Требования к таре и упаковке
При выборе оптимальной упаковки для любого продукта и изделия должны учитываться многие факторы. К ним относятся: физические и биологические свойства товаров, назначение, воздействие на продукт факторов окружающей среды и, наоборот, возможности оптовой и розничной торговли и др. Все эти факторы отражаются в требованиях к таре и упаковке, которые можно объединить в следующие группы: требования безопасности; требования маркетинга; требования торговли.
Требования безопасности для потребителя - это основные требования к таре и упаковке, находящимся в контакте с продуктом. Современный уровень развития науки и техники позволяет создавать упаковочные материалы с заданными свойствами. Но ни один новый упаковочный материал не может быть использован в отраслях пищевой, парфюмерной и другой промышленности без разрешения Минздрава России и проверки на соответствие медико-биологическим и санитарным нормам. Санитарно-гигиеническое законодательство регламентирует нормативы предельно допустимых количеств мигрирующих веществ в пищевые продукты. Нормируется содержание мономеров, пластификаторов, стабилизаторов, антиоксидантов, красителей и других возможных компонентов полимерных композиций, а также соединений тяжелых металлов. Так, допустимый уровень содержания в пищевом продукте тяжелых металлов из полимерных пленок составляет (в мг/л): титана - 0,1; хрома - 0,1; медь, свинец, мышьяк не допускаются. Из упаковочного материала в продукт не должно поступать более 5% предельно допустимого количества тяжелых металлов: кадмия - 2,5 мкг/кг, ртути - 1,5 мкг/кг. Из наиболее токсичных мономеров регламентируются винилхлорид (допустимая норма потребления 0,1 мкг/сут.), акрилонитрил и стирол (допустимое количество миграции в продукт 0,05 мг/кг).
К упаковке предъявляют также требования защиты окружающей среды: от возможного загрязнения некачественным товаром, ядовитыми и токсическими веществами; минимальное загрязнение ее непосредственно тарой или упаковкой.
Для реализации указанных требований необходимы: замена древесины в производстве потребительской и транспортной тары синтетическими материалами; расширение области использования многооборотной и возвратной тары; изыскание экономичных способов уничтожения отходов упаковки и непосредственное уничтожение самой упаковки.
Требования маркетинга - это требования к упаковке с точки зрения создания условий сохранения качества продукта в процессе реализации; технические требования, которые в целом сводятся к одному положению: упаковка по цвету, форме, размеру и общему виду должна быть адекватна товару. В одних случаях упаковка должна быть неповторимой, броской, но элегантной и привлекательной, в других - наоборот, простой и нейтральной. Внешнее оформление товара зависит от его вида и положения на рынке. Разные требования предъявляют к упаковке подарочного изделия и товаров повседневного спроса.
Удобная форма упаковки, ее привлекательный внешний вид - прекрасное рекламное средство, с помощью которого рекламируется не только товар, но и его производитель, и другие выпускаемые им товары, если выдержана графическая концепция "семейства упаковок".
Требования торговли определяются положением продукта на рынке сбыта. Наиболее важны масса и объем упакованного товара, срок годности продукта в данной упаковке. Цена единицы продукции с увеличением вместимости упаковки снижается. Крупноразмерная упаковка экономична для покупателя и производителя. Срок годности продукта в такой упаковке зависит от ее вместимости. Масса единицы упаковки должна быть меньше того количества продукта, которое потребляет средняя семья за половину срока годности. В основе этого требования - положение о том, что 1/3 срока годности товара приходится на время реализации, а 2/3 этого срока истекают у потребителя. Это положение не распространяется на упаковку после ее вскрытия, так как срок годности при этом резко сокращается. Размер потребительской упаковки зависит от привычек потребителя по использованию товара и от розничной цены. В равных условиях более дешевый товар фасуют в более крупную упаковку.
