Товароведение как научная дисциплина
Товароведение (от слов "товар" и "ведать") - научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.
Объектом товароведения является товар - продукт труда, произведенный для купли-продажи.
Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость - это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. ее полезность: непосредственно, как предмета потребления (хлеб, одежда и др.) или косвенно (сырье, машины). Потребительная стоимость - это вещественное свойство, труд, воплощенный в товаре. Потребительная стоимость проявляется лишь в пользовании или потреблении.
Стоимость товара - овеществленный в товаре общественный труд производителей. Проявляется при обмене товаров как меновая стоимость. Величина стоимости отдельных товаров (индивидуальная стоимость) определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем. Стоимость лежит в основе цен товаров.
Как потребительные стоимости товары различаются качественно, так как они удовлетворяют разные потребности людей и не различаются количественно, поскольку они разнородны и непосредственно несоизмеримы.
Как стоимости товары качественно однородны и различаются лишь количественно - величиной стоимости или количеством овеществленного в них общественно необходимого рабочего времени.
Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, и в зависимости от характера потребления она может быть индивидуальной и общественной.
Индивидуальной называют потребительную стоимость продуктов труда, произведенных для личного потребления; она формируется естественными свойствами продуктов труда.
Общественной потребительной стоимостью обладают товары, созданные для удовлетворения общественных потребностей, для продажи. В этом случае потребительная стоимость товаров зависит не только от материально-вещественной стороны, но и от социально-экономической, т.е. от уровня и характера требований, которые общество предъявляет к товару.
Общественная потребительная стоимость может быть единично, и совокупно-общественной.
Единичная общественная потребительная стоимость присуща единице товара определенного вида; она удовлетворяет потребности одного человека или семьи, определяется свойствами этого товара и имеет качественную определенность.
Совокупно-общественная потребительная стоимость удовлетворяет потребности конкретного контингента людей или всего общества; она присуща большинству единиц товара определенного вида.
Совокупно-общественной потребительной стоимости присуща не только качественная, но и количественная определенность, так как в этом случае способность товара удовлетворять потребность людей определяется не только свойствами товара, но и его количеством.
Качественная определенность потребительной стоимости - это характеристика, которая может быть измерена и оценена. Она применима лишь к конкретной потребительной стоимости.
Между потребительной стоимостью и качеством товара существует определенная взаимосвязь.
Потребительная стоимость выражает полезность вещи вообще, а качество характеризует его способность удовлетворять конкретную потребность. В этом случае качество выступает мерой потребительной стоимости. В связи с вышеизложенным предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.
Правильное понимание понятий потребительной стоимости и качества позволяет обосновать современные задачи товароведения, которые совершенствуются в процессе развития этой научной дисциплины.
Основными задачами товароведения как науки и учебной дисциплины являются:
выявление и исследование общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров на современном этапе развития общества;
исследование и дальнейшая разработка методов и средств управления ассортиментом и качеством товаров;
исследование закономерностей формирования и прогнозирования ассортимента товаров;
исследование и разработка научных принципов формирования терминологии, классификации, кодирования различных групп товаров;
совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;
изучение потребительских свойств товаров из новых видов сырья и материалов;
определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров.
Товароведение потребительских товаров как учебная дисциплина подразделяется на общее и частное товароведение.
В общей части товароведения рассматриваются теоретические вопросы, являющиеся основой частных разделов товароведения.
Частное товароведение занимается анализом состояния рынка, классификацией и ассортиментом отдельных групп товаров, их товароведной характеристикой.
Товароведение потребительских товаров как научная и учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов (товароведов-экспертов, коммерсантов, маркетологов и др.), тесно связано межпредметными связями с другими дисциплинами (технологией, материаловедением, химией, физикой, биологией, микробиологией, математикой и др.).
Задача технологии как науки - выявление физических, химических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных производств и процессов. Изучение потребительских свойств сырья и вспомогательных материалов с точки зрения технологических требований, т. е. качества ожидаемого сортового продукта, представляет предмет материаловедение. Материаловедение как бы "предшествует" технологии, а товароведение является его продолжением.
