2.7. Столовая посуда, приборы и белье. Их назначение и использование
На предприятиях общественного питания используют посуду различных видов:
фарфоровую, фаянсовую и керамическую;
стеклянную, хрустальную;
металлическую;
деревянную;
пластмассовую.
Ассортимент и количество посуды регламентируются нормами оснащения из расчета на 1 место в зале для каждого типа предприятия общественного питания в зависимости от его класса.
Фарфоровая и фаянсовая посуда
Эта посуда отличается простотой и оригинальностью форм, высокой гигиеничностью (табл. ПБ4). У нее отсутствуют острые углы, что удобно при санитарной обработке. Однако в последнее время появляются тарелки не только круглой формы, но и, например, квадратные.
Фарфоровую и фаянсовую посуду украшают каймой, рисунками любого цвета: голубого, синего и даже черного. Фарфор и фаянс длительное время сохраняют тепло и обладают высокой кислотоустойчивостью. Фарфор легок и прозрачен, при постукивании издает звонкий четкий звук. Фаянс имеет меньшую механическую прочность и термическую стойкость, поэтому посуда из него толще и при постукивании издает глухой звук.
В современных ресторанах широко используется китайский столовый фарфор фирмы Chongpig China Ceramika – в Китае эта фирма носит марку «Фарфор № 1».
Самого высокого в мире качества считается английский фарфор компании «Веджвуд», имеющий, как и китайское фарфоровое производство, многовековую историю. В списке покупателей числятся члены английской королевской семьи, а также администрация президента Российской Федерации. Эта посуда имеет торжественный, но в то же время строгий вид. Как и продукция фирмы «Фарфор № 1», она прошла аттестацию по международной системе ISO-9001.
Фарфор, выпускаемый для ресторанов в традиционном китайском и европейском исполнении, позволяет использовать его в странах с разной культурой и кухней. Глазурь фарфора – одна из самых прочных в мире, не содержит свинца, кадмия и других вредных веществ. Поверхность глазури гладкая, твердая, на ней не остаются следы от столовых приборов (ножей и вилок). Края изделий тонкие и прозрачные, при этом сами изделия долговечны, их можно использовать в СВЧ-печах и обрабатывать в посудомоечных машинах.
Изготавливают два вида фарфора: твердый и мягкий. Твердый обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Мягкий имеет меньшую механическую прочность и химическую стойкость, но более высокую просвечиваемость или прозрачность, близкую к молочному стеклу. К мягкому относится японский, китайский, французский и английский, к твердому – русский фарфор.
Наиболее часто встречается белый и розовый фарфор, покрытый цветными глазурями.
Фарфоровую посуду используют:
в ресторанах класса «люкс» – посуда из высококачественного фарфора, высшей группы художественной разделки;
в ресторанах высшего класса из фарфора с монограммой или эмблемой ресторана;
в ресторанах первого класса – из фарфора не ниже восьмой группы художественной разделки.
Хрустальная и стеклянная посуда
В ресторанах для сервировки стола используется хрустальная и стеклянная посуда различных видов (табл. ПБ2). Хрусталь, как правило, используется при банкетных обслуживаниях в ресторанах классов «люкс» и «высший».
Впервые хрусталь появился в Англии в 17 в. под названием «алмазное стекло». Производимое сегодня стекло (например, французской фирмой «Вонеш-Баккора») может играть всеми цветами радуги. Во всем мире известно богемское стекло. В России главный производитель хрусталя – завод в Гусь-Хрустальном, не раз завоевавший золотые медали международных выставок. Для изготовления простого столового стекла применяют кварцевый песок, щелочи и поташ, а для прозрачности, игры света, «мелодичности» добавляют свинец или серебро.
Существуют следующие виды отделки хрусталя:
гравировка – неглубокий матовый рисунок;
огранка – широко полированная грань.
Металлическая посуда
В ресторанах классов «люкс» и «высший» применяется металлическая посуда из мельхиора и нейзильбера, в ресторанах «первого» класса – из нержавеющей стали. Металлическая посуда прочна, изящна, сохраняет необходимую температуру, теплопроводна (табл. ПБ1).
