logo search
Вопросы по дизайну для зачета 2011г (1)

Создание образа заведения

Популярность ресторана или любого другого заведения общественного питания напрямую зависит от его внутреннего убранства, от впечатления, которое внутреннее оформление производит на посетителя. Зачастую дизайн интерьера ресторана для посетителя играет даже большую роль, чем предлагаемые блюда. Почему так происходит? А Вы подумайте. Ведь почему люди ходят в рестораны? Для того чтобы просто вкусно покушать? Нет, конечно. В ресторанах люди отдыхают. И дизайн интерьера ресторана должен этому способствовать. Тут все должно выглядеть красиво, радовать посетителю глаз. На подсознательном уровне дизайн интерьера ресторана уже формирует у посетителя отношение к качеству предлагаемых блюд. Согласитесь, что в безвкусно оформленном ресторане даже самый настоящий кулинарный шедевр в горло не полезет.

Сейчас в ресторанной индустрии идет жесткая борьба за каждого посетителя. Заведомо проигравшими оказываются те рестораны, которые не могут похвастаться стильным и запоминающимся образом заведения. И наоборот, интересно выполненный дизайн интерьера ресторана может завуалировать для посетителя некоторые недостатки заведения.

Сегодня тенденции в ресторанном бизнесе таковы, что каждое заведение просто обязано иметь свой ярки и запоминающийся образ. Ведь клиенты готовы платить не только за блюда, напитки и качество сервиса, но и за атмосферу, за дизайн ресторана. Очень востребованы сегодня рестораны в национальных стилях (японский, китайский, итальянский, русский и так далее).

При этом в разработку дизайна ресторана входит не только оформление гостевой зоны, где расположены столики или барная стойка. Клиентская зона (или территория обслуживая) также включает в себя и туалетные комнаты, холл, гардероб, отдельные кабинеты и многое-многое другое, куда заходят посетители. Любая дизайнерская ошибка при оформлении каждой из зон может негативным образом сказаться на имидже и общем образе всего заведения.

Дизайн ресторана при этом должен полностью соответствовать позиционированию и концепции ресторана. При этом проектирование ресторанов основывается на нескольких основных принципах:

  1. Дизайн интерьера ресторана должен быть полностью завершенным, чтобы не оставалось никакой интерьерной недосказанности. Каждый отдельно взятый интерьерный элемент или аксессуар должен гармонично дополнять общую картину интерьера.

  2. При первоначальном проектировании ресторана необходимо учитывать тот факт, что почти наверняка в дальнейшем в оформление внутреннего убранства ресторана будут вноситься некоторые изменения. И в изначальной разработке дизайна ресторана должны быть указаны возможности для последующих изменений в проекте ресторана.

  3. Проект ресторана должен целиком и полностью отвечать всем законам эргономичности. То есть, дизайн интерьера ресторана не должен создавать излишних неудобств для персонала заведения и посетителей. В проекте ресторана необходимо грамотно распределить всю свободную площадь помещения. Также необходимо предусмотреть то, как различные зоны заведения будут взаимосвязаны. Только тогда ресторан будет уютным.

Проектирование ресторанов — это кропотливая и очень сложная работа.

Само проектирование ресторанов условно можно разделить на две основных части: проектирование технической зоны и разработка интерьера зала (или залов) для посетителей. Интерьер гостевой зоны должен самым благоприятным образом действовать на посетителя заведения. Дизайн интерьера ресторана должен создавать для посетителя самую комфортную атмосферу, располагающую к приятному времяпрепровождению. Если говорить про технические помещения (техническая часть проекта ресторана), то эстетика здесь уходит на второй план. Тут важна функциональность и эргономичность, чтобы у персонала не возникало никаких дополнительных сложностей в работе.

Дизайн ресторана и кафе

Если говорить про дизайн кафе, то тут, в общем-то, действуют те же законы, что и для разработки дизайнерского проекта ресторана. Интерьер кафе, в первую очередь, должен привлекать посетителей.

Кафе — это место встреч, это своеобразная тусовка. Тут назначаются романтические свидания и деловые встречи. Кафе является идеальным местом для тех, кто просто хочет скоротать время за чашечкой ароматного кофе. Во многом именно дизайн кафе формирует целевую аудиторию заведения.

