logo search
Товароведение и экспертиза потребительских това

Требования к таре и упаковке

При выборе оптимальной упаковки для любого продукта и изделия должны учитываться многие факторы. К ним относятся: физические и биологические свойства товаров, назначение, воздействие на продукт факторов окружающей среды и, наоборот, возможности оптовой и розничной торговли и др. Все эти факторы отражаются в требованиях к таре и упаковке, которые можно объединить в следующие группы: требования безопасности; требования маркетинга; требования торговли.

Требования безопасности для потребителя - это основные требования к таре и упаковке, находящимся в контакте с продуктом. Современный уровень развития науки и техники позволяет создавать упаковочные материалы с заданными свойствами. Но ни один новый упаковочный материал не может быть использован в отраслях пищевой, парфюмерной и другой промышленности без разрешения Минздрава России и проверки на соответствие медико-биологическим и санитарным нормам. Санитарно-гигиеническое законодательство регламентирует нормативы предельно допустимых количеств мигрирующих веществ в пищевые продукты. Нормируется содержание мономеров, пластификаторов, стабилизаторов, антиоксидантов, красителей и других возможных компонентов полимерных композиций, а также соединений тяжелых металлов. Так, допустимый уровень содержания в пищевом продукте тяжелых металлов из полимерных пленок составляет (в мг/л): титана - 0,1; хрома - 0,1; медь, свинец, мышьяк не допускаются. Из упаковочного материала в продукт не должно поступать более 5% предельно допустимого количества тяжелых металлов: кадмия - 2,5 мкг/кг, ртути - 1,5 мкг/кг. Из наиболее токсичных мономеров регламентируются винилхлорид (допустимая норма потребления 0,1 мкг/сут.), акрилонитрил и стирол (допустимое количество миграции в продукт 0,05 мг/кг).

К упаковке предъявляют также требования защиты окружающей среды: от возможного загрязнения некачественным товаром, ядовитыми и токсическими веществами; минимальное загрязнение ее непосредственно тарой или упаковкой.

Для реализации указанных требований необходимы: замена древесины в производстве потребительской и транспортной тары синтетическими материалами; расширение области использования многооборотной и возвратной тары; изыскание экономичных способов уничтожения отходов упаковки и непосредственное уничтожение самой упаковки.

Требования маркетинга - это требования к упаковке с точки зрения создания условий сохранения качества продукта в процессе реализации; технические требования, которые в целом сводятся к одному положению: упаковка по цвету, форме, размеру и общему виду должна быть адекватна товару. В одних случаях упаковка должна быть неповторимой, броской, но элегантной и привлекательной, в других - наоборот, простой и нейтральной. Внешнее оформление товара зависит от его вида и положения на рынке. Разные требования предъявляют к упаковке подарочного изделия и товаров повседневного спроса.

Удобная форма упаковки, ее привлекательный внешний вид - прекрасное рекламное средство, с помощью которого рекламируется не только товар, но и его производитель, и другие выпускаемые им товары, если выдержана графическая концепция "семейства упаковок".

Требования торговли определяются положением продукта на рынке сбыта. Наиболее важны масса и объем упакованного товара, срок годности продукта в данной упаковке. Цена единицы продукции с увеличением вместимости упаковки снижается. Крупноразмерная упаковка экономична для покупателя и производителя. Срок годности продукта в такой упаковке зависит от ее вместимости. Масса единицы упаковки должна быть меньше того количества продукта, которое потребляет средняя семья за половину срока годности. В основе этого требования - положение о том, что 1/3 срока годности товара приходится на время реализации, а 2/3 этого срока истекают у потребителя. Это положение не распространяется на упаковку после ее вскрытия, так как срок годности при этом резко сокращается. Размер потребительской упаковки зависит от привычек потребителя по использованию товара и от розничной цены. В равных условиях более дешевый товар фасуют в более крупную упаковку.