1. Функции общественного питания
Общественное питание - специфическая отрасль народного хозяйства, осуществляющая производство, реализацию и организацию потребления продуктов питания. Последние две функции, выполняемые предприятиями общественного питания, объединяют понятием организация обслуживания.
Ресторанное хозяйство (общественное питание) - вид экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности по предоставлению услуг относительно удовлетворения потребностей потребителей в питании с организацией досуга или без него. Субъекты хозяйственной деятельности осуществляют деятельность в ресторанном хозяйстве через заведения общественного питания. Предприятия общественного питания выпускают продукцию собственного производства: кулинарную, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, производимые и продаваемые в данном предприятии. Эти предприятия реализуют и покупные товары. Покупной товар – это товар, приобретаемый предприятием общественного питания с целью перепродажи потребителям без кулинарной обработки.
Предприятие общественного питания - организационно-структурная единица в сфере общественного питания, которая осуществляет производственно-торговую деятельность: вырабатывает и/или доготавливает, продает и организовывает потребление продукции собственного производства и покупных товаров, может организовывать досуг потребителей. Предприятия общественного питания размещаются в отдельно стоящем капитальном зданий или в специально оборудованном для приема пищи помещении другого капитального или некапитального здания: производственных предприятий, учреждений, учебных, лечебных, оздоровительных заведений, гостиниц, магазинов, заведений культуры или в вагонах железнодорожного, салонах авиа-, авто- и водного пассажирского транспорта и т.д.
Функции производства сближают предприятия общественного питания с предприятиями пищевой промышленности; функции реализации - с предприятиями розничной торговли. Организация потребления продуктов питания является специфической функцией общественного питания, которая не присуща другим отраслям народного хозяйства.
Сочетание функций производства, реализации продуктов питания и организации их потребления, характерное для предприятий общественного питания, усложняет их работу, по сравнению с предприятиями торговли и пищевой промышленности, прежде всего потому, что для обеспечения ритмичной работы предприятия необходима координация деятельности всех его звеньев: торгового зала, раздаточной, производства вспомогательных служб (складского, тарного, транспортного хозяйства и др.).
При этом предприятия стремятся решить главную задачу, стоящую перед отраслью — наиболее полно удовлетворить потребности различных групп населения в продуктах питания в соответствии с требованиями научно обоснованного сбалансированного питания. В зависимости от типа предприятия посетителям может быть предложен различный ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий. Но даже в тех предприятиях, в которых реализуются комплексные виды питания, ассортимент выпускаемой продукции более широк, чем в предприятиях пищевой промышленности, так как включает не только несколько групп блюд, но и меняется по дням недели. Для приготовления блюд, напитков, кондитерских изделий требуется широкий ассортимент сырья, полуфабрикатов, готовой продукции. Все это усложняет работу предприятий общественного питания, требует постоянной оперативной связи с поставщиками, подготовки кадров, обладающих глубокими знаниями технологии приготовления продукции, реализуемой в предприятиях общественного питания.
Основная продукция, выпускаемая предприятиями общественного питания, имеет кратковременные сроки хранения и поэтому ее готовят партиями с учетом графика реализации.
Изучение графика реализации готовой продукции занимает важное место в работе той части персонала, которая организует процесс обслуживания потребителей. Сложность решения этого вопроса обусловлена тем, что поток потребителей в предприятиях общественного питания неравномерен по дням недели и часам торговли в течение одного дня.
Работу предприятия необходимо строить так, чтобы в часы “пик” на производстве и в торговом зале присутствовало наибольшее количество работников, чтобы выпуск продукции обеспечивал бесперебойное обