Информация о товаре
Информация о товаре - это совокупность характеризующих его сведений.
Ее основная функция - информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
С позиций товароведения как научной дисциплины виды информации о товаре классифицируют по следующим признакам: источнику происхождения; характеру проявления; объему; форме представления.
По источнику происхождения информацию о товаре подразделяют на торговую, производственную и бытовую.
По характеру проявения - на товароведную и организационную.
По объему информацию подразделяют на специальную (для специалистов) и покупательскую (для потребителей).
По форме представления различают информацию маркировочно-справочную, маркировочно-условную, эксплуатационно-сопроводительную и рекламно-справочную.
Маркировочно-справочная товароведная информация предусмотрена нормативно-технической документацией. Она включает маркировку изделий- нанесение определенных знаков или символов, характеризующих изделие. Маркировка изделия должна быть информативной, лаконичной, достоверной, достаточной, запоминающейся.
Маркировка может быть словесной (слова, буквы, цифры, символы), изобразительной (рисунок, фигура, график), объемно-пространственной (рельефное изображение в трех измерениях), комбинированной.
Маркировка включает изображение товарного знака предприятия-изготовителя, наименование и место нахождения предприятия-изготовителя, наименование изделия, номер стандарта или ТУ, потребительские характеристики товара, артикул, дату выпуска и т.д. Маркировка потребительской тары, помимо потребительской маркировки, должна иметь товарный знак.
Наносят маркировку непосредственно на изделие или на основной ярлык, прикрепленный к изделию, на контрольный ярлык, этикетки, тканевые ленты и т. д.
Таблица 1.1
Перспективы развития производства тары и упаковки
Вид упаковки | Основные пути совершенствования | Мероприятия по улучшению экологической характеристики | Области использования |
Стеклянная тара | Снижение массы, увеличение прочности и термостойкости | Увеличение объемов, применение многооборотной тары.Организация сбора и утилизации | Агрессивные химические вещества; парфюмерия; винно-водочные изделия, напитки; агрессивные деликатесные консервы детского и диетического питания |
Металлическая тара: из белой жести Из алюминия Из черной хромированной жести | Уменьшение толщины олова и жести. Замена пайки продовольственных швов корпусов банок сваркой Уменьшение толщины слоя алюминиевого проката за счет использования сплавов алюминия и магния. Изготовление тары методом глубокой вытяжки. Разработка легко вскрываемых крышек Подбор защитных лакированных покрытий для антикоррозийных целей | Снятие слоя олова для вторичного использования. Сбор отходов, сортировка, утилизация - " -
- " - | Консервы; крышки к стеклянной таре Аэрозольная тара; напитки ; упаковочная фольга; крышки; тубы для косметических и парфюмерных средств Тара для технических масел, препаратов, бытовой химии; крышки |
Бумажная и картонная тара | Повышение барьерных свойств путем сочетания полимерами или с алюминиевой фольгой. Повышение технологичности путем сочетания с термопластами. Улучшение декоративности | Применение многооборотной тары. Организация сбора , утилизация | Транспортная тара из гофрированного или сплошного картона широкого назначения; потребительская упаковка молока, молочных продуктов, соков, соусов; мешки, пакеты для сыпучих продуктов |
Полимерная и комбинированная тара | Совершенствование способов формирования таро-упаковочных изделий, в том числе получение многослойных ламинатов соэкструзией, соинжекцией. Повышение барьерных свойств введением в состав сополимера этилена с виниловыми спиртами, ПВДХ, модифицированных ПА. Создание упаковок с повышенными технологическими свойствами путем введения сусцепторов, антиокислителей, водопоглотителей. Повышение потребительских свойств упаковок | Использование в качестве многооборотной тары. Разработка способов утилизации. Разработка упаковок, способов после использования деструктурироваться под влиянием света, микроорганизмов, кислорода. Использование отходов упаковок в качестве дополнительных энергоресурсов. Организация сбора отходов упаковки, сортировки и утилизации | Практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Ограничения применения связаны с высокими температурами, механическими нагрузками, химическими агрессивными средами |
Носителем маркировочно-справочной информации является клеймо - составная часть маркировки.
Клеймо - это знак, который наносят на изделие с помощью специальной формы. Клеймение и маркирование могут осуществляться различными методами, выбор которых определяется многими условиями; поэтому в нормативно-технической документации указывается метод нанесения маркировки.
Маркировочно-условная информация представляется в виде условных знаков. Существует четыре типа обозначения знаков: фирменное имя, фирменный знак, торговый образ, товарный знак.
Фирменное имя - слово, буква или группа слов или букв, которые могут быть произнесены.
Фирменный знак - это символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение.
Торговый образ - это персонифицированная торговая марка; присваивается определенному виду товара, свойства которого отличаются от свойств других товаров того же вида.
Товарный знак - обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя. Товарный знак может быть словесным, изобразительным, объемным; выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы.
Порядок приобретения права на товарный знак, его использования и защиты определяется национальным законодательством и международными соглашениями.
