2 Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу
К обслуживающему персоналу предприятия общественного питания относятся: метрдотель (администратор), официант, повар, занимающийся отпуском продукции на раздаче, буфетчик, бармен, кассир, гардеробщик, швейцар, продавец магазина (отдела) кулинарии. Должностные инструкции обслуживающего персонала разрабатывает администрация предприятия с учетом особенностей работы и требований действующего законодательства.
Согласно ГОСТ Р 50935-96 при установлении требований к обслуживающему персоналу учитываются следующие критерии оценки:
уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и умение применять их на практике;
способность к руководству (для метрдотеля);
знание и соблюдение профессиональной этики поведения;
знание нормативных и руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности.
К обслуживающему персоналу предприятий всех типов и классов предъявляют следующие общие требования:
знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего распорядка предприятия;
соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места;
соблюдение требований мер пожарной безопасности, правил охраны труда и техники безопасности;
обладание общей культурой, соблюдение профессиональной этики в процессе обслуживания потребителей, знание требований нормативных документов на продукцию и услуги общественного питания;
повышение квалификации всех категорий работников (не реже одного раза в 5 лет, кроме гардеробщика и швейцара).
Управляющий (менеджер). Любому предприятию необходим управляющий. Это аксиома. Часто можно услышать сакраментальную фразу: «Нашему предприятию нужен толковый управляющий». Понятие толковый, прежде всего, подразумевает конечный продукт, результат управленческого труда. Предприятие толкового управляющего должно представлять собой хорошо отлаженный механизм, работающий как часы: когда гости не томятся в ожидании кого-либо или чего-либо; им всегда рады; встречают при входе; по телефону дают исчерпывающую информацию; обслуживающий персонал и представители администрации демонстрируют знание этикета, персональный сервис, индивидуальную культуру и профессиональную подготовку; не менее 50% столиков предварительно заказаны на вечернее время в пятницу, субботу и воскресенье; банкетный зал забронирован на 3 месяца вперед; в наличии – специальное меню (несколько банкетных, комплексные с фиксированными ценами, детские и вегетарианские); блюда, указанны в меню на иностранном языке (если это бар или ресторан), переведены на русский язык, а также сопровождаются краткой характеристикой; предприятие легко найти благодаря удачно расположенной наружной рекламе и яркой вывеске, причем реклама всегда соответствует реальному предложению; качество предлагаемых услуг стабильно, как и круг постоянных клиентов.
Обо всем этом должен позаботиться управляющий, которому может помочь знание необходимых и обязательных для исполнения функций, порядка служебного взаимодействия, а также прав. Исходя из всего вышесказанного, можно определить обязанности, ответственность и служебное взаимодействие.
Обязанности:
Управление финансовой деятельностью предприятия: контроль работы бухгалтерии (оплата счетов, платежные ведомости, баланс кассовой наличности); подписание счетов поступления денежных средств и уровня продаж; выплата заработной платы; анализ расходов.
Административная работа: составление текущих торгово-административных планов; разработка и организация системы отчетности по выполнению плановых экономических показателей (объем продаж по отдельным позициям ассортимента, объем продаж на официанта/бармена и на бригаду, средний чек на гостя, средний чек от объема продаж на официанта/бармена, нормы затрат по кухне, по бару); результаты инвентаризации; составление необходимых письменных отчетов, отчетов перед учредителями, отчетов от подчиненных; переписка с деловыми партнерами.
Руководство работы с кадрами: прием персонала на работу и увольнение, проведение инструкций, тренингов, аттестаций и мероприятий по повышению квалификации; формирование кадрового резерва; осуществление кадровых перестановок; контроль работы персонала; формирование внутреннего распорядка; составление графика работы по сменам; совершенствование системы поощрений; формирование корпоративной культуры персонала.
Управление маркетингом: общее руководство маркетинговой деятельностью; планирование и организация мероприятий по созданию бренда и продвижения услуг предприятия на рынке; анализ возможностей диверсификации деятельности предприятия.
Оперативное руководство: производством, обслуживанием, техническим обслуживанием, санитарным состоянием, безопасностью.
Ответственность за:
рентабельность предприятия;
выполнение торгово-финансового плана предприятия;
организаторскую работу служб и подразделений предприятия;
привлечение гостей в ресторан;
развитие предприятия.