- Глава 1 9
- Глава 2 85
- Глава3 154
- Глава 4 200
- Глава 5 257
- Глава 6 302
- Глава 7 351
- Глава 8 402
- Глава 8 411
- Глава 9 447
- Глава 10 455
- Введение
- Глава 1
- Теоретические основы
- Товароведения и экспертизы потребительских товаров
- Товароведение как научная дисциплина
- Классификация и кодирование товаров
- Ассортимент товаров
- Потребительские свойства товаров
- Факторы, формирующие потребительские свойства товаров
- Влияние химического состава и строения сырья и материалов на формирование потребительских свойств товаров
- Минеральные вещества
- Углеводы
- Азотсодержащие вещества
- Витамины
- Ферменты
- Органические кислоты
- Химический состав непродовольственных товаров
- Строение сырья и материалов
- Особенности структуры полимеров
- Дефекты структуры высокомолекулярных соединений
- Физико-химические факторы
- Механические факторы
- Биологические факторы
- Консервирование пищевых продуктов
- Физические методы
- Физико-химические методы
- Химические методы
- Комбинированные методы
- Тара и упаковочные материалы
- Функции тары и упаковки
- Требования к таре и упаковке
- Классификация тары и упаковки
- Информация о товаре
- Контроль качества товаров
- Контроль качества товаров на производстве
- Контроль качества в торговле
- Глава 2. Зерномучные товары зерно
- Семейство злаковых
- Семейство гречишных
- Семейство бобовых
- Экспертиза качества зерна
- Производство крупы
- Ассортимент и пищевая ценность крупы
- Экспертиза качества крупы
- Хранение крупы
- Производство муки
- Ассортимент муки
- Экспертиза качества муки
- Хранение муки
- Хлеб и хлебобулочные изделия Пищевая ценность хлеба
- Формирование качества хлеба в процессе производства
- Классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий
- Экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий
- Хранение хлеба и хлебобулочных изделий
- Бараночные изделия
- Особенности производства бараночных изделий
- Ассортимент бараночных изделий
- Экспертиза качества бараночных изделий
- Сухарные изделия
- Экспертиза качества сухарных изделий
- Хранение бараночных и сухарных изделий
- Макаронные изделия
- Производство макаронных изделий
- Классификация и ассортимент макаронных изделий
- Экспертиза качества макаронных изделий
- Хранение макаронных изделий
- Глава3. Свежие и переработанные плоды и овощи свежие и переработанные плоды Свежие плоды
- Семечковые плоды
- Косточковые плоды
- Субтропические плоды
- Тропические плоды
- Орехоплодные
- Экспертиза качества свежих плодов
- Хранение свежих плодов
- Переработанные плоды
- Экспертиза качества переработанных плодов
- Хранение переработанных плодов
- Свежие и переработанные овощи Свежие овощи
- Клубнеплоды
- Корнеплоды
- Луковые овощи
- Капустные овощи
- Салатно-шпинатные овощи
- Пряные овощи
- Десертные овощи
- Тыквенные овощи
- Томатные овощи
- Томатные овощи
- Бобовые и зерновые овощи
- Экспертиза качества свежих овощей
- Хранение свежих овощей
- Переработанные овощи
- Экспертиза качества переработанных овощей
- Хранение переработанных овощей
- Глава 4. Вкусовые товары
- Пряности
- Безалкогольные напитки
- Негазированные безалкогольные напитки
- Газированные безалкогольные напитки
- Квас и напитки из хлебного сырья
- Сухие напитки (порошкообразные)
- Слабоалкогольные напитки
- Алкогольные напитки Этиловый спирт
- Ликеро-водочные изделия
- Крепкие алкогольные напитки с длительной выдержкой
- Виноградные вина
- Характеристика отдельных групп вина
- Болезни, дефекты и недостатки вин
- Бренди (коньяк)
- Вина плодовые
- Табачные изделия
- Глава 5. Крахмал, сахар, мед, кондитерские товары крахмал и крахмалопродукты
- Сахар, заменители сахара
- Кондитерские товары
- Сахаристые кондитерские товары фруктово-ягодные кондитерские изделия
- Шоколад
- Какао-порошок
- Карамель
- Конфеты
- Мучные кондитерские изделия
- Печенье, крекер, галеты
- Пряники
- Торты и пирожные
- Кексы, рулеты, ромовая баба
- Восточные сладости
- Глава 6. Молоко и молочные товары молоко
- Состав и потребительские свойства молока
- Физико-химические свойства молока
- Изменение свойств молока под влиянием физических факторов и при хранении
- Приемка и обработка молока на заводе
- Ассортимент молока
- Молочные консервы
- Сгущенные молочные консервы
- Сухие молочные консервы
- Сухие молочные продукты детского питания
- Мороженое
- Масло коровье
- Формирование качества сливочного масла при производстве
- Ассортимент и классификация сливочного масла
- Сливочное масло
- Сливочное масло десертное
- Масло с частичной заменой молочного жира растительным
- Фасование, транспортирование и хранение масла
- Экспертиза качества сливочного масла
- Кисломолочные продукты
- Кисломолочные напитки
- Биотехнология кисломолочных напитков и сметаны
- Ассортимент кисломолочных напитков и требования к качеству
- Экспертиза качества кисломолочных напитков
- Сметана
- Творог и творожные изделия Творог
- Творожные изделия
- Сыры Потребительские свойства сыров
- Особенности технологии и качества сыров
- Сыры сычужные твердые
- Полутвердые сычужные сыры
- Мягкие сыры
- Рассольные сыры
- Плавленые сыры
- Экспертиза качества сыров
- Хранение и транспортирование сыров
- Глава 7. Пищевые жиры классификация жиров
- Химические изменения и порча пищевых жиров
- Растительные масла
- Производство растительного масла
- Подготовка к хранению и хранение масличных семян
- Подготовка семян к извлечению масла
- Собственно извлечение масла
- Рафинация жиров
- Расфасовка, упаковка, маркировка, хранение растительного масла
- Ассортимент и требования к качеству растительного масла
- Экспертиза растительного масла
- Животные топленые жиры
- Производство пищевых животных топленых жиров
- Ассортимент и требования к качеству пищевых животных топленых жиров
- Экспертиза пищевых животных топленых жиров
- Маргариновая продукция
- Маргарин
- Производство маргарина
- Классификация и ассортимент маргарина
- Требования к качеству маргарина
- Кулинарные, кондитерские и хлебопекарные жиры
- Экспертиза маргариновой продукции
- Майонез
- Производство майонеза
- Классификация и ассортимент майонеза
- Требования к качеству и экспертиза майонеза
- Глава 8
- Глава 9
- 9.1. Пищевая ценность, строение и химический состав яиц
- Глава 10