logo search
Конспекты введение в професстю

3 Контроль качества услуг и ответственность в сфере потребительского рынка

Контролировать деятельность предприятий общественного питания могут государственные органы, общественные организации, потребители на основании соответствующих законодательных актов. При этом каждый орган руководствуется нормативными документами, регламентирующими их работу. Все действия контролирующих органов должны носить правовой характер.

О проведении проверки должна быть обязательно сделана запись в контрольном журнале, с указанием контролирующего органа, должности и фамилии проверяющих, Если в результате проверки был составлен акт, об этом должна быть сделана соответствующая запись.

Акт о проверке составляется по форме, установленной для конкретных проверяющих органов, но в любом случае он должен быть подписан руководителем проверяемого предприятия, и если он не согласен с результатами проверки, он вправе отметить в акте (объяснении к акту) свои возражения, которые должны быть рассмотрены и учтены при решении вопроса о наложении штрафных санкций.

В регионах РФ органами власти могут быть приняты дополнительные законодательные и нормативные акты, определяющие компетенцию территориальных контролирующих органов. Эти акты не должны противоречить федеральному законодательству.

Ниже приведены функции некоторых основных контролирующих органов, осуществляющих проверки предприятий общественного питания.

Центры стандартизации, метрологии и сертификацииРоссийской Федерации Государственного комитета по стандартизации РФ выполняют следующие функции:

Имеют право:

Штрафные санкции:

Центры санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ выполняют следующие функции:

Имеют право:

Штрафные санкции с виновных должностных лиц по составу правонарушений, предусмотренных законами РФ:

Руководитель предприятия (организации) по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязан налагать дисциплинарное взыскание на должностных лиц и работников, совершивших санитарные правонарушения.

Законом предусмотрено, что решение СЭС может быть обжаловано в течение месяца вышестоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений проводят не позднее 30 дней. При несогласии с принятым решением действие этой службы может быть обжаловано в суде.

Управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли РФ выполняют следующие функции:

Имеют право:

Штрафные санкции:

Государственные налоговые инспекции Министерства РФ по налогам и сборам выполняют следующие функции:

Имеют право:

Штрафные санкции:

Управления государственной противопожарной службы МВД РФосуществляют:

Имеют право:

Штрафные санкции с виновных должностных лиц по составу правонарушения, предусмотренного статьей 169 КоАП РСФСР – до 1 МРОТ или предупреждение.

На предприятиях общественного питания контроль качества продукции должен осуществляться на всех этапах технологического процесса производства, для чего создаются службы входного, операционного и выходного (приемочного) контроля с четким разделением функций и ответственности. Состав служб и количество членов определяется в зависимости от типа и штатного расписания предприятия.

В состав службы входного контроля могут входить заведующий складом (кладовщик), заместитель директора по снабжению, товаровед, заведующий производством, инженер. Комиссия осуществляет контроль поступающего сырья (продуктов, полуфабрикатов) и проверку соответствия его качества требованиям нормативных и сопроводительных документов (ГОСТов, сертификатов соответствия, ТУ, ТИ, ОСТов, качественных удостоверений, товарно-транспортных накладных, ветеринарных заключений и т.д.).

В случае сомнения в доброкачественности или кондиции поступившего сырья (продуктов, полуфабрикатов) вызывают работника аккредитованной лаборатории для отбора проб на анализ. Одновременно приглашают (или ставят в известность) представителя поставщика, в присутствии которого осуществляют приемку продуктов по качеству. На основании лабораторного заключения поставщику предъявляют претензии в установленном порядке, а в случае поставки недоброкачественного сырья отмечают в специальном журнале, который ведет ответственное за приемку продуктов лицо.

Операционный контроль проводится на всех этапах производства кулинарной продукции. Он включает контроль правильности выполнения технологических операций, их последовательности, режимов тепловой кулинарной обработки, рецептур, правил оформления и отпуска изделий и блюд. Осуществляют операционный контроль заведующий производством (или его заместитель), начальник цеха, повар-бригадир, инженер.

Приемочный контроль (контроль качества выпускаемой продукции) организуется в зависимости от типа предприятия. На заготовочном предприятии его проводят по мере изготовления каждой партии продукции по органолептическим и физико-химическим показателям, а также по выходу (массе), упаковке и маркировке. Каждая партия продукции, выработанная в одну смену, сопровождается удостоверением качества.

В общедоступных предприятиях общественного питания оценку качества готовой продукции проводит бракеражная комиссия в составе не менее 3 человек, возглавляемая директором предприятия. В ее состав могут входить заведующий производством или его заместитель, повар-бригадир, повара 5,6 разрядов, инженер, медицинский работник, представитель общественной организации.

Бракеражная комиссия проводит органолептическую оценку качества блюд и изделий (внешний вид, цвет, консистенция, запах, вкус), определяет фактическую массу штучных изделий путем взвешивания, проверяет температуру отпуска спиртовым термометром, правильность хранения пищи на раздаче и наличие отдельных компонентов для ее оформления. Число проверок зависит от продолжительности работы смены, условий и сроков хранения готовой продукции. При определении качества продукции комиссия руководствуется шкалой снижения балльной оценки. Результаты проверки фиксируются в бракеражном журнале установленной формы. Комиссия имеет право снять продукцию с реализации в случае выявления брака или оценки качества на «неудовлетворительно», оформляя соответствующий акт.

Лучшим работникам предприятий общественного питания (как правило, повара 5,6 разрядов) может быть присвоено право личного бракеража. В этом случае они сами являются контролерами и гарантируют высокое качество блюд.

В оценке качества продукции наряду с работниками общественного питания и контролирующими органами принимают участие и потребители при проведении предприятием потребительских конференций (очных и заочных). Очные конференции проводят в предприятиях, обслуживающих постоянные контингенты потребителей, путем социологического опроса (метод интервьюирования). Заочные конференции проводят в общедоступных предприятиях с применением анкет разного содержания. Вопросы анкет могут касаться качества, ассортимента и цены продукции, а также культуры обслуживания. После обработки данных анкет, рассчитывают среднюю балльную оценку продукции. Проведение потребительской конференции оформляется протоколом.