стали; его застилают тканью, а сверху ставят бутылки.
Место для приготовления напитков (билдинг-лоток) — представляет собой длинную ровную поверхность на рабочем месте бармена, где он готовит смешанные напитки. Он может быть вмонтирован в барную стойку либо прикреплен к ней. Чаще всего он сделан из нержавеющей стали, но иногда это просто резиновый коврик.
Раковина — большая раковина из нержавеющей стали необходима в любом баре. Ее размещают так, чтобы к ней можно было подойти с любой стороны. Если бар рассчитан на несколько барменов, то и раковин должно быть несколько.
Посудомоечная машина — ее необходимо разместить недалеко от края барной стойки, так, чтобы к ней можно было подойти с любой стороны. Над ней должно быть две-три полки для использованной посуды.
Холодильные шкафы предназначены для хранения бутылочного пива и соков в пакетах. Холодильные шкафы должны быть снабжены стеклянными дверцами (чтобы посетители видели, какие напитки имеются в продаже) и большими удобными ручками.
Пост-микс машина — представляет собой пистолет для наливания содовой в напитки. Обычно ее прикрепляют к нижней стойке бара рядом с рабочим местом бармена.
Пивные краны — в пивных барах они занимают большое место на барной стойке. В современном пивном баре устанавливают целый ряд кранов, соединяющихся в единый ствол. Это позволяет сэкономить место для других целей.
Винные дозаторы — во многих барах используют электронные дозаторы, рассчитанные на четыре—шесть бутылок. Они наливают напитки быстро и аккуратно.
Использование профессионального ресторанного текстиля - вопрос не только престижа, но и, в первую очередь, долгосрочности и удобства в эксплуатации всех предметов текстильного убранства интерьера кафе или ресторана. В текстильном убранстве интерьера кафе или ресторана можно выделить три основных направления:
а) оформление окон
б) столовое белье
в) форменная одежда персонала.
По составу ткани можно разделить на три группы:
1. Натуральные (как правило, 100-процентный хлопок).
2. Искусственные (чаще всего 100-процентный полиэстер, который незаменим для банкетных юбок).
3. Смесовые (в основном хлопок и полиэстер в различном соотношении).
Основные требования, предъявляемые к столовой ткани: поверхностная плотность (тонкая ткань быстро изнашивается), низкий процент усадки, сохранность цвета на протяжении всего срока использования, высокая степень абсорбции, хороший процент отстирывания сложных пятен.
Использование хлопкового белья связано с определенными трудностями: достаточно большой процент усадки и изменение цвета в процессе стирки укорачивают срок его службы.
Полиэстер рекомендуется использовать для банкетных юбок, так как ткань отлично отстирывается, не садится, цвет не тускнеет.
Учитывая недостатки этих тканей, многие рестораны сейчас переходят на использование смесовых тканей, которые отвечают всем вышеперечисленным требованиям. Эксплуатировать смесовые ткани значительно проще и выгоднее.
Для небольших кафе и бистро больше подойдет белорусская ткань. Она достаточно качественная и относительно недорогая.
При оформлении окон основное внимание следует уделить выбору штор. При разработке дизайна ресторанного интерьера большое внимание уделяется цветовой палитре тканей для штор. Выбор ткани зависит от цвета стен, мебели и множества других факторов. Согласно мнению профессиональных дизайнеров, в ресторанном интерьере должно использоваться не больше четырех цветов.
Единственное требование, предъявляемое к шторным тканям - красота и соответствие общему интерьеру.
Форменная одежда персонала является неотъемлемой частью концепции заведения. Внешний вид сотрудников должен строго соответствовать корпоративному стилю ресторана.
Ткань, предназначенную для пошива униформы, производят как российские, так и импортные компании. Одним из важнейших требований к униформе является то, что при ее изготовлении должны использоваться специальные ткани повышенной износостойкости, рассчитанные на ежедневную носку, частые стирки и химчистку. Униформа должна быть удобной, то есть должна учитываться специфика работы, выполняемая тем или иным сотрудником.
Кроме того, одежда для персонала - унифицированная, она не должна сидеть четко по фигуре, так как в любом заведении существует такая проблема как текучесть кадров. Например, при производстве одежды используется такой вариант как юбка на запахе, которая может подойти кому-то еще за счет переставляемых пуговиц. И, конечно, форменная одежда должна быть красивой и элегантной, чтобы персонал чувствовал себя комфортно, а окружающие посетители были довольны атмосферой заведения, составной частью которой является со вкусом подобранное столовое белье, униформа и красиво оформленные окна.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Техника и организация ресторанного сервиса»
- II Организация производственного процесса на предприятиях общественного питания
- Специальные виды меню: кофейня/чайная карта, винная карта, коктейльная карта, сырная страничка
- Организация обслуживания на предприятии питания. Обслуживающий персонал
- Организация обслуживания на предприятии питания. Методы и формы обслуживания. Расчет потребности в персонале
- Организация обслуживания на предприятии питания. Характеристика видов сервиса: американского, французского, русского, английского.
- Торговая группа помещений на предприятии питания: характеристика и назначение помещений. Требования к микроклимату
- Торговая группа помещений на предприятии питания: профессиональная мебель, профессиональный текстиль
- Вспомогательные помещения: виды, назначение и организация деятельности
- Характеристика фарфоровой (фаянсовой, керамической) посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика металлической посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика хрустальной и стеклянной посуды: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Характеристика столовых приборов: виды и назначение. Рекомендации по уходу
- Профессиональная сервировка. Основные виды и последовательность сервировки стола
- Организация обслуживания на предприятии питания. Элементы технологического процесса обслуживания: подготовка зала к работе
- Основные элементы обслуживания гостей на предприятии питания
- Организация обслуживания на предприятии питания: последовательность и основные правила подачи блюд и напитков
- Порядок организации банкетов и приемов. Расчет потребности в мтб и персонале
- Организация банкета с полным обслуживанием официантами
- Организация банкета с частичным обслуживанием официантами
- Организация мероприятия формата «банкет-фуршет»
- Организация мероприятия формата «банкет-чай»
- Организация мероприятия формата «банкет-буфет»
- Ускоренные формы обслуживания: формат «шведский стол»
- Ускоренные формы обслуживания: формат «бизнес-ланч», «кофе-брейк», «русский (репинский) стол», «стол без галстуков»
- Прогрессивные виды обслуживания: формат «воскресный бранч»
- Прогрессивные виды обслуживания: кейтеринг. Вида кейтеринга
- Прогрессивные виды обслуживания: транширование (рыбы, птицы, целого поросенка/барана), фламбирование
- Организация питания и обслуживания пассажиров различных видов транспорта (водного, автомобильного)
- Организация питания и обслуживания пассажиров воздушного транспорта
- Организация питания и обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта
- Организация питания и обслуживания в гостинице. Служба room-service
- Организация питания и обслуживания в гостинице. Требования к предоставлению услуг питания в отелях разных категорий
- Особенности организации питания и обслуживания иностранных гостей. Рекомендации по составлению меню.
- Организация обслуживания протокольных мероприятий
- Организация лечебно-профилактического питания для работников промышленных предприятий
- Организация диетического (лечебного питания) в лечебно-профилактических учреждениях
- Организация питания студентов вуЗов и колледжей
- Организация питания в дошкольных и школьных учреждениях: нормативная база и требования
- Организация питания населения в местах массового отдыха, во время культурно-массовых мероприятий
- Организация обслуживания участников конференций, семинаров, спортивных мероприятий