logo
tovarovedenie_Ivankiv_1-7

4.Понятие о качестве товаров и факторы, его определяющие. Методы оценки качества.

Качество продукции – совокупность характеристик, относящихся к её способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, называется показателем качества продукции.

Различают несколько групп показателей качества пищевых продуктов.

Показатели назначения объединяют свойства продукции, характеризующие её основные функции и область их применения. К ним относятся органолептические (внешний вид, консистенция, цвет и т.д), физико-химические (массовая доля влаги, жира и т.д.) показатели, а так же показатели, характеризующие требования, предъявляемые к упаковке, фасовке и маркировке.

Показатели транспортабельности отражают степень сохранения данной продукцией потребительских свойств при перевозках.

Показатели сохраняемости (надёжности в потреблении) характеризуют способность продукции не снижать качество в процессе хранения (при соблюдении оптимальных режимов хранения).

Показатели безопасности обеспечивают безопасность пищевой продукции при потреблении человеком.

Эстетические показатели характеризуют привлекательность, информативность оформления продукта, удобство его использования.

Экологические показатели указывают на степень воздействия на окружающую среду вредных средств, образующихся при производстве, транспортировке, хранении или реализации товаров.

Оценка качества пищевых продуктов в торговле может осуществляться в рамках контроля качества («инспекционный надзор»), проверки качества («аудиты») и др.

Контроль может проводиться разрушающим и неразрушающим методами. Первый используется при определении вкуса, внутреннего строения продуктов, их скрытых дефектов. Этим методом определяют физико-химические показатели продукта. Вторым контролируется внешний вид продукта, его консистенция, запах, наличие сорной примеси в крупах и др.

Измерительный метод осуществляется специалистами с помощью специальной аппаратуры, реактивов, посуды. Показатели качества, определяемые этим методом, выражаются в конкретных величинах (миллилитрах, граммах, градусах и т.д.).

Регистрационный метод осуществляется на основе наблюдения. Этим методом определяют дефектные изделия в партии при приёмке, хранении и реализации.

Расчётный метод используется для определения показателей качества.

Органолептический метод применяется при определении значений показателей качества продукции и осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств.

Экспертный метод основывается на решении, принимаемом жкспертной комиссией.

Социологический метод основан на сборе и анализе мнений широкого круга потребителей продукции путём проведения выставок-продаж, дегустаций.