Товароведение тесно связано со многими общенаучными и смежными дисциплинами: техническими, естественными и экономическими. В первую очередь оно базируется на данных физики, химии и биологии. Только на их основе можно выявить полезные свойства пищевых продуктов и товаров народного потребления. В зависимости от того, насколько глубоко в товароведении используются достижения этих научных дисциплин, во многом зависит научный уровень товароведения. Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении и происходящих в них процессах. Из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и товаров и методах предупреждения развития на них микроорганизмов
Микробиологические процессы лежат в основе переработки многих продуктов, в производстве витаминов, ферментов, белков и др. Математика и математическая статистика имеют большое значение в товароведении при обработке экспериментальных данных. Для товароведения важны политическая экономия, экономика и организация торговли, а также ряд других дисциплин.
Следовательно, товароведение -естественно-техническая дисциплина, предметом которой является потребительная стоимость.
Возникновение товароведения относят к XVI в. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии в Падуанском университете.
В России в 1575 г. было издано одно из первых пособий по товароведению - "Торговая книга".
Как самостоятельную учебную дисциплину товароведение ввели в программы высших и средних учебных заведений в конце XVIII в. В некоторых странах (США, Великобритания) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров.
Основоположниками научного товароведения в России были М.Я. Киттары (1825-1880), П.П. Петров (1850-1928), Я.Я. Никитинский (1854-1924). Под их редакцией в 1906-1908 гг. вышел учебник по товароведению, в котором рассматривались строение, состав, свойства, технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.
В XX в. товароведение в разных странах дифференцировалось. В России наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления, которое занимается изучением новых видов сырья и материалов, а также новых групп товаров.
- Глава 1 9
- Глава 2 85
- Глава3 154
- Глава 4 200
- Глава 5 257
- Глава 6 302
- Глава 7 351
- Глава 8 402
- Глава 8 411
- Глава 9 447
- Глава 10 455
- Введение
- Глава 1
- Теоретические основы
- Товароведения и экспертизы потребительских товаров
- Товароведение как научная дисциплина
- Классификация и кодирование товаров
- Ассортимент товаров
- Потребительские свойства товаров
- Факторы, формирующие потребительские свойства товаров
- Влияние химического состава и строения сырья и материалов на формирование потребительских свойств товаров
- Минеральные вещества
- Углеводы
- Азотсодержащие вещества
- Витамины
- Ферменты
- Органические кислоты
- Химический состав непродовольственных товаров
- Строение сырья и материалов
- Особенности структуры полимеров
- Дефекты структуры высокомолекулярных соединений
- Физико-химические факторы
- Механические факторы
- Биологические факторы
- Консервирование пищевых продуктов
- Физические методы
- Физико-химические методы
- Химические методы
- Комбинированные методы
- Тара и упаковочные материалы
- Функции тары и упаковки
- Требования к таре и упаковке
- Классификация тары и упаковки
- Информация о товаре
- Контроль качества товаров
- Контроль качества товаров на производстве
- Контроль качества в торговле
- Глава 2. Зерномучные товары зерно
- Семейство злаковых
- Семейство гречишных
- Семейство бобовых
- Экспертиза качества зерна
- Производство крупы
- Ассортимент и пищевая ценность крупы
- Экспертиза качества крупы
- Хранение крупы
- Производство муки
- Ассортимент муки
- Экспертиза качества муки
- Хранение муки
- Хлеб и хлебобулочные изделия Пищевая ценность хлеба
- Формирование качества хлеба в процессе производства
- Классификация и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий
- Экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий
- Хранение хлеба и хлебобулочных изделий
- Бараночные изделия
- Особенности производства бараночных изделий
- Ассортимент бараночных изделий
- Экспертиза качества бараночных изделий
- Сухарные изделия