Для кафе, в отличие от ресторана, важен не большой выбор блюд или напитков. Кафе — это не бар и не ресторан. Люди, как правило, ходят в кафе не для того, чтобы покушать или попить пива. Для кафе, в первую очередь, важна атмосфера, сам дизайн кафе. В кафе важно создать уютную и располагающую к себе атмосферу полного умиротворения, чтобы оформление кафе помогало клиенту расслабляться и получать максимум удовольствия за чашечкой кофе. Именно для того, чтобы окунуться на какое-то время в эту атмосферу люди и ходят в кафе и кофейни. Именно дизайн интерьера кафе и привлекает посетителей. Если человеку нравится дизайн интерьера кофейни, то он будет постоянно ходить в это место. Человек даже может считать свою любимую кофейню своим вторым домом.

Качественный дизайн интерьера кафе не подразумевает никаких интерьерных излишеств. Тут все должно быть выдержанно в едином стиле. Это в ресторане может быть несколько тематических зон, кафе и кафетерии в данном плане несколько консервативней.

Также как и для ресторанов, в планировке кафе очень большое значение имеет зонирование. Посетители не должны сидеть чуть ли ни на головах, официанты и другой обслуживающий персонал должны иметь возможность беспрепятственно перемещаться по заведению. Также разрабатывая планировку кафе необходимо помнить про взаимосвязь различных зон заведения.

Интерьер кафе должен в точности соответствовать тематике заведения. Если Вы решили, к примеру, открыть кафе в восточном стиле, то уж будьте так любезны, украсьте интерьер кафе различными восточными вазами, картинами, скульптурками.

Конечно, можно выполнить дизайнерское проектирование кафе и без привязки к какому-нибудь определенному направлению, но тогда у Вашего заведения не будет своего собственного образа, а посетитель, как уже говорилось выше, нынче ценит именно уникальность и необычность заведения. Хотя, если кафе расположено в хорошем месте, например, в центре города, то можно и не делать никакой тематической привязки, проходимость у кафе все равно будет достаточно высокой. Но такое место ещё нужно найти, а аренда будет стоить сумасшедших денег.

Если у Вас нет мешка денег, то придется делать тематический интерьер кафе или ехать куда-то на самую окраину, где не будет ни конкуренции, ни нормальной клиентуры.

Дизайн проект кафе можно разработать двумя способами. Один из них правильный, другой, соответственно, неправильный.

Неправильный способ — это придумать дизайн кафе самостоятельно. Невозможно разработать качественный дизайн проект кофейни, упираясь лишь на собственное представление о прекрасном, на своих представления о современном дизайне кафе и ресторанов. Это будет слишком субъективно. Планировка кафе в таком случае будет удовлетворять только вкусам хозяев заведения. Для того чтобы сделать профессиональный дизайн проект кафе необходимо знать все тонкости дизайнерского искусства.

Правильный способ — это попросить настоящих профессионалов разработать дизайн проект кафе, которые знают все о современных тенденциях интерьерного дизайна, которые смогут превратить даже самое заурядное место в по-настоящему стильное и популярное заведение. Только настоящие мастера интерьерного дизайна смогут разработать такую планировку кафе, которая позволит на сто процентов использовать все возможности самого помещения.

Как показывает практика, интерьер кофейни лучше доверить тому, кто действительно разбирается в интерьерном дизайне. Цены на интерьерный дизайн в специализированных студиях примерно везде одинаковые, особо сильного разброса нет. С другой стороны, можно нанять частника, чтобы он в одиночку разрабатывал интерьер кофейни. Денег ему придется платить меньше, но и нет никакой гарантии, что свою работу он выполнит качественно, что он сможет в одиночку выполнить проектирование кафе на должном уровне. Интерьер кафе — это такая вещь, на которой не следует экономить.

Бары, кафе, рестораны — интерьеры, внешнее оформление.

Ресторанный бизнес во всем мире является одним из наиболее удачных денежных вложений. Однако получить достаточную и стабильную прибыль можно лишь в том случае, если ресторан, кафе или бар будет пользоваться высокой популярностью.

Для современного предприятия общественного питания главное - громко заявить о себе, а затем оправдать эту заявку. Если лет двадцать назад в ресторанном деле отсутствовало такое понятие, как кон­куренция, и один-единственный ресторан в небольшом городе или три-четыре в более крупном в любом случае привлекали к себе большое количес­тво посетителей, то теперь для того, чтобы удачно вести ресторанный бизнес, требуется постоянная работа над имиджем заведения.

Имидж предприятия общественного питания складывается из ассортимента и качества кулинарной продукции, качес­тва сервиса, оригинальности и стильности интерьера, а также особенностей раз­влекательных и музыкальных программ. Имидж ресторана должен быть ориентирован на определенную категорию посетителей, которые предпочитают данный ресторан по качеству и ассортименту блюд, уровню сервиса, удобности местополо­жения, комфортности и доступности цен.