Товарный знак может присваиваться не только отдельному товару, но и группе их. В этом случае он представляет не только товар, но и форму. Товарный знак, являющийся собственностью фирмы, может сопровождаться знаком ©. Товарный знак, зарегистрированный в Международном реестре, сопровождается знаком ®.
Информация о товаре посредством товарного знака может быть передана путем указания: источника происхождения (имени, предприятия, отрасли промышленности, географического положения, страны происхождения, дополнительных источников); функции изделия; состава изделия; физических свойств изделия (формы, цвета, вкуса, эластичности и др.); потребительских свойств изделия (скорости, безопасности, надежности, комфортности, долговечности и др.); психологических и экономических свойств изделия.
Знаки соответствия становятся ведущим фактором конкурентоспособности товаров. Различают национальные и транснациональные знаки соответствия.
Национальный знак соответствия - знак, подтверждающий соответствие товара требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Знак соответствия используется только для сертифицированной продукции. Продукция, сертифицированная на соответствие стандартам России, маркируется знаком.В Германии знаком соответствия является "DIN", во Франции - "NF", в Великобритании - "Kitemark", в Польше - "В", в Южной Корее - "К".
Транснациональные знаки соответствия - знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Так, в странах Европейского экономического сообщества и входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли приняты знаки соответствия "CEN" (учрежден Европейским комитетом по стандартизации) и "CENELEC" (учрежден Европейской электротехнической комиссией), подтверждающие соответствие требованиям европейских стандартов (EN) или документов (CEN) по гармонизации стандартов.
В странах Европейского сообщества в качестве единого знака соответствия применяется знак "СЕ", подтверждающий соответствие продукции предписаниям европейских директив и документов, содержащих технические характеристики материалов, оборудования или технических процессов.
Маркировка знаком "СЕ" свидетельствует о высоком качестве продукции и требовательности компаний-производителей к свойствам безопасности и экологичности своей продукции.
Эксплуатационные знаки - знаки информации о способах ухода и правилах эксплуатации товаров.
Предупредительные знаки - предназначены для информации о возможной опасности при эксплуатации товаров и действиях по предупреждению опасности.
Наиболее распространенными являются системы маркировки опасных веществ и материалов, разработанные органами ООН и Международной организацией труда.
Предупредительные знаки состоят из литеры R (для знаков, предупреждающих об опасности) или S (для знаков, предупреждающих о действиях для избежания опасности), двузначного номера - кода (указатель конкретного вида опасности) и символичного изображения опасности, которое сопровождается надписью, характеризующей вид опасности.
Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте товара или экологически безопасных способах его использования, эксплуатации либо утилизации.
Эксплуатационно-сопроводительная информация как составная часть товароведной информации содержит в основном сведения о сложной бытовой технике новых видов и включает руководство по эксплуатации (документ, необходимый для правильной эксплуатации изделия), паспорт (документ, удостоверяющий гарантированные предприятием-изготовителем параметры и характеристики изделий) и этикетку (документ, в котором излагаются основные показатели и сведения, необходимые для эксплуатации изделий, которые сложно маркировать на изделии или его индивидуальной упаковке). Этикетка может выступать в качестве товарного знака изделия.
Рекламно-справочная информация выполняет функции ознакомления возможных покупателей с видами товаров, их свойствами и ценой.
По способу распространения (передачи и восприятия) рекламно-справочную информацию подразделяют на визуальную (печатные издания, товарные альбомы, телепередачи, кинофильмы и др.), звуковую (радиопередачи, семинары, конференции и др.), вкусовую, тактильную (с помощью ощущений) и др.
- Глава 1 9
- Глава 2 85
- Глава3 154
- Глава 4 200
- Глава 5 257
- Глава 6 302
- Глава 7 351
- Глава 8 402
- Глава 8 411
- Глава 9 447
- Глава 10 455
- Введение
- Глава 1
- Теоретические основы
- Товароведения и экспертизы потребительских товаров
- Товароведение как научная дисциплина
- Классификация и кодирование товаров
- Ассортимент товаров
- Потребительские свойства товаров
- Факторы, формирующие потребительские свойства товаров
- Влияние химического состава и строения сырья и материалов на формирование потребительских свойств товаров
- Минеральные вещества
- Углеводы
- Азотсодержащие вещества
- Витамины
- Ферменты
- Органические кислоты
- Химический состав непродовольственных товаров
- Строение сырья и материалов
- Особенности структуры полимеров
- Дефекты структуры высокомолекулярных соединений
- Физико-химические факторы
- Механические факторы
- Биологические факторы
- Консервирование пищевых продуктов
- Физические методы
- Физико-химические методы
- Химические методы
- Комбинированные методы
