§ 2. Характеристика типов предприятий общественного питания
В основу типизации предприятий общественного питания положен ассортимент реализуемых изделий, формы обслуживания, характер их торгово-производственной деятельности. В зависимости от этого их делят на столовые, рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты, магазины кулинарии, специализированные цехи, кулинарные фабрики, фабрики-заготовочные и т.д.
Столовая - предприятие общественного питания для обслуживания определенного контингента потребителей с разнообразным ассортиментом продукции собственного производства и покупных товаров, в котором еда может предоставляться в виде скомплектованных рационов питания. Функционирует, как правило, по месту работы потребителей, в учебных заведениях, военных подразделениях, лечебных и оздоровительных заведениях, отделениях больниц, заведениях социальной поддержки малообеспеченных слоев населения и т.д. В столовых могут функционировать залы оздоровительного, лечебного и лечебно-профилактического назначения. В качестве специализированных столовых различают диетические столовые.
В столовых ассортимент блюд и кулинарных изделий позволяет составить меню завтрака, обеда и ужина. Их характерной особенностью является массовое приготовление блюд. В этих предприятиях применяют самообслуживание.
Столовые обслуживают население различных возрастных групп и профессий. В студенческих, школьных, рабочих столовых, в том числе для рабочих и служащих гостиницы, реализуют комплексные виды питания- завтраки, обеды, ужины, меню которых составлено с учетом рекомендуемых физиологических норм потребления пищевых продуктов, утвержденных для соответствующих профессиональных и возрастных групп потребителей.
Важное значение имеют диетические столовые, в которых организуется питание трудящихся с различными хроническими заболеваниями с учетом особенностей и научно-гигиенических норм питания.
На городских магистралях, в жилых районах, в местах отдыха организуют общедоступные столовые. Самые благоустроенные из них вечером могут работать как вечерние кафе или рестораны.
В общедоступных столовых посетителям предлагают свободный выбор блюд (приложение 1). Наряду с этим для ускорения обслуживания организуют реализацию комплексных завтраков, обедов или ужинов. В частности, так может быть организовано питание групп туристов по удешевленным и школьным турам.
В торговом зале столовой может быть установлен буфет, ассортимент которого составляют фруктовые и минеральные воды, соки, тонизирующие и прохладительные напитки, квас, пиво (в общедоступной столовой); чайные столы с горячими напитками, кондитерскими изделиями, бутербродами, соками, кисломочными продуктами; витаминные столы с натуральными овощами, фруктами, соками, салатами. Общедоступные столовые относятся ко второй категории, остальные — к третьей.
Кроме перечисленных особенностей столовые разной категории различаются уровнем материально-технического оснащения.
В столовых второй категории используют столовые приборы из нержавеющей стали, фарфоровую посуду не ниже четвертой группы художественной разделки, сортовую посуду, изготовленную из выдувного, реже закаленного стекла. В столовой третьей категории используют приборы из нержавеющей стали или алюминия, посуду из фарфора без художественной разделки, сортовую посуду из закаленного и прессованного стекла.
В столовых третьей категории используют преимущественно шести-, восьмиместные столы. В столовых второй категории столы подбирают в таком соотношении: количество мест за двухместными столами должно составлять 5 %, четырехместными - 80, шестиместными - 15.
Ресторан - предприятие общественного питания с разнообразным ассортиментом блюд сложного приготовления собственного производства, включающим заказные и фирменные блюда и покупных товаров (вино-водочные, табачные и кондитерские изделия), повышенным уровнем обслуживания и комфорта в сочетании с организацией отдыха и досуга потребителей. «Ресторан» от франц. «restaurants» - укрепляющий, восстанавливающий. По времени обслуживания рестораны делятся на: быстрого обслуживания и обычные; по методам обслуживания - обслуживания официантами и самообслуживания. Различают специализированные рестораны: рыбный ресторан, ресторан национальной кухни и т.д. (приложение 1).
Посетителей в ресторане обслуживают официанты. Учитывая, что в ресторанах питаются иностранные туристы, обслуживающий персонал должен знать один иностранный язык в пределах разговорного минимума.
В ресторанах постоянно организуют встречи различных праздников, тематические вечера, консультации населения по технологии приготовления блюд и сервировке стола. Вечером оркестр исполняет танцевальную музыку. В некоторых ресторанах организуют эстрадные выступления.