«Точное попада­ние» здесь — гарантия дальнейшего процвета­ния заведения.

Поэтому следует за­ранее определить, где будет расположен рес­торан, в какие часы бу­дет работать, и предста­вить себе, какую публи­ку он будет обслужи­вать. Немаловажную роль играет и соответствующее оформле­ние ресторана. Как человека «встречают по одежке», так и то или иное заведение привлекает или отталкивает посетителей в первую очередь своим внешним и внутренним убранством. Ведь недаром многочисленные исследования установи­ли, что зрительные впечатления для чело­века наиболее важны (большую часть всей информации мы получаем при помо­щи зрения).

Для открытия нового ресторана очень важно плодотворное сотрудничество архитектора, дизайнера и самого рестора­тора, взаимопонимание специалистов в вопросе оформления ресторана, создания своеобразного колорита внутреннего убранства. Интерьер ресторана может быть решен в классическом стиле либо воплощать какую-то новую оригиналь­ную идею. В любом случае это не должна быть безликая неуютная «закусочная», которая ничем не запомнится посетите­лям.

Дизайн помещения, мебели, детали интерьера, особенности освещения, эле­менты сервировки, посуда, форменная одежда официантов и швейцара — все это должно сочетаться между собой и быть подчинено одной общей идее, кото­рая и будет отличать это заведение. При первом посещении ресторана у гостей должен возникнуть интерес, который впоследствии будет подкреплен хорошей кухней, высококлассным обслуживанием и качественной развлекательной про­граммой.

Для успеха в ресторанном бизнесе очень важно четко определиться со сти­лем и концепцией бара, кафе или рестора­на. В мировой ресторанной практике «концептуальный», или «тематический», ресторан, кафе или бар занимает все большее место. Ведь ресторан — это не только место приема пищи, но и место отдыха и развлечений. При имеющемся разнообразии и обилии различных объек­тов общественного питания (от разнооб­разного «фаст фуда» до классических ресторанов, ресторанов-варьете) очень важно обрести «свое лицо», чтобы привлечь определенную категорию насе­ления.

Потенциальные посетители рестора­на будут выбирать для себя место, где они собираются провести время, в зави­симости от уровня цен в ресторане; ассортимента блюд (национальная кухня, общеевропейское меню, рыбная кухня, десерты (ассортимент кондитерских и ко­феен), та или иная разновидность «фаст фуда»); системы обслуживания (полное или частичное самообслуживание, персо­нальное обслуживание); целевой направ­ленности места общественного питания (семейный ресторан, ресторан для дело­вых встреч, бизнес-завтраков, кафе для личных встреч, артистическое кафе, сту­денческое или молодежное кафе, музы­кальный клуб и т. д.) и, конечно же, от его оформления.

Концептуальный, или тематический, ресторан — это оригинальный современ­ный ресторан (даже если он оформлен в стиле ретро или модерн), в котором создается та или иная среда, обстановка, сочетающаяся с ассортиментом блюд (ча­ще всего это определенные националь­ные кухни) и особенностями сервировки. Названия блюд, их оформление, посу­да и столовое белье также должны подчеркивать основную идею ресторана или кафе. Старинная европейская тавер­на, готическое подземелье средневеково­го замка, артистическая гримерка, кают-компания океанского лайнера, ва­гон-ресторан первого класса, африкан­ская хижина, деревенская бревенчатая изба, японский бумажный домик — вот наиболее популярная тематика для оформления пунктов общественного пи­тания. Вообще фантазия рестораторов поистине безгранична: различные заведе­ния воплощают разнообразные модели быта, переносят посетителя в разные века И- в разные страны, иногда способны воссоздать даже виртуальные миры.

В соответствии с имиджем заведения в нем звучит та или иная музыка, испол­няют танцы или показывают различные шоу.

В то же время оформление ресторана не должно подавлять посетителей, отвле­кать их от основной цели посещения -— приема пищи. Интерьер ресторана дол­жен способствовать хорошему настрое­нию и здоровому аппетиту гостей.

Комфорт посетителей важнее всего при организации заведения общественно­го питания, ведь только испытав в заведе­нии максимум положительных эмоций, человек захочет вновь посетить его. Именно поэтому обстановка в ресторане должна быть максимально комфортной для посетителей. Посетителю должно быть всегда удобно войти в зал, занять свое место, принимать пищу и выйти из-за стола, если возникнет такая необхо­димость.