logo search
12117

Характеристики: всеохватность

Каждый аспект жизни мусульманина определяется Исламом. Понять этот существенный факт немусульманину очень трудно. Ислам дает верующему критерии для оценки всех его поступков, определяет его связи с другими людьми, с обществом в целом, с физическим миром и с самим собой.

К примеру, пища может быть приготовлена только из дозволенного Аллахом; мусульманин не может, к примеру, употреблять мясо свиньи. Женщина-мусульманка не может открыть свои ноги, чтобы их увидели люди, т.к. это запрещено Исламом. Товары, запрещенные мусульманам, не могут быть использованы как подарки, например, вино. Если мусульманин приглашен на свадьбу, то он должен (если это физически возможно) принять приглашение, т.к. это обязательно. Если завещание умершего противоречит Исламу, как, например, требование несправедливого распределения наследства в пользу одного из наследников или просьба о кремации его тела, то такие желания не могут быть выполнены.

Адаб-аль-Ислам вбирает в себя почти все аспекты общественного поведения и является частью совершенного пути жизни мусульманина. Т.к. различные части Ислама составляют единое целое, применение адаб-аль-Ислам в отрыве от этой целостности не может привести к полной реализации Ислама, а даже может оказаться бессмысленным. Привычки и манеры, описанные в этой книге, подходят мусульманам; люди, имеющие правильную религиозную позицию, будут инстинктивно стремиться к выполнению хороших манер, рекомендуемых и требуемых Исламом. Может показаться, что мусульманин лишён свободы, т.к. за него всё расписано исламом. Однако детальным рассказом о ежедневных потребностях и обязанностях мусульманина Адаб-аль –ислам позволяет верующему человеку освободить своё время для главного – для Веры.

Различные аспекты Ислама: идеологический, духовный, правовой, общественный, экономический, политический и т.д. взаимопроникают и дополняют друг друга. К примеру, вера важна, т.к. она внушает мусульманам дух выполнения этических, нравственных, правовых и других предписаний без внешнего принуждения. Выполнение этих предписаний поддерживает и укрепляет веру, открывая путь от преданности к общественным действиям, соединяя их сильной устойчивой связью. Большую специфичность Ислама можно увидеть в манерах, касающихся женщин, что следует из Исламской концепции отношения к женщине в Исламском обществе.

Адаб-аль-Ислам ярко отличается своими ограничениями от "этикета" (Напомним, что слово «этикет» восходит к франц. слову "ун этикет" - собрание тщательно разработанных правил, предписывающих принятое поведение в ситуациях, которые могут встретиться при дворе). Манеры же в Исламе есть не просто правила для различных ситуаций при дворе, а правила, охватывающие все человеческие взаимоотношения, oт самых простых до сложных общественных.

Истинная цель Западного "этикета" (даже после его распространения из дворянской среды в среду простолюдинов) - быть разграничителем социальных слоёв в обществе. А истинная цель адаб-аль-Ислам лежит в их религиозном характере. Манеры адаб-аль- Ислам проистекают и питаются человеческой потребностью помнить Бога ежечасно; они созданы, чтобы поддерживать воспоминание о Боге и помогать человеку действовать справедливо и праведно. Это видно из обращений к Богу, которые сопровождают большинство периодически совершаемых действий в Исламе: ведь мусульманин должен, начиная и кончая свой день, просыпаясь и засыпая, вспоминать Создателя, он должен благодарить и восхвалять Его, принимая пищу и питье, покупая новую одежду или делая что-либо другое. Вспоминать Бога рекомендуется даже при входе в уборную, говоря: "Во имя Аллаха, 0, Аллах, я устремляюсь к тебе от шайтанов", а при выходе рекомендуется просить Его прощения. Особенно важно вспоминать Бога и просить у Него руководства в путешествии, здесь надо заметить, что основные праздники в Исламе являются коллективными и справляются по случаю успешного завершения двух основных религиозных обязанностей: поста в месяц Рамадан и Хаджа (путешествие в Мекку).