Блюда и напитки приготавливают высококвалифицированные повара, обслуживанием посетителей заняты хорошо подготовленные официанты.
Торговые помещения оборудованы с комфортом.
Рестораны, за исключением тех, которые обслуживают пассажиров железнодорожного, водного, авиа- и автотранспорта, имеют названия, например, “Фигаро”, “Москва”, “Савойя”, “Националь” и др. Название обычно отражает специфику оформления торговых помещений предприятия и особенности ассортимента блюд и напитков.
Рестораны имеют категории люкс, высшую, первую, вторую. К категории люкс относятся современные, тематические и национальные рестораны, расположенные в местах исторических и архитектурных памятников, заповедных зонах, административных и зрелищных комплексах, на курортах.
Рестораны высшей категории размещают в общественных, административных зданиях и зрелищных комплексах, на курортах, в гостиницах высшего разряда, крупных аэровокзалах; первой категории - в общественных, административных и зрелищных комплексах, на курортах, в гостиницах, на вокзалах и пристанях. Рестораны второй категории создают на базе столовой второй категории как вечерний ресторан.
Ресторан-бар - разновидность ресторана, в состав которого входит бар, торговый зал которого совместный с торговым залом ресторана или барная стойка размещена в торговом зале ресторана.
Ресторан по специальным заказам (catering) - это предприятие общественного питания, предназначенное приготавливать и поставлять пищу и организовывать потребление ее в других местах по специальным заказам. Такие заведения могут обслуживать банкеты, фирменные приемы, деловые встречи, свадьбы, юбилеи и другие праздники в залах, офисах, на природе, под тентами и т.д.
Бар - предприятие общественного питания, в котором продажа алкогольных, безалкогольных, смешанных напитков и блюд к ним, а также покупных товаров осуществляется через барную стойку. В барах реализуются напитки и закуски. Они могут быть общего назначения и специализированные. Различают специализированные бары: винный, пивной, молочный, витаминный, коктейль-бар и т.д.
В барах категории люкс, высшей и первой посетителей в зале обслуживают официанты, за барной стойкой — бармены, в барах второй категории в зале применяется самообслуживание, за барной стойкой посетителей обслуживает бармен, за буфетным прилавком — буфетчик.
В барах категории люкс количество мест за барной стойкой составляет не менее 50 % числа мест за столами, высшей категории — не менее 25, первой категории — не менее 20. В барах категории люкс и высшей на каждое место за барной стойкой предусматривается не менее 0,8 м длины стойки, первой и второй категории — 0,6. Соотношение мест за различными столами в барах категории люкс такое же, как и в ресторанах категории люкс; в барах высшей категории, % : за двухместными столами—80; четырехместными — 20; первой категории — за двухместными — 15 и четырехместными — 85; второй категории — за двухместными — 10 и четырехместными — 90.
В барах различной категории правила обеспечения посудой, мебелью, средствами рекламы, музыкальное обслуживание такие же, как и в ресторанах соответствующих категорий.
Кафе – разновидность ресторана с ограниченным ассортиментом блюд сложного приготовления, с широким ассортиментом блюд несложного приготовления, булочных, кондитерских изделий и напитков, вино-водочных напитков, кисломолочные продукты и покупных товаров, в котором применяется самообслуживание или обслуживание официантами (приложение 2). Кафе призваны быстро обслужить посетителей. В пределах ассортиментного минимума здесь готовят бульоны, вторые блюда несложного приготовления, а также холодные и горячие закуски. Различают специализированные кафе: кафе-пекарня, кафе-кондитерская, кафе-мороженое, кафе-молочное, кафе-бар, чайный салон, кофейня, и т.д.
Большинство кафе являются общедоступными предприятиями второй категории и работают по методу самообслуживания. Их торговые залы оборудуются двух- и четырехместными столами, за которыми принимают пищу сидя; или же высокими круглыми, треугольными столами, за которыми пищу принимают стоя.
В кафе высшей и первой категории, а также в вечерних и молодежных посетителей обслуживают официанты. Посетителей в них обслуживают официанты. Здесь реализуются соответствующие алкогольные напитки.
К оформлению торговых залов предъявляются повышенные требования, форма официантов должна соответствовать общему стилю, принятому в закусочной если представлена русская кухня (“Блинная”), то соответственно в одежде и интерьере должны быть использованы русские национальные мотивы, если украинская кухня (“Шинок”) — украинские.
