logo
Организация ресторанного сервиса2

Современное состояние и основные направления ресторанного бизнеса

Общественное питание всегда играло важную роль в жизни общества. В условиях современного мегаполиса при глобальном разделении труда работающее население, учитывая острую не­хватку свободного времени, крайне заинтересовано в услугах об­щественного питания. В этом же заинтересованы и многочислен­ные гости больших городов, посещающие их с коммерческими или туристическими целями. Предприятия общественного пита­ния имеют возможность предложить им свои услуги. Обществен­ное питание — это обширная сфера бизнеса, основу которого составляют предприятия питания, характеризующиеся разнооб­разием форм обслуживания и большим ассортиментом предлага­емой продукции.

Предприятия общественного питания (по определению) пред­назначены, во-первых, для организации производства кулинар­ной продукции; во-вторых, для реализации изготовленной на пред­приятии кулинарной продукции и, в-третьих, для организации обслуживания потребителей кулинарной продукции. Все три функ­ции могут быть реализованы в рамках одного предприятия, но возможно разделение труда между разными предприятиями.

Ресторан в нормативных документах определяется как пред­приятие общественного питания с очень широким ассортимен­том блюд сложного приготовления, с большим ассортиментом винно-водочных, табачных и кондитерских изделий. Также в рес­торане должен обеспечиваться высокий уровень обслуживания в сочетании с организацией отдыха и развлечения посетителей.

Бар — предприятие общественного питания с барной стой­кой, через которую реализуют смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, холодные и горяч.

В ресторане, где всегда работают самые высококвалифициро­ванные кадры обслуживающего персонала, можно получить услу­гу по обслуживанию официантом или барменом на дому.

Многие предприятия общественного питания осуществляют до­ставку кулинарной продукции и организуют потребление и об­служивание непосредственно на рабочих местах и на дому. Эта услуга получила название «кейтеринг» (от англ. cater — поставлять провизию; обслуживать зрителя, посетителя). В настоящее время кейтеринг является очень востребованным и перспективным на­правлением развития ресторанного бизнеса.

Рестораны при вокзалах и аэропортах обязательно занимаются доставкой кулинарной продукции и обслуживанием потребите­лей в пути следования пассажирского транспорта, а также предо­ставляют услугу по комплектации наборов кулинарной продук­ции в дорогу.

Рестораны при гостиницах предоставляют своим клиентам ус­лугу по доставке кулинарной продукции в номер гостиницы.

Многие предприятия общественного питания предлагают тури­стам и другим гостям города организованное рациональное комп­лексное питание по меню рациона дня. В комплексном питании, как правило, всегда заинтересованы группы туристов, участники съездов, конференций, совещаний. Кафе и рестораны для удобства своих корпоративных клиентов могут организовать предваритель­ную продажу талонов и абонементов на обслуживание скомплекто­ванными рационами, а также их оплату по безналичному расчету.

В ресторанах существует услуга по бронированию столика. При­ем заказа можно осуществлять как по телефону, так и при личном контакте. Гостям по желанию зарезервируют самый удобный сто­лик и заранее подготовят посадочные места.