Одним из главных оснований адаб-аль-ислам является нравственность- основание силы нации; ведь такие качества, как испорченность и безнравственность, окружающие современного человека повсюду - основные причины упадка, развала наций. Этот аспект Ислама, его упор на мораль часто имеет вид жесткости и пуританства; как заметил один писатель: "...при рассмотрении определенных аспектов морали видно, что Ислам более жёсток и более чист чем другие системы жизни всех времен" (Мухаммед Хамидуллах "Введение в Ислам"). Указывая на важное значение нравственности для здоровья нации, Ислам обрывает все пути, ведущие к испорченности, такие как незаконные половые связи и расточительная жизнь. Человеческая добродетель не может быть платой за материальное благополучие.

Политика также рассматривается во внеИсламском смысле, как неморальная или даже аморальная, между тем как по Адабу и она должна соответствовать целям Ислама, развитию человеческого характера, гуманности. Идеал гуманного человека основан на концепции аль-амаль ас-Салих или «добродетельных действий». Смысл этих слов простирается дальше, чем обычно понимают под "религиозным" и включает широкий круг человеческой активности, предусмотренной и Исламской верой, и законом. Жизнь Пророка дает верующим много конкретных примеров: поступать справедливо в споре двух людей, помогать людям садиться на лошадь, помогать грузить их груз, говорить хорошие слова, удалять препятствия с дороги, кормить и поить заблудившихся собак и кошек, первым приветствовать других, посещать родственников и т.д., даже половой акт между мужем и женой расценивается как благое дело.

Наиболее важными характеристиками идеального мусульманина, как мы увидим в предписаниях Адаба, являются скромность, простота и естественность. Гордость и высокомерие неприемлемы ни в коем случае, т.к. у людей нет преимущества друг перед другом, иначе как в благочестии и целомудренности. Поэтому запрещена одежда, выражающая надменность и одеваемая для щегольства. Манеры еды должны демонстрировать скромность и уважение к еде, во время еды запрещается опираться на подушку. Сидение на полу во время еды считается признаком скромности и, поэтому, рекомендуется. Мебель должна показывать умеренность; к примеру, кровать не должна располагаться очень высоко над полом. Походка, манера обращения при приветствии и в разговоре вообще не должны содержать даже минимума высокомерия. Ислам требует умеренность и естественность во всех аспектах жизни. Крайности, преувеличения, капризы и притворство отвергаются. Упор на определенной неформальности в адаб-аль-Ислам сделан для облегчения их использования огромным числом членов мусульманской общины. Естественность манер считается средством снятия социальной напряженности и усиления связи в обществе.

В мире Запада способность к расточительности является доказательством личного успеха и успеха общества, к которому индивид принадлежит. Важность этого постоянного приукрашивания себя и развлечений, ставших целями, сама по себе может быть оценена тем богатством, которое тратится на такие действий большим числом стран Запада и все увеличивающимся числом мусульманских стран. Но действительной ценой этого игнорирования реальности в человеческих расчетах, в соответствие с законами Бога, является потеря каждой личностью души, раздраженно стремящейся от одной опасности к другой, к состоянию постоянного возбуждения и безумства. И когда человек остается в одиночестве, он ощущает глубокую опустошенность и несчастность. Нормы и правила Адаб-аль-Ислам созданы для избегания такого глупого расточительства человеческих возможностей и для поощрения человека к использованию этих возможностей в полном соответствии с истинными целями и действительностью их жизни.

Правила поведения мусульманина в жизни содержат мудрость, будь то в религиозной, культурной, общественной, экономической, физиологической или даже медицинской сфере. Поэтому для здоровой и уравновешенной жизни человек и общество должны прийти к этим правилам сознательно. Но надо помнить две вещи: доброту и соучастие. Среди значений слова Ислам (кроме покорности) есть слово вир: мусульманин - это тот, кто подчинялся законам Бога, кто ищет мира с Богом и Его творениями. Более того, Пророк определил мусульманина как человека, не вредящего другим своими руками и своим языком.

Доброта и мягкость

В соответствии со словами Пророка доброта должна быть присуща мусульманину во всех ситуациях. 0дной из основных целей адаб-аль-Ислам является желание научить всех людей быть добрей и мягче во всем. Вот несколько примеров для иллюстрации этого.

1.