Кофейня – разновидность кафе с разнообразным ассортиментом кофе.
Кафе-бар – разновидность кафе, в состав которого входит бар, торговый зал которого совместный с торговым залом кафе, или барная стойка размещена в торговом зале кафе.
- А. Т. Васюкова
- I. Основы товароведения пищевых продуктов
- 1. Товароведно-технологическая характеристика овощей и грибов
- § 1. Характеристика пищевой ценности овощей
- § 2. Структура растительных тканей
- § 3. Физические свойства овощей и плодов
- § 4. Полуфабрикаты из овощей, выпускаемые пищевой промышленностью
- § 5. Изменения, происходящие в овощах при механической обработке
- 2. Крупы, зернобобовые и макаронные изделия
- § 1. Товароведно-технологическая характеристика круп, зернобобовых и макаронных изделии
- § 2. Производство хлебобулочных изделий в России
- Производство хлебобулочных изделий
- § 3. Изготовление мучных изделий из пресного или дрожжевого теста
- § 4. Подготовка основного сырья для приготовления дрожжевого теста
- § 5. Дефекты хлебобулочных изделий и пути их устранения
- 3. Мясо и мясные продукты
- § 1. Влияние предубойной выдержки и операций первичной переработки скота на качество мяса и товарный вид туш
- § 2. Влияние морфологического состава мяса на его качество
- § 3. Химический состав и пищевое значение мяса
- § 4. Битая домашняя птица
- § 5. Мясо пернатой дичи
- § 6. Мясо кроликов
- § 7. Сохранение качества мяса, птицы и субпродуктов во время транспортирования
- § 8. Изменение массы и качества мяса, птицы и субпродуктов во время хранения
- 4. Рыба и рыбные продукты
- § 1. Массовый состав и рациональное использование рыб
- § 2. Химический состав рыб
- § 4. Использование замораживания при длительном хранении рыбы
- § 6. Посол рыбы
- Характеристика соленых рыбных товаров.
- 6.4. Пороки соленых товаров
- § 7. Вяление и сушка рыбы
- § 8. Копчение рыбы
- § 10. Технология производства икры
- Икра осетровых рыб. Осетровую икру получают из белуги, севрюги, осетра, калуги.
- Зернистая пастеризованная - готовят из свежего зерна белуги, осетра, севрюги или соленой баночной зернистой икры 1-й сорт и 2-й сорт.
- Икра прочих рыб. Из частиковых рыб (сазана, воблы, леща, щуки и др.), тресковых, сельдевых, кефалевых и минтая. Вырабатывают:
- § 11. Нерыбное водное сырье
- Переработка иглокожих. К иглокожим относятся: трепанги, кукумария, морской ёж.
- II. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены
- Пищевые вещества и их значение
- Углеводы – это главные источники энергии для человеческого организма, которая высвобождается в ходе углеводного обмена.
- § 2. Рациональное сбалансированное питание
- Режим питания
- § 3. Особенности построения питания у детей отдельных возрастных групп и подростков
- § 4. Санитарные требования к кулинарной обработке блюд и режиму питания детей и подростков
- § 5. Санитарно-гигиенические требования к безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов
- § 6. Требования к устройству предприятий общественного питания
- § 7. Санитарные требования к содержанию предприятий общественного питания
- § 8. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
- § 9. Санитарные требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей
- § 10. Гигиена и санитария труда работников общественного питания
- § 11. Личная гигиена работников предприятий общественного питания
- § 12. Пищевые отравления
- III. Кулинария
- Приёмы кулинарной обработки сырья и полуфабрикатов
- 2. Обработка овощей и приготовление полуфабрикатов
- § 1. Механическая обработка овощей
- § 2. Механическая обработка десертных овощей и грибов
- § 3. Производство полуфабрикатов из овощей высокой степени готовности
- 3. Технологическая схема механической обработки мяса в заготовочных предприятиях общественного питания
- § 1. Производство полуфабрикатов и их характеристика
- § 2. Технологическая схема приготовления полуфабрикатов из рубленого мяса и котлетной массы
- § 3. Производство полуфабрикатов из птицы и дичи
- Механическая обработка рыбы с костным скелетом
- § 1. Производство полуфабрикатов из рыбы: порционные, мелкокусковые, котлетная и кнельная масса и изделия из неё
- § 2. Механическая обработка осетровых пород рыбы
