logo
07_Glavcheva / нов / 153_Главчева

6.4. Формирование профессиональной команды в ресторане

Как правило, руководители ресторанов самостоятельно подбирают персонал: проводят собеседования, перемещения персонала внутри предприятия, контролируют дисциплину, тратя на это массу сил и времени в ущерб решению более важных творческих задач. При остром дефиците времени другие руководители делегируют эти функции так называемым линейным руководителям. Это позитивный процесс. В настоящее время для руководителя не характерна жесткая авторитарная система управления. В большинстве случаев схема управления выглядит так, как представлено на рис. 6.1.

Рис. 6.1.Схема управления рестораном

При этой схеме создается четкая система разделения труда: одни люди управляют и руководят, другие – подчиняются и исполняют. Каждый руководитель службы, с одной стороны, решает все профессиональные вопросы самостоятельно или с первым лицом, с другой стороны, взаимодействуя с коллегами параллельных служб самостоятельно, не пересекаясь в решении одних и тех же вопросов.

В этой схеме менеджер по персоналу выделен в самостоятельное звено. Только сохраняя определенную независимость от руководителей среднего звена, зная их сильные и слабые стороны, менеджер по персоналу может объективно участвовать в решении проблем внутри подразделений и бригад. Такая позиция дает ему право консультировать руководителей и оптимизировать положение в целом.

Существенным фактором успешного управления в ресторане является четкое распределение руководящих функций среди менеджеров. Самое важное – установить баланс между правами и ответственностью каждого руководителя и специалиста.

При подборе кадров должна работать система кадрового планирования, которая включает:

1. Планирование потребности в персонале начинается с анализа рабочих мест, предполагаемого и окончательного штатного расписания, предварительного количественного и качественного состава персонала. При открытии ресторана эта задача приоритетная. Ключевой позицией является подбор шеф-повара, которого подбирают до того, как подобрано оборудование и составлено меню. Шеф-повар сам организует производство: оборудование, рабочие места, производственные программы, режим работы кухни. Остальных работников (производственный и обслуживающий персонал) подбирает менеджер по персоналу через кадровые агентства, школы кулинарного мастерства, кулинарные училища или через радио и телевидение.

2. Планирование привлечения дополнительных работников необходимо при расширении ресторана. Открывая новый зал, не следует спешить с подбором метрдотеля, следует изменить существующий график с оплатой дополнительных смен. Только 2–3 недели спустя можно сделать вывод, нужен ли дополнительный менеджер или имеющиеся сотрудники с готовностью выполнят эту работу за дополнительное вознаграждение.

3. О планировании адаптации и высвобождении персонала. Важной функцией службы персонала является адаптация нового работника. Процесс адаптации рассматривается в следующих видах:

– физиологическая – привыкание к новому месту и режиму работы, физическим нагрузкам. В этом случае до найма на работу потенциальному сотруднику следует показать рабочее место до выхода на стажировку;

– психологическая – привыкание к новому коллективу, руководителю, нормам поведения и взаимоотношений. В этом случае большую роль в получении информации несет непосредственный руководитель. Новый сотрудник всегда активно воспринимает эту информацию и тогда психологическая адаптация происходит в более короткие сроки;

– корпоративная и организационная адаптации. Главная задача администрации – сформировать у работника представление о личной задаче и роли в общей структуре ресторана. Кроме этого необходимо подготовить новичка к тем неизвестным для него корпоративным требованиям, которые характерны только для этого ресторана, объяснить последствия при нарушении работником трудовой и корпоративной дисциплины;

– профессиональная адаптация – приведение практических навыков и умений новичка в соответствие с требованиями ресторана. В это время происходит усвоение дополнительных знаний и умений профессионального характера, формирование положительного отношения к работе и ее результатам. В этот период работнику объясняют не только задачи, но и ошибки. Для адаптации необходим испытательный срок. Этот срок зависит от сложности и квалификационных требований занимаемой должности. Для вспомогательных служб (технических служб, уборщиков, помощников поваров) срок до трех месяцев, а на практике 1 месяц. Для квалифицированного персонала (повара, официанты, бармены, кладовщики, инженеры) – до шести месяцев, но на практике – 3 месяца. Для руководителя любого уровня – 12 месяцев.

По окончании испытательного срока необходимо провести беседу с работником по поводу его положительных качеств и недостатков, обговорить все интересующие его моменты. Если с новым испытуемым работником расстаются, то по окончании испытательного срока необходимо указать реальную причину такого решения.

4. Планирование занятости персонала напрямую связано с Положением об охране труда, использовании труда женщин и подростков, пенсионеров. При планировании занятости следует учитывать льготы для этого контингента трудящихся.

5. Текущее планирование реализуется при поступлении заявок от руководителей подразделений на новую рабочую силу.

6. Планирование обучения следует рассматривать в двух аспектах – непосредственное обучение на рабочем месте и обучение на другой территории без отрыва от производства.

7. Планирование деловой карьеры, формирование резерва. При формировании резерва учитывают положение возрастного развития. Карьера делится на четыре этапа:

– выбор карьеры (15 – 25 лет);

– рождение карьеры (25 – 30 лет);

– развитие карьеры (35 – 40 и 45 – 60 лет);

– угасание карьеры (60 – 65 лет).

При планировании карьеры, создании резерва на выдвижение следует учитывать личностные качества претендента:

– перспективы интеллектуального роста. Это врожденное качество, оно практически не поддается коррекции;

– ярко выраженные лидерские качества, проявляющиеся не в настойчивом желании командовать, а в умении быть уважаемым и авторитетным для всего коллектива;

– коммуникативные способности – умение строить ровные отношения, свободно и непринужденно общаться, быть приятным собеседником;

– спокойствие, природная уравновешенность. Эти качества заложены в человеке, но они поддаются развитию и усилению;

– порядочность и самокритичность влияют на объективность в оценке своих подчиненных и коллег.

Кроме этого, претендент должен обладать такими деловыми качествами, как способность к творчеству, ответственность, высокие профессиональные умения, стремление к профессиональному росту, поскольку в ресторанном бизнесе постоянно развиваются технологии и стандарты сервиса.

8. Планирование материальных затрат складывается из определенных статей расходов – заработной платы, отчислений на налоги, расходов, связанных с дотированием служебного питания, затрат на социальную поддержку персонала, призовые фонды конкурсов и соревнований, расходов на обучение, повышение квалификации, приобретение литературы для персонала, оплаты услуг на стирку спецодежды.

В связи с возрастающими требованиями к качеству блюд и услуг затраты на персонал имеют тенденцию к росту.