logo search
12117

Адаб-аль-Ислам и сохранение единства и культурной идентификации мусульман

Одним из величайших достижений адаб-аль-Ислам явилось объединение мусульман, принадлежащих к разным расам, говорящих на разных языках и живущих в различных частях земного шара, в одну большую семью. Религиозный характер Исламских манер, проистекающий из Корана и Сунны, сыграл в этом важнейшую роль. Если человек из Морокко приедет в Пакистан, он найдет, что манеры живущего здесь народа понятны ему. Мусульманка из Египта не будет удивлена видом женщины из Турции, одетой в Исламскую одежду. Члены Исламского сообщества во всех ситуациях каждый день подтверждают свою солидарность, следуя одной и той же традиции.

Адаб-аль-Ислам создает между всеми мусульманами взаимопонимание - они образуют всемирную культуру, придающую форму и понимание местным культурам во всем мире. Местные культуры различных общин мусульман могут различаться. Но вместе с тем, способы совершения молитвы, приветствия, основных праздников, пищевые ограничения /например, на алкоголь/, категории халяль и харам являются элементами общими для всех исповедующих Ислам людей. Внешний вид также является показателем принадлежности к исламскому миру: мусульмане одеваются умеренно и аккуратно, женщины одеваются в особый вид одежды. Местные различия /национальные блюда или одежда, к примеру, Сари в Индии/ очень важны,т.к. они создают между различными группами мусульман различия, как говорится в Коране, что Аллах создал людей различными нациями, чтобы люди знали друг друга, но они совершенно незначительны в том смысле, что не ослабляют характер мусульман и мусульманскую идентификацию.

Одно из важных правил адаб-аль-Ислам запрещает мусульманам имитировать манеры немусульманских народов. Речь здесь не идет о возможности приобретения у них знаний, ремесла, технологий и научных данных, что всегда Исламом поощряется. Манеры играют важную роль в поддержании культурной идентификации. Ясно, что манеры, заключающиеся в жизни мусульман, должны отделяться от других по своему Исламскому характеру.

Любое вторжение немусульманской культуры в жизнь мусульман не означает, что исламская идентификация уже утеряна, а означает, что исламский способ жизни так глубоко укоренился, что мусульмане не могут легко избавить себя от этого. А так глубоко укоренился он потому, что не является современной импровизацией, отвечающей лишь определенному периоду истории, а является стабильной структурой взаимосвязанных манер и идеалов, которые соответствуют неизменным взаимоотношениям между людьми и между человеком и Богом.

И несмотря на ненависть в Советском Союзе и к христианству, и к Исламу и жесткое на них давление со стороны российских коммунистов, экономическое и политическое разъединение, являвшееся результатом успешной борьбы, тем не менее, так дело обстоит на поверхности. А культурное единство мусульман Советского Союза н всего Исламского мира все ещё является реальностью.