Мельхиор – устойчивый, противокоррозийный сплав меди и никеля. Изделия покрыты тонким слоем серебра путем гальваностегии, хорошо поддаются художественной обработке. При эксплуатации их желательно предохранять от резких ударов во избежание деформации. Мельхиоровую посуду следует периодически полировать специальными средствами, чтобы она не тускнела и не теряла блеск.
Нейзильбер включает медь и никель, а также цинк. Как и мельхиор, нейзильбер имеет защитно-декоративное покрытие серебра 0,3 – 0,5 мм. На предприятиях общественного питания металлическая посуда применяется в широком ассортименте.
Характеристика и использование столовых приборов
Столовые приборы изготавливают из мельхиора, нейзильбера и нержавеющей стали (матовой или полированной) (табл. ПБ5).
Все столовые приборы делят:
на основные, с их помощью едят;
вспомогательные, с их помощью раскладывают или перекладывают кушанья из общего блюда в тарелки потребителя.
К основным относят закусочные, рыбные, столовые, десертные и фруктовые приборы.
Закусочный прибор (нож, вилка) подают к холодным блюдам и закускам всех видов, а также к некоторым горячим закускам (яичнице, блинам). Длина ножа равна диаметру закусочной тарелки – 200 мм.
Рыбный прибор (нож, вилка) используют при употреблении горячих рыбных блюд. Рыбный нож тупой, напоминает лопатку, вилка с более короткими зубьями.
Столовый прибор (нож, вилка, ложка) подают к супам (ложка) и горячим блюдам из мяса птицы, овощным и грибным. Длина столового ножа равна диаметру мелкой столовой тарелки – 240 мм. Длина вилки и ложки – несколько меньше. Иногда столовые вилки и ложки применяют для перекладывания кушанья из общего блюда в тарелку потребителя.
Десертный прибор – нож, вилка, ложка. Длина десертного ножа равна диаметру десертной тарелки l = d = 200 мм. Ложки несколько короче, нож у;´же закусочного, кончик его заостреннее и имеет три зубца. Нож и вилка используются при подаче сладких пирогов, яблочных шарлоток, арбуза и т.д., десертная ложка – при подаче блюд, не требующих разрезания: мороженого, компотов, муссов, ягод со сливками и др. Десертную ложку можно подать к бульону, если он подается в бульонных чашках.
Фруктовый прибор (вилка, нож) отличается от десертного меньшим размером. Вилка с двумя зубцами.
Ложка чайная используется при подаче чая, кофе с молоком, какао, а также яиц «всмятку» и «в мешочек».
Ложку кофейную используют при употреблении кофе черного и «по-восточному».
К вспомогательным приборам относятся:
нож для масла – лезвие, широкое на конце, изогнутое полудугой, для нарезания и перекладывания масла сливочного, поданного небольшим куском, кладут на правый борт пирожковой тарелки;
нож-вилка для сыра – имеет серповидную форму с зубцами на конце, предназначен для нарезки и раскладывания сыра, подаваемого целым куском;
вилочка лимонная – предназначена для перекладывания ломтиков лимона и имеет два острых зубца;
вилка двухрожковая – служит для подачи сельди;
вилка для шпрот – используется для перекладывания рыбных консервов (шпрот, сардин), она имеет широкое основание в виде лопатки, пять зубцов, соединенных в конце перегородкой, что исключает деформирование;
вилка для раков – длинная с двумя зубцами на конце. Используется при употреблении раков и крабов;
вилка устричная – применяется при употреблении устриц. один из трех зубцов более длинный (левый), более мощный и предназначен для отделения мякоти устриц от раковины;
вилка для употребления горячих закусок из рыбы (кокотная) – имеет три зубца, более коротких и широких, чем у десертной вилки;
ложка для салата – отличается от столовой большим размером. кончик салатной ложки иногда делают в виде трех зубцов, используют для перекладывания салата из многопорционной посуды;
ложки разливательные (половники) – предназначены для разливания супов, молока. Имеют разные размеры, зависящие от выхода блюд;
щипцы кондитерские. Большие предназначены для перекладывания мучных кондитерских изделий, малые – для сахара, шоколадного ассорти;
щипцы для колки орехов – имеют крепкие, плоские, гофрированные зубцы с углублениями для орехов;
щипцы для перекладывания спаржи с решетки;
щипцы для льда – скоба с двумя лопатками;
лопатка икорная – имеет вид чайной ложки, напоминает плоский совок;
лопатки прямоугольные, с прорезями, малые и большие.
