logo
12117

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭТИКЕТ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

ГЛАВА 3. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ 48

И НОРМЫ В ИСЛАМЕ 48

ГЛАВА 4. ЭТИКЕТ ГОСТЕПРИИМСТВА 75

И СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ В ИСЛАМЕ 75

ГЛАВА 5. ВЕРБАЛЬНЫЙ И НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ В ИСЛАМЕ 86

Зевота 91

Приготовление ко сну 91

Когда ложиться спать 92

Время пробуждения 93

Сны и кошмары 93

Облегчение себя 93

Менструация и роды 95

Состояние осквернения семенем у мужчин 96

ЧИСТОПЛОТНОСТЬ И НЕПОРОЧНОСТЬ 96

Нечистоты 96

Купание (омовение) 97

Место купания 97

Когда омовение обязательно 97

Способ омовения 97

Важность чистоты определенных частей тела. 98

Косметика и украшения у мужчин 98

Грим и украшения для женщин 99

ВВЕДЕНИЕ

Время с начала 1990-х годов характеризуется отказом от запрета на религию, ростом самосознания, актуализацией проблем этнической самоидентификации, в которой заметная роль отводится религии. Однако в эти годы происходит (в процессе взаимодействия с Западом) и процесс привнесения определенных элементов западной морали в ежедневную жизнь мусульман. Но даже перед тем, как это взаимодействие было установлено, жизнь мусульман уже была засорена неисламскими элементами, в основном нововведениями (бидаат). Это, конечно, говорит о слабой связи как молодёжи, так и старшего поколения, прошедшего советскую школу, с Исламом. Этому также способствует то, что по этой теме не существует стандартного текста. Эта работа является ответом на необходимость такого текста, делающего детали Исламской морали легко доступными для как можно более широкой аудитории. В сложившемся в результате вышеперечисленных причин моральном вакууме, в отсутствии нравственных заповедей, любой осмысливающий это гражданин возрождающейся России, не только мусульманин, а мусульманин тем более, должен активно способствовать пониманию своей концепции морали, объясняемой основными источниками Ислама: Кораном и Сунной. Он должен разделить истинный законный Ислам и исторический Ислам, Ислам и неИслам, он должен указать на многие привычки, которые, не основываясь на истинном Исламе, еще распространены среди мусульман. И путь вперед будет чище. Мусульмане избавят себя от культурного воздействия, которое проникало в их жизнь на протяжении веков.

Рассматривая мусульман, мы действительно видим, что многие элементы исламских манер еще господствуют в различных сферах ежедневной жизни в мусульманском мире. Тем не менее, также видно, что чуждые элементы имеют широкое и все увеличивающееся влияние. Это особенно характерно для жителей регионов постсоветского пространства, в котором долгие годы государственного атеизма вытеснили ислам из быта как религию. Существенные изменения произошли в семейно-бытовой обрядности татар, башкир и других мусульманских народов Урало-Поволжья, время запретов всё больше упрощало некогда устойчивые ритуалы.

Нельзя переоценить важность обучения детей мусульман действовать в соответствии с Исламской моралью всегда и везде. Эта книга поможет восполнить пробел, указанный выше, и будет доступной карманной книгой, помогающей определить, какие манеры подходят в определенной ситуации и при определенных обстоятельствах. Чтобы облегчить такое использование, каждая глава имеет законченную форму. Неизбежно, что там, где обсуждается общая для нескольких глав тема, некоторые указания повторяются: мы считаем, что наибольшие трудности создают взаимоисключающие и противоположные рекомендации. Хочется ещё раз подчеркнуть, насколько адаб-аль-ислам позволяет читателю-мусульманину верно воспринимать исламские нормы и правила поведения. Для удобства такого восприятия книги-путеводители прибегают к нумерации, пошли по такому пути и мы. В заключение следует сказать, что автор с благодарностью воспримет высказывания читателей о различных недостатках и упущениях, а также советы и комментарии, которые могут быть направлены по адресу: yaminovas@rambler.ru