14. Орнамент. Виды орнамента. Особенности орнаментальной композиции в разных видах декоративно-прикладного творчества.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Орнамент – декоративный рисунок, в основе которого лежит стилизованный мотив.
Относительно происхождения О. нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определённым орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего О., широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного содержания. В О., особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру.
Возникновение О. относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетической культуре неолита О. достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, О. теряет своё господствующее положение и познавательное значение, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему О.; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведений к данному времени и к данной стране. Особенного развития достигает О. там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы О., во многом определяющие национальные художественные традиции.
К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.
По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.
По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).
Орнаментом украшают, оформляют изделие прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие.
При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия. Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным.
Орнамент в вышивке. Самыми распространенными элементами в растительном орнаменте являются мотивы ветвей, листьев, цветков, которые соединяясь, иногда вместе превращаются в многолепестковые розетки. Чаще всего орнаментальная вышивка располагалась по краям изделия. Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (скатерть) и т. д.
- 1. Нормативно-техническая документация, используемая для изготовления швейных изделий
- 2. Классификация современных тканей по волокнистому составу
- 4. Ассортимент одежды, функции, требования к одежде.
- 5. Ниточное соединение деталей. Классификация, свойства, назначение.
- 6. Методы безниточной технологии: клеевые, сварные, заклепочные, литъевые соединения.
- 7. Организация рабочих мест для выполнения ручных, машинных, вто работ, инструменты, приспособления, безопасные условия труда.
- 8. Виды и характеристика швейного оборудования.
- 9. Методы формообразования швейных изделий.
- 10. Контроль качества швейных изделий, технологические дефекты, методы устранения.
- 11. Структура и отличительные черты декоративно-прикладного искусства.
- 12. Законы и средства декоративной композиции
- 13. Роль цвета в декоративно - прикладном творчестве. Основные правила создания гармоничных цветовых сочетаний в композициях декоративно-прикладного творчества.
- 14. Орнамент. Виды орнамента. Особенности орнаментальной композиции в разных видах декоративно-прикладного творчества.
- 15. Русские народные промыслы. История развития. Виды. Отличительные особенности
- 16. Вышивка. История развития ручной вышивки. Виды вышивки, их характеристика.
- 17. Бисероплетение. История развития. Техники бисероплетения. Виды изделий, назначение.
- 18. Художественная роспись по ткани. История развития. Виды батика. Технология изготовления изделий.
- 19. Лоскутное шитье. История развития. Техники выполнения. Виды изделий и назначение.
- 20. Технология изготовления куклы. История куклы в России. Виды куклы.
- 21. Стандартизация и качество пищевых продуктов. Методы контроля качества пищевых продуктов.
- 22. Зерно и продукты его переработки. Химический состав и пищевая ценность
- 23. Продукты животного происхождения. Химический состав и пищевая ценность
- 24. Продукты растительного происхождения. Химический состав и пищевая ценность
- 25. Виды и характеристика современного оборудования, используемого в технологии приготовления пищи
- 26. Основные способы тепловой обработки продуктов и их характеристика.
- 27. Значение холодных блюд и закусок в питании человека. Классификация холодных блюд и закусок и технология приготовления.
- 28. Роль первых блюд в питании человека. Классификация супов, технология приготовления заправочных супов
- 29. Значение мясных блюд для питания человека. Классификация мясных блюд, способы приготовления.
- 30. Изделия из теста. Значение для питания человека. Классификация и технология приготовления