Права. Управляющий обладает всей полнотой распорядительной власти, включающей административные, финансовые, правовые, хозяйственные и другие аспекты, предоставленные ему учредителем в соответствии с уставом.
Служебное взаимодействие:
Подотчетен в своих действиях учредителям предприятия.
Управляющему подчиняется весь персонал предприятия, если другое не оговорено уставом.
Управляющий взаимодействует с руководителями подразделений и служб предприятий и через них осуществляет управление предприятием и персоналом.
В обслуживании клиента ведущую роль выполняют бармен иофициант. Официант сегодня не только «подавальщик блюд», это профессионал, который может поддержать беседу на любую тему, обладает чувством юмора, владеет хорошими манерами. В процессе обслуживания бармен и официант выступают как представители заведения, от их мастерства зависит, какое впечатление останется у гостя о предприятии. Кроме того, серьезные требования предъявляются к официанту и бармену как продавцу: хорошее знание меню, винной карты (особенно если в ресторане нет сомелье) позволяет им консультировать гостя при выборе заказа и тем самым активно влиять на объем продаж в зале. В зависимости от уровня профессионального мастерства официантам и барменам присваивают 3, 4, и 5 разряд.
Обязанности официанта:
Должен иметь профессиональную подготовку.
Сервировка стола в соответствии со стандартом.
Контроль за чистотой, состоянием и комплектностью приборов, посуды, скатертями, салфетками.
Изучение меню, знание основных и сезонных блюд и напитков, предлагаемых гостям.
Консультирование гостей ресторана об особенностях блюд и напитков, оказание помощи при составлении заказа.
Прием заказов от клиента.
Подача блюд и напитков согласно установленным правилам обслуживания.
Принятие мер в рамках своей компетенции по разрешению проблем, возникших у клиента.
Предоставление счета гостям.
Ответственность за:
состояние и сервировку закрепленных столов;
точность принимаемого заказа;
своевременность и правильность подачи блюд и напитков;
создание атмосферы гостеприимства и культуры обслуживания;
правильность составления счета;
правильность оплаты по счету.
Официант имеет право:
поддерживать общение с гостями, начатое по их инициативе;
напоминать гостям о правилах, установленных в заведении;
напоминать гостям о необходимости расплатиться;
обратиться к метрдотелю во всех случаях, когда он самостоятельно не может принять меры по разрешению жалоб или удовлетворить просьбы гостей.
Служебное взаимодействие:
Официант подчиняется метрдотелю или старшему официанту смены.
Официанту подчиняются помощники официантов и бас-бойз (помощник).
Официант взаимодействует с кухней, баром, кассой, сервизной и другими службами.
Обязанности бармена:
Должен иметь профессиональную подготовку.
Знать основные правила этикета и технику обслуживания потребителей за барной стойкой и в зале.
Знать ассортимент, рецептуры, технологию приготовления, правила оформления и подачи алкогольных, слабоалкогольных коктейлей, напитков, а также закусок, блюд и кондитерских изделий.
Знать правила международного этикета, специфику и технику обслуживания иностранных потребителей (для работающих в барах класса люкс и высший).
Знать иностранный язык международного общения в пределах разговорного минимума.
Знать виды и значения инвентаря, столовой посуды, приборов, оборудования, используемых при приготовлении и отпуске напитков и закусок.
Знать и соблюдать условия и сроки хранения кулинарной продукции и покупных товаров, температурные режимы подачи напитков и закусок.
Знать правила эксплуатации видео- и звуковоспроизводящей аппаратуры.
Знать правила эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями.
10. Знать номера телефонов вызова такси, милиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.
Права и служебное взаимодействие аналогичны служебному взаимодействию официантов.
Сомелье – новая профессия в ресторанном бизнесе. Эту должность рекомендуется вводить в штат сотрудников крупных ресторанов, поскольку объективно возникает необходимость иметь специалиста, способного квалифицированно предложить клиентам вина и другие алкогольные напитки. В соответствии с европейскими стандартами должность сомелье в ресторане по значению уступает лишь шеф-повару. Помимо узкопрофессиональных навыков ему необходимы такие качества, как личное обаяние, коммуникабельность, интеллигентность.
Обязанности:
Должен иметь специальную подготовку.
Составление винной карты ресторана и поддержание в соответствии с ней запаса вин.
Изучение рынка вина и других спиртных напитков.
Выбор поставщиков.
