4.Понятие о качестве товаров и факторы, его определяющие. Методы оценки качества.
Качество продукции – совокупность характеристик, относящихся к её способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, называется показателем качества продукции.
Различают несколько групп показателей качества пищевых продуктов.
Показатели назначения объединяют свойства продукции, характеризующие её основные функции и область их применения. К ним относятся органолептические (внешний вид, консистенция, цвет и т.д), физико-химические (массовая доля влаги, жира и т.д.) показатели, а так же показатели, характеризующие требования, предъявляемые к упаковке, фасовке и маркировке.
Показатели транспортабельности отражают степень сохранения данной продукцией потребительских свойств при перевозках.
Показатели сохраняемости (надёжности в потреблении) характеризуют способность продукции не снижать качество в процессе хранения (при соблюдении оптимальных режимов хранения).
Показатели безопасности обеспечивают безопасность пищевой продукции при потреблении человеком.
Эстетические показатели характеризуют привлекательность, информативность оформления продукта, удобство его использования.
Экологические показатели указывают на степень воздействия на окружающую среду вредных средств, образующихся при производстве, транспортировке, хранении или реализации товаров.
Оценка качества пищевых продуктов в торговле может осуществляться в рамках контроля качества («инспекционный надзор»), проверки качества («аудиты») и др.
Контроль может проводиться разрушающим и неразрушающим методами. Первый используется при определении вкуса, внутреннего строения продуктов, их скрытых дефектов. Этим методом определяют физико-химические показатели продукта. Вторым контролируется внешний вид продукта, его консистенция, запах, наличие сорной примеси в крупах и др.
Измерительный метод осуществляется специалистами с помощью специальной аппаратуры, реактивов, посуды. Показатели качества, определяемые этим методом, выражаются в конкретных величинах (миллилитрах, граммах, градусах и т.д.).
Регистрационный метод осуществляется на основе наблюдения. Этим методом определяют дефектные изделия в партии при приёмке, хранении и реализации.
Расчётный метод используется для определения показателей качества.
Органолептический метод применяется при определении значений показателей качества продукции и осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств.
Экспертный метод основывается на решении, принимаемом жкспертной комиссией.
Социологический метод основан на сборе и анализе мнений широкого круга потребителей продукции путём проведения выставок-продаж, дегустаций.
- 2.Химический состав продовольственных товаров. Неорганические и органические вещества, их значение для организма человека, содержание в пищевых продуктах.
- 3.Пищевая и биологическая ценность продовольственных товаров.
- 4.Понятие о качестве товаров и факторы, его определяющие. Методы оценки качества.
- 5. Процессы, происходящие в продовольственных товарах при хранении.
- 6. Понятие о микробиологии и микроорганизмах. Роль микроорганизмов в производстве и сохранении пищевых продуктов.
- 7. Методы консервирования пищевых продуктов.
- 8. Классификация зерновых культур их значение и назначение. Анатомическое строение зерна и его химические свойства.
- 9.Мука: пищевая ценность, классификация, показатели качества, условия хранения.
- 10. Крупа: пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, условия хранения.
- 11. Хлебобулочные изделия(хлебные, булочные, сдобные): пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, условия хранения
- 12. Макаронные изделия: пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, условия хранения
- 13. Классификация свежих фруктов и овощей. Значение их в питании человека. Характеристика основных видов. Условия хранения.
- 14. Продукты переработки плодов и овощей: классификация, ассортимент, показатели качества, хранение.
- 15. Чай и чайные напитки: пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, условия хранения.
- 16. Кофе и кофейные напитки: пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества, условия хранения.
- 18. Алкогольные напитки: сырье, технологии, ассортимент, показатели качества, хранение.
- 19. Винодельческая продукция. Классификация, ассортимент, технологии, показатели качества, хранение.
- 20. Слабоалкогольные и безалкогольные напитки: пищевая ценность, классификация, сырье, технологии, ассортимент, показатели качества, хранение.
- 21. Кондитерские изделия: пищевая ценность, классификация и значение в питании человека.
- 29. Животные жиры:пищ.Ценность,клас-я, ассортимент,сырье, способы получения, пок-ли качества, хранение.
- 30. Переработанные пищ-е жиры:маргарин,спред, майонез. Класс-я, пок-ли качества.
- 31.Пищевая ценность и потребит. Св-ва молока питьевого. Класс-я, ассор-т, пок-ли кач-ва, хранение.
- 32. Кислом. Продукты: пищ цен,класс-я,ассорт-т, способы получ.,пок-ли качества, хранение.
- 33. Сыры: пищ.Цен, клас-я, пок-ли кач, хранение.
- 34. Масло из коровьего молока: пищ цен, класс-я, пок-ли кач-ва, хранение.
- 35. Яйца и яичные товары: пищ.Цен, класс-я, пок-ли кач, хранение
- 41. Классификация промысловых рыб. Живая товарная рыба: показатели качества,хранение.
- 42.Охлажденная и мороженная рыба: пищевая ценность, способы охлождения и замораживания, показатели качества,хранение.
- 43. Солены и копченые рыбные товары: способы посола и копчения, ассортимент, показатели качества, хранение.
- 44.Рыбные консервы и пресервы: пищевая ценность, классификация, ассортимент, показатели качества,хранение.
- 45. Икорные товары: классификация, ассортимент, качество, хранение.