Столовое белье
Столовое белье (скатерти, мольтоны, напероны, салфетки, ручники и полотенца), используемое в ресторанах, изготавливают из хлопчатобумажных тканей, с крупноузорчатым жаккардовым переплетением, вытканным по белому белым.
Белые камчатные скатерти называют столовыми, а цветные – чайными. Края скатертей могут быть порубленными с ажуром в виде строчки, мережки по краям.
Промышленность выпускает скатерти следующих размеров: 173173; 173208; 173250; 173280; 200250 и 200500 см – банкетные.
Предприятия общественного питания шьют скатерти сами из специальной ткани шириной 173 см и длиной от 3 до 12 м.
Для чайных и кофейных столов выпускают камчатные цветные скатерти размером 135135 и 150150 см.
Для покрытия столов при организации банкетов-фуршетов, а также столов, оборудованных под буфетные и барные столы, широко применяют так называемые «юбки», которые покрывают столы от столешницы до пола, не доставая его 5–10 см. Ткань может быть гофрированной, плиссированной, собранной воланами. В «юбку», ее верхнюю часть, вставляют шнурок или резинку, прикрепляют к основной белоснежной скатерти через каждые 30–50 см, вокруг всей столешницы.
Мольтон (с фр. molleton ) – специальное покрытие на стол (мягкая с латексом ткань, сверху – как фланель, снизу – как клеенка), выполняется обычно на резинке, чтобы не деформировала, не скользила скатерть. Мольтон предохраняет поверхность стола от повреждений, воздействия высоких температур, впитывает влагу, поглощает звуки при перестановке предметов сервировки на столе.
Наперон – верхняя маленькая скатерть, шьется из ткани, обычно сочетающейся по фактуре с тканью скатерти, но контрастной по цвету. Он предохраняет скатерть от загрязнения, истирания, придает столу праздничный вид.
Салфетки из белой или другой камчатной ткани или льняного полотна подразделяются на белые столовые (4646 см) и цветные чайные (3535 см).
Иногда в ресторанах первого класса на полиэфирную крышку стола перед каждым стулом кладут цветные салфетки 5030 см.
Ручники выпускают размером 3585 см, их используют официанты при подаче блюд.
Полотенца длиной 1–2 м и шириной 40 см используют для протирки и полировки посуды.
- Светлана Ивановна Главчева, Лариса Евгеньевна Чередниченко организация производства и обслуживания в ресторанах и барах Учебное пособие
- Оглавление
- Введение
- Г л а в а 1 Ресторанный бизнес: история развития, функции и принципы организации, маркетинг
- 1.1. История русской ресторации – от корчмы до ресторана
- 1.2. История зарубежной ресторации
- 1.3. Характеристика отдельных типов предприятий общественного питания за рубежом Маленькие гостиницы, таверны и пабы
- 1.4. Понятие ресторанного рынка и ресторанного бизнеса
- 1.5. Тенденции развития отечественной и зарубежной ресторации
- 1.6. Разработка концепции ресторана
- 1.7. Маркетинг и направления его исследования в ресторанном бизнесе
- Характеристика макросреды на 1.01.200_г.