- Тепловая обработка продуктов
- § 1. Консервирование пищевых продуктов
- § 2. Изменение основных пищевых веществ при кулинарной обработке пищевых продуктов
- 6. Кулинарная характеристика блюд
- § 1. Тепловая обработка овощей
- § 2. Технология приготовления блюд из овощей Технология приготовления блюд из отварных и припущенных овощей
- Технология приготовления блюд из тушеных и запеченных овощей
- § 3. Технология приготовления блюд из свежих, сушеных и консервированных грибов
- § 4. Технология приготовления блюд из рыбы
- § 5. Технология приготовления блюд из морепродуктов
- § 6. Технология приготовления вторых блюд из мяса
- § 7. Технология приготовления блюд из птицы и дичи
- 7. Тепловая обработка круп, зернобобовых и макаронных изделий
- IV. Охрана труда на предприятиях общественного питания
- 2. Требования противопожарной безопасности на предприятиях общественного питания
- § 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие противопожарную безопасность на предприятиях общественного питания
- § 2. Противопожарные мероприятия при организации обслуживания потребителей
- § 3. Противопожарные мероприятия в складской и производственной группе помещений
- V. Оборудование, используемое на предприятиях общественного питнаия
- 1. Механическое оборудование предприятии общественного питания
- § 2. Машины для обработки картофеля и овощей
- § 3. Машины для обработки мяса, рыбы
- § 4. Машины для приготовления теста и кремов
- § 5. Машины для нарезки хлеба, гастрономических продуктов и масла
- 2. Тепловое оборудование
- Характеристика тепловых аппаратов
- § 1. Теплогенерирующие устройства
- § 2. Варочное оборудование
- § 3. Жарочно-пекарное оборудование
- § 4. Водогрейное оборудование
- § 5. Оборудование для раздачи пищи
- § 6. Общие правила эксплуатации теплового оборудования
- Холодильное оборудование
- § 1. Типы холодильников
- § 1. Сборно-щитовые камеры
- § 2. Холодильные шкафы
- § 3. Охлаждаемые прилавки и витрины
- § 4. Холодильники и льдогенераторы
- § 5. Общие правила эксплуатации холодильного оборудования
- VI. Организация производства предприятий общественного питания
- 1. Функции общественного питания
- § 1. Классификация предприятий общественного питания
- § 2. Характеристика типов предприятий общественного питания
- Кафе-пекарня - разновидность кафе, отличительной особенностью которого является производство и реализация хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на месте.
- § 3. Принципы размещения предприятий общественного питания
- 2. Организация продовольственного снабжения
- § 1. Организация материально-технического снабжения
- § 2. Характеристика складского хозяйства
- Условия хранения продовольственных товаров
- § 3. Весоизмерительное оборудование
- Классификация торговых весов
- 3. Общие требования к организации производства
- § 1. Организация работы овощного цеха
- § 2. Организация работы мясорыбного цеха
- Режимы хранения мясных и рыбных полуфабрикатов
- § 3. Организация работы горячего цеха
- § 4. Организация работы холодного цеха
- § 5. Организация работы кондитерского цеха
- § 6. Организация работы раздаточных
- Состав линии прилавков самообслуживания
- 4. Организация обслуживания посетителей
- § 1. Торговые помещения
- § 2. Торговая мебель
- § 3. Буфеты
- § 4. Бары
- § 5. Кассовый зал
- § 6. Моечная столовой посуды
- 5. Значение меню и прейскуранта в оперативном планировании работы предприятия
- § 1. Составление меню
- § 2. Меню со свободным выбором блюд
- § 3. Особенности составления меню в предприятиях общественного питания разных типов
- § 4. Меню дневного рациона питания
- § 5. Меню банкетное
- § 6. Оформление меню и карты вин
- Холодные закуски
- Вторые блюда
- Сладкие блюда
- Кондитерские изделия
- § 7. Общие принципы оформления блюд
- Классификация форм обслуживания
- § 1. Организация обслуживания в буфетах
- § 2. Применение кассовых систем в производственной деятельности предприятий общественного питания
- § 3. Организация работы с посетителями
- § 4.Обслуживание оборудования и программное обеспечение
- § 5. Организация производственной деятельности и рекламы
- Приложение 3 Характеристика тепловых аппаратов
- Приложение 4