Закупка вина у поставщиков или участие в обсуждении заказываемой партии.
Ответственность за наличие сопроводительной документации и документов, подтверждающих качество вин.
Забота о винном погребе (или другом месте хранения запаса вин).
Подбор и правильное использование посуды для подачи вина.
Рекомендации по выбору вина посетителями и грамотная их подача.
10.Разрешение конфликтных ситуаций.
Права:
дегустировать вино на рабочем месте перед подачей потребителю;
закупать у поставщиков разные сорта и виды вин;
продавать вина посетителям в зале;
давать рекомендации и представлять вина посетителям;
поддерживать общение с гостями, начатое по их инициативе;
обучать персонал ресторана обращению с вином;
принимать участие в разрешении конфликтных ситуаций
Служебное взаимодействие. Сомелье подчиняется менеджеру предприятия или метрдотелю при соответствующем разделении труда и структуре управления.
Метрдотель (администратор зала) является организатором работы в зале. В своей деятельности он руководствуется должностной инструкцией, утвержденной директором предприятия.
Обязанности:
1. Организация процесса обслуживания.
2. Руководство работой официантов, буфетчиков, уборщиц торговых помещений, мойщиков посуды, работников сервизной, резчиков хлеба, швейцаров, гардеробщиков, музыкантов и артистов оркестра;
3. Расстановка официантов по рабочим местам.
4. Составление графиков выхода на работу.
5. Учет рабочего времени обслуживающего персонала.
6. Обеспечение своевременной и правильной подготовки зала к открытию.
7. Проверка наличия меню, карты вин и прейскурантов.
8. Проведение инструктажа обслуживающего персонала перед началом работы.
9. Проверка содержания помещений торговой группы, соблюдение работниками правил личной гигиены.
Встреча гостей и их размещение в зале.
Прием заказа на проведение банкета.
Контроль за соблюдением правил торговли, правильностью оформления счетов официантами.
13. Разрешение конфликтных ситуаций.
Права:
не допускать или отстранять от работы официантов или других работников зала, нарушивших трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка, с сообщением об этом директору;
требовать правильного оформления и надлежащего качества блюд и кулинарных изделий, а в случае их несоответствия требованиям возвращать на производство для замены;
давать предложения по найму и увольнению официантов и других работников торговой группы;
проверять знания официантов и давать заключение об уровне их профессиональной подготовки, вносить предложения о создании аттестационной комиссии по определению квалификации обслуживающего персонала;
осуществлять контроль за обучением, вносить предложения о поощрении и наказании работников зала.
Метрдотель подчиняется менеджеру (управляющему).
- Конспект лекций
- 2 Структура и содержание технологической документации
- 3 Контроль качества услуг и ответственность в сфере потребительского рынка
- Лекция № 12 торговые помещения в предприятиях общественного питания
- Полуфабрикаты
- Кулинарные изделия
- Лекция №13 подготовка зала к обслуживанию посетителей
- Лекция № 14 обслуживающий персонал в предприятиях общественного питания
- 1 Набор и отбор персонала
- 2 Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу
- 3 Формы организации труда официантов
- Лекция № 15 основные принципы приготовления смешанных напитков
- 1 Смешанные напитки: понятие, классификация
- 2 Характеристика смешанных напитков
- Групповые смешанные напитки.
- 3 Посуда для отпуска напитков
- Бренди глас. Используется для подачи коньяка и бренди, иногда для коктейлей типа b & b.
- 2 Обслуживание пассажиров воздушного транспорта
- 3 Обслуживание пассажиров водного транспорта
- 4 Обслуживание пассажиров автомобильного транспорта
- Лекция№17
- Организация питания учащихся образовательных учреждений должна строится с учетом принципов рационального питания:
- Формы производства продукции
- Доставка
- 2 Функции рекламы
- 3 Классификация рекламы
- 3. Критерий сконцентрированности на определенном сегменте аудитории:
- 4. В зависимости от размеров территории, охватываемой рекламной деятельностью:
- 4 Виды и средства торговой рекламы
- Реклама в прессе
- Печатная реклама
- Телевизионная реклама:
- 5 Рекламное обращение
- Основные уровни психологического воздействия рекламы
- Рациональные мотивы
- Эмоциональные мотивы
- Нравственные и социальные мотивы
- 6 Процесс рекламы
- Экзаменационные вопросы