- Экспертиза качества сухарных изделий
- Хранение бараночных и сухарных изделий
- Макаронные изделия
- Производство макаронных изделий
- Классификация и ассортимент макаронных изделий
- Экспертиза качества макаронных изделий
- Хранение макаронных изделий
- Глава3. Свежие и переработанные плоды и овощи свежие и переработанные плоды Свежие плоды
- Семечковые плоды
- Косточковые плоды
- Субтропические плоды
- Тропические плоды
- Орехоплодные
- Экспертиза качества свежих плодов
- Хранение свежих плодов
- Переработанные плоды
- Экспертиза качества переработанных плодов
- Хранение переработанных плодов
- Свежие и переработанные овощи Свежие овощи
- Клубнеплоды
- Корнеплоды
- Луковые овощи
- Капустные овощи
- Салатно-шпинатные овощи
- Пряные овощи
- Десертные овощи
- Тыквенные овощи
- Томатные овощи
- Томатные овощи
- Бобовые и зерновые овощи
- Экспертиза качества свежих овощей
- Хранение свежих овощей
- Переработанные овощи
- Экспертиза качества переработанных овощей
- Хранение переработанных овощей
- Глава 4. Вкусовые товары
- Пряности
- Безалкогольные напитки
- Негазированные безалкогольные напитки
- Газированные безалкогольные напитки
- Квас и напитки из хлебного сырья
- Сухие напитки (порошкообразные)
- Слабоалкогольные напитки
- Алкогольные напитки Этиловый спирт
- Ликеро-водочные изделия
- Крепкие алкогольные напитки с длительной выдержкой
- Виноградные вина
- Характеристика отдельных групп вина
- Болезни, дефекты и недостатки вин
- Бренди (коньяк)
- Вина плодовые
- Табачные изделия
- Глава 5. Крахмал, сахар, мед, кондитерские товары крахмал и крахмалопродукты
- Сахар, заменители сахара
- Кондитерские товары
- Сахаристые кондитерские товары фруктово-ягодные кондитерские изделия
- Шоколад
- Какао-порошок
- Карамель
- Конфеты
- Мучные кондитерские изделия
- Печенье, крекер, галеты
- Пряники
- Торты и пирожные
- Кексы, рулеты, ромовая баба
- Восточные сладости
- Глава 6. Молоко и молочные товары молоко
- Состав и потребительские свойства молока
- Физико-химические свойства молока
- Изменение свойств молока под влиянием физических факторов и при хранении
- Приемка и обработка молока на заводе
- Ассортимент молока
- Молочные консервы
- Сгущенные молочные консервы
- Сухие молочные консервы
- Сухие молочные продукты детского питания
- Мороженое
- Масло коровье
- Формирование качества сливочного масла при производстве
- Ассортимент и классификация сливочного масла
- Сливочное масло
- Сливочное масло десертное
- Масло с частичной заменой молочного жира растительным
- Фасование, транспортирование и хранение масла
- Экспертиза качества сливочного масла
- Кисломолочные продукты
- Кисломолочные напитки
- Биотехнология кисломолочных напитков и сметаны
- Ассортимент кисломолочных напитков и требования к качеству
- Экспертиза качества кисломолочных напитков
- Сметана
- Творог и творожные изделия Творог
- Творожные изделия
- Сыры Потребительские свойства сыров
- Особенности технологии и качества сыров
- Сыры сычужные твердые
- Полутвердые сычужные сыры
- Мягкие сыры
- Рассольные сыры
- Плавленые сыры
- Экспертиза качества сыров
- Хранение и транспортирование сыров
- Глава 7. Пищевые жиры классификация жиров
- Химические изменения и порча пищевых жиров
- Растительные масла
- Производство растительного масла
- Подготовка к хранению и хранение масличных семян
- Подготовка семян к извлечению масла
- Собственно извлечение масла
- Рафинация жиров
- Расфасовка, упаковка, маркировка, хранение растительного масла
- Ассортимент и требования к качеству растительного масла
- Экспертиза растительного масла
- Животные топленые жиры
- Производство пищевых животных топленых жиров
- Ассортимент и требования к качеству пищевых животных топленых жиров
- Экспертиза пищевых животных топленых жиров
- Маргариновая продукция
- Маргарин
- Производство маргарина
- Классификация и ассортимент маргарина
- Требования к качеству маргарина
- Кулинарные, кондитерские и хлебопекарные жиры
- Экспертиза маргариновой продукции
- Майонез
- Производство майонеза
- Классификация и ассортимент майонеза
- Требования к качеству и экспертиза майонеза
- Глава 8
- Глава 9
- 9.1. Пищевая ценность, строение и химический состав яиц
- Глава 10