logo
Вопросы по дизайну для зачета 2011г (1)

Оригинальные стилизации в интерьерах ресторанов

Концепции ресторанов и кафе разно­образны, поскольку фантазия ресторато­ров поистине неисчерпаема. Ресторан мо­жет представлять собой даже часть коро­левского дворца. В этом случае интерьер его будет поражать «сдержанной роскошью» - лепнина и легкая позолота на стенах и потолке, мраморные колон­ны, статуи. Портьеры из бархата перехва­чены золочеными витыми шнурами, ламбрекены из того же материала с золо­ченой бахромой украшают портьеры сверху. В таком зале могут быть даже фонтаны или островки живой зелени, роскошный мраморный камин. Мебель, стилизованная под классичес­кий стиль, может быть обтянута бархатом или гобеленовыми тканями. Даже костюмы официантов можно стилизовать под ла­кейские ливреи, к месту будут и пудре­ные парики.

Ресторан может быть, расположен на корабле, стилизованном под пиратский парусник с черными парусами и «весе­лым Роджером» — черным флагом с че­репом и костями на мачте, под изящную каравеллу с алыми парусами, под океан­ский лайнер с блестящими иллюминато­рами или под скандинавский драккар — своеобразную ладью с головой дракона.

Следует помнить, что даже самые оригинальные идеи не должны «переби­вать аппетит» у посетителей. Например, в одном из оригинальных ресторанов Восточной Европы, оформленном как сюрреалистические декорации, в качес­тве украшения были выбраны столы со стеклянными столешницами. Внутрен­ности этих столов воспроизводили различные «сюрреалистские реалии» — песочные часы в песке, экзотические растения на камнях и пр. В одном из сто­лов внимание посетителей привлекали живые африканские тараканы. Однако та­кая оригинальная деталь оформления, хо­тя и вызывала интерес, мешала приему пищи — за этот столик никто не садился.

В то же время некоторые шокирую­щие детали интерьера широко применя­ются в ночных ресторанах. Например, элементы «ужасного» используются в интерьере мрачных «готических» ресто­ранов — это макабрические рисунки (танцы смерти, скелеты, виселицы, чере­па), фигуры скелетов, расположившиеся за столиками и около барной стойки, мрачные стены с имитацией паутины и кровавых пятен.

Подобная символика свойственна и некоторым латиноамериканским ресто­ранам — ведь детали интерьера (горшки, шкатулки, вазы и гирлянды) из декора­тивных черепов очень распространены в мексиканском орнаменте (здесь ежегод­но проводится даже «фестиваль скеле­тов»). Эпатирующим посетителей может быть и оформление артистических кафе в авангардном стиле, интерьеры чисто «мужских» пивных ресторанов.

Достаточно дорогой и престижный в определенных кругах бар может быть оформлен* в стиле дешевой закусочной: скатерти из дорогого материала имитиру­ют газеты, дорогие бронзовые, пепельницы выполнены в виде открытых консер­вных банок, табуреты — в виде пустых ящиков из-под бутылок. Тусклые лампочки под потолком покрыты имита­цией паутины и пыли, окна также кажут­ся грязными. Обслуживающий персонал в подобном заведении одет в костюмы с декоративными заплатами и дырами. Стены, неровно выкрашенные масляной краской, исцарапаны и покрыты надпися­ми. Меню составлено из таких же «люм­пенских» деликатесов. Однако все это — лишь стилизация, которая пользуется спросом и приносит хорошую прибыль благодаря своей оригинальности.

В последние годы стремление ресто­раторов создать что-то новое привело к тому, что стали возникать рестораны и кафе — стилизации известных литера­турных и кинематографических произве­дений.

Различные кафе и ресторанчики воссоздают московский интерьер середи­ны XX века {это и немецкие пейзажные коврики-гобелены с кистями, и книги в старых переплетах, старомодная посуда и хрусталь, и всевозможные «ретро-меха­низмы» — старинные радиоприемники, телефоны, пишущие машинки, часы-хо­дики, и черная лаковая мебель), что напо­минает события различных «культовых» советских фильмов. Стены таких заведе­ний нередко украшены наиболее извес­тными фразами из фильмов, фотография­ми сцен из фильмов, а также автографами артистов и создателей фильмов.

Оригинальный интерьер может полу­читься у ресторатора, если взяты за осно­ву наиболее известные произведения различных писателей. Это может быть и воссоздание российских городских интерьеров начала XIX века по произве­дениям Пушкина или Гоголя, стилизация на тему «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова — «нэпманский быт» с непре­менными яркими абажурами, фикусами в кадках и канарейками в клетках, «нехоро­шая квартира» из «Мастера и Маргари­ты» М. Булгакова (или квартира профес­сора Преображенского из его же «Со­бачьего сердца»), или ковбойские салуны из произведений О. Генри, имитации техногенных интерьеров различных фантастов.

Фантазии рестораторов практически ничем не ограничены, каждый может стремиться чем-то удивить и заинтересо­вать посетителей.

Однако, создавая оригинальные сти­лизации, рестораторам и дизайнерам сле­дует прежде всего помнить о комфорте гостя. Ресторан или кафе должны быть удобными для посетителя и соответство­вать гигиеническим требованиям. Чисто­та и порядок - обязательные характе­ристики любого интерьера, даже если ресторан выполнен как стилизация тру­щоб парижских клошаров или как свалка старых автомобилей (случается и такое).