- Анализ локального рынка
- Анализ сегмента рынка
- Анализ конкурентов
- 1.8. Позиционирование будущего ресторана
- Характеристика уровня обслуживания
- 1.9. Реклама и ее роль в деятельности ресторана
- Вопросы для самоконтроля
- Г л а в а 2 Формирование материально-технической базы ресторанов и баров в зависимости от класса и специализации
- 2.1. Классы ресторанов, их характеристика и специализация
- 2.2. Характеристика баров и их виды
- 2.3. Состав помещений ресторанов и баров
- 2.4. Виды и характеристика торговых помещений ресторанов и баров
- 2.5. Оборудование залов
- 2.6. Бары при ресторане
- 2.7. Столовая посуда, приборы и белье. Их назначение и использование
- 2.8. Сервировка стола
- 1,4– Приборы закусочные,2– прибор столовый,3– прибор рыбный,5– ложка чайная,6– фужер
- Вопросы для самоконтроля
- Г л а в а 3 Организация производства кулинарной продукции
- 3.1. Организация работы цеха доготовки полуфабрикатов и обработки зелени
- Организация труда
- 3.2. Организация работы горячего цеха
- Соотношение поваров по разрядам, %
- 3.3. Организация работы холодного цеха
- 3.4. Новое в организации производства кулинарной продукции в ресторанах
- 3.5. Прогрессивные виды оборудования в ресторанах
- 3.6. Планирование работы в ресторанах при производстве продукции
- Вопросы для самоконтроля
- Г л а в а 4 Организация обслуживания потребителей
- 4.1. Встреча и размещение потребителей за столами
- 4.5. Прием заказа и его выполнение
- 4.6. Расчет по окончании обслуживания
- 4.7. Уборка и замена использованных тарелок, приборов
- 4.8. Информация для потребителей. Основные принципы составления меню
- Последовательность расположения блюд в меню
- Варианты сочетаний различных цветов в меню
- 4.9. Виды меню
- 4.10. Прейскурант покупной продукции. Карта вин
- Сигарная карта
- Кальянная карта
- 4.11. Культура обслуживания
- Время обслуживания различных этапов
- Внешний вид и действия посетителя и их интерпретация официантом
- Внешний вид и действия официантов и их интерпретация посетителем
- Представления посетителя о времени и организации различных этапов обслуживания
- 4.12. Получение и подача буфетной продукции
- 4.13. Подача холодных блюд и закусок
- Подача холодных блюд и остальных продуктов
- 4.14. Подача горячих закусок
- 4.15. Подача супов
- Особенности подачи бульонов
- Подача остальных видов супов
- 4.16. Техника подачи вторых блюд, десертов и напитков. Подбор вин к блюдам Подача рыбных блюд
- Особенности подачи вторых рыбных блюд
- Подача мясных блюд
- Правила подачи мясных блюд
- Подача овощных блюд
- Подача сладких блюд
- Подача напитков Правила подачи безалкогольных горячих напитков
- Подача алкогольных напитков
- Подача специй и приправ
- 4.17. Особенности подачи к столу винно-водочных напитков, их свойства и достоинства
- Вопросы для самоконтроля
- Г л а в а 5 Характеристика различных видов банкетов
- 5.1. Классификация приемов и банкетов. Особенности обслуживания
- 5.2. Банкет с полным обслуживанием официантами
- 5.3. Банкет с частичным обслуживанием официантами
- 5.4. Банкет-фуршет
- 5.5. Банкет-коктейль
- 5.6. Кофе-break, банкет-чай, фондю
- 5.7. Обслуживание по типу «шведского стола»
- 5.8. Обслуживание по типу сырной тележки
- 5.9. Обслуживание праздничных вечеров
- 5.10. Кейтеринг
- Вопросы для самоконтроля
- Г л а в а 6 Обслуживающий персонал ресторана. Организация труда
- 6.1. Факторы, влияющие на условия труда обслуживающего персонала
- 6.2. Разделение и кооперация труда работников залов
- 6.3. Общие требования к обслуживающему персоналу
- Требования к бармену
- 6.4. Формирование профессиональной команды в ресторане
- Вопросы для самоконтроля
- Литература