18. Художественная роспись по ткани. История развития. Виды батика. Технология изготовления изделий.
Искусство украшения тканей известно с давних времен. Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из китайского захоронения. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.
В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались тушью всего одного цвета, создавая удивительной красоты пейзажи. Самыми древними были разнообразные приемы нанесения резерва, то есть состава, предохраняющего отдельные участки ткани от последующего окрашивания. Многие из них дошли до наших дней. В древности было известно всего лишь несколько красок, которыми раскрашивалась одежда из очень тонкой шерстяной и хлопчатобумажной ткани, а также шелка. Обычно ткань украшалась орнаментами в виде полос. Самой распространенной краской был пурпур, который имел несколько оттенков, темно фиолетовый, голубой и красный. Позже кроме пурпура стали использовать и другие растительные краски. В Древнем Риме существовал особый цех красильщиков, которым были известны многие красящие вещества. Однако разглашение секретов мастерства строго преследовалось. Поэтому технология их изготовления до нас не дошла. Такие способы украшения тканей были известны также в Армении, Азербайджане и на Руси. На востоке они получили название "батик".
В переводе с индонезийского слово "ba" — означает хлопчатобумажная ткань, а "-tik" — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканей производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них - холодный и горячий батик - основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.
Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
Свободная роспись. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Свободная роспись с применением солевого раствора. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
Техника «Шибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путем перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом. Эта техника имеет японские корни, а там соответственно не обходиться без оригами (складывания, но не бумаги, а самой ткани).
- 1. Нормативно-техническая документация, используемая для изготовления швейных изделий
- 2. Классификация современных тканей по волокнистому составу
- 4. Ассортимент одежды, функции, требования к одежде.
- 5. Ниточное соединение деталей. Классификация, свойства, назначение.
- 6. Методы безниточной технологии: клеевые, сварные, заклепочные, литъевые соединения.
- 7. Организация рабочих мест для выполнения ручных, машинных, вто работ, инструменты, приспособления, безопасные условия труда.
- 8. Виды и характеристика швейного оборудования.
- 9. Методы формообразования швейных изделий.
- 10. Контроль качества швейных изделий, технологические дефекты, методы устранения.
- 11. Структура и отличительные черты декоративно-прикладного искусства.
- 12. Законы и средства декоративной композиции
- 13. Роль цвета в декоративно - прикладном творчестве. Основные правила создания гармоничных цветовых сочетаний в композициях декоративно-прикладного творчества.
- 14. Орнамент. Виды орнамента. Особенности орнаментальной композиции в разных видах декоративно-прикладного творчества.
- 15. Русские народные промыслы. История развития. Виды. Отличительные особенности
- 16. Вышивка. История развития ручной вышивки. Виды вышивки, их характеристика.
- 17. Бисероплетение. История развития. Техники бисероплетения. Виды изделий, назначение.
- 18. Художественная роспись по ткани. История развития. Виды батика. Технология изготовления изделий.
- 19. Лоскутное шитье. История развития. Техники выполнения. Виды изделий и назначение.
- 20. Технология изготовления куклы. История куклы в России. Виды куклы.
- 21. Стандартизация и качество пищевых продуктов. Методы контроля качества пищевых продуктов.
- 22. Зерно и продукты его переработки. Химический состав и пищевая ценность
- 23. Продукты животного происхождения. Химический состав и пищевая ценность
- 24. Продукты растительного происхождения. Химический состав и пищевая ценность
- 25. Виды и характеристика современного оборудования, используемого в технологии приготовления пищи
- 26. Основные способы тепловой обработки продуктов и их характеристика.
- 27. Значение холодных блюд и закусок в питании человека. Классификация холодных блюд и закусок и технология приготовления.
- 28. Роль первых блюд в питании человека. Классификация супов, технология приготовления заправочных супов
- 29. Значение мясных блюд для питания человека. Классификация мясных блюд, способы приготовления.
- 30. Изделия из теста. Значение для питания человека. Классификация и технология приготовления