- Тара и упаковочные материалы
- Функции тары и упаковки
- Требования к таре и упаковке
- Классификация тары и упаковки
- Информация о товаре
- Контроль качества товаров
- Контроль качества товаров на производстве
- Контроль качества в торговле
- Глава 2. Зерномучные товары зерно
- Семейство злаковых
- Семейство гречишных
- Семейство бобовых
- Экспертиза качества зерна
- Производство крупы
- Ассортимент и пищевая ценность крупы
- Экспертиза качества крупы
- Хранение крупы
- Производство муки
- Ассортимент муки
- Экспертиза качества муки
- Хранение муки
- Хлеб и хлебобулочные изделия Пищевая ценность хлеба
- Формирование качества хлеба в процессе производства
- Классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий
- Экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий
- Хранение хлеба и хлебобулочных изделий
- Бараночные изделия
- Особенности производства бараночных изделий
- Ассортимент бараночных изделий
- Экспертиза качества бараночных изделий
- Сухарные изделия
- Экспертиза качества сухарных изделий
- Хранение бараночных и сухарных изделий
- Макаронные изделия
- Производство макаронных изделий
- Классификация и ассортимент макаронных изделий
- Экспертиза качества макаронных изделий
- Хранение макаронных изделий
- Глава3. Свежие и переработанные плоды и овощи свежие и переработанные плоды Свежие плоды
- Семечковые плоды
- Косточковые плоды
- Субтропические плоды
- Тропические плоды
- Орехоплодные
- Экспертиза качества свежих плодов
- Хранение свежих плодов
- Переработанные плоды
- Экспертиза качества переработанных плодов
- Хранение переработанных плодов
- Свежие и переработанные овощи Свежие овощи
- Клубнеплоды
- Корнеплоды
- Луковые овощи
- Капустные овощи
- Салатно-шпинатные овощи
- Пряные овощи
- Десертные овощи
- Тыквенные овощи
- Томатные овощи
- Томатные овощи
- Бобовые и зерновые овощи
- Экспертиза качества свежих овощей
- Хранение свежих овощей
- Переработанные овощи
- Экспертиза качества переработанных овощей
- Хранение переработанных овощей
- Глава 4. Вкусовые товары
- Пряности
- Безалкогольные напитки
- Негазированные безалкогольные напитки
- Газированные безалкогольные напитки
- Квас и напитки из хлебного сырья
- Сухие напитки (порошкообразные)
- Слабоалкогольные напитки
- Алкогольные напитки Этиловый спирт
- Ликеро-водочные изделия
- Крепкие алкогольные напитки с длительной выдержкой
- Виноградные вина
- Характеристика отдельных групп вина
- Болезни, дефекты и недостатки вин
- Бренди (коньяк)
- Вина плодовые
- Табачные изделия
- Глава 5. Крахмал, сахар, мед, кондитерские товары крахмал и крахмалопродукты
- Сахар, заменители сахара
- Кондитерские товары
- Сахаристые кондитерские товары фруктово-ягодные кондитерские изделия
- Шоколад
- Какао-порошок
- Карамель
- Конфеты
- Мучные кондитерские изделия
- Печенье, крекер, галеты
- Пряники
- Торты и пирожные
- Кексы, рулеты, ромовая баба
- Восточные сладости
- Глава 6. Молоко и молочные товары молоко
- Состав и потребительские свойства молока
- Физико-химические свойства молока
- Изменение свойств молока под влиянием физических факторов и при хранении
- Приемка и обработка молока на заводе
- Ассортимент молока
- Молочные консервы
- Сгущенные молочные консервы
- Сухие молочные консервы
- Сухие молочные продукты детского питания
- Мороженое
- Масло коровье
- Формирование качества сливочного масла при производстве
- Ассортимент и классификация сливочного масла
- Сливочное масло
- Сливочное масло десертное
- Масло с частичной заменой молочного жира растительным
- Фасование, транспортирование и хранение масла
- Экспертиза качества сливочного масла
- Кисломолочные продукты
- Кисломолочные напитки
- Биотехнология кисломолочных напитков и сметаны
- Ассортимент кисломолочных напитков и требования к качеству
- Экспертиза качества кисломолочных напитков
- Сметана
- Творог и творожные изделия Творог
- Творожные изделия
- Сыры Потребительские свойства сыров
- Особенности технологии и качества сыров
- Сыры сычужные твердые
- Полутвердые сычужные сыры
- Мягкие сыры
- Рассольные сыры
- Плавленые сыры
- Экспертиза качества сыров
- Хранение и транспортирование сыров
- Глава 7. Пищевые жиры классификация жиров
- Химические изменения и порча пищевых жиров
- Растительные масла
- Производство растительного масла
- Подготовка к хранению и хранение масличных семян
- Подготовка семян к извлечению масла
- Собственно извлечение масла
- Рафинация жиров
- Расфасовка, упаковка, маркировка, хранение растительного масла
- Ассортимент и требования к качеству растительного масла
- Экспертиза растительного масла
- Животные топленые жиры
- Производство пищевых животных топленых жиров
- Ассортимент и требования к качеству пищевых животных топленых жиров
- Экспертиза пищевых животных топленых жиров
- Маргариновая продукция
- Маргарин
- Производство маргарина
- Классификация и ассортимент маргарина
- Требования к качеству маргарина
- Кулинарные, кондитерские и хлебопекарные жиры
- Экспертиза маргариновой продукции
- Майонез
- Производство майонеза
- Классификация и ассортимент майонеза
- Требования к качеству и экспертиза майонеза
- Глава 8
- Глава 9
- 9.1. Пищевая ценность, строение и химический состав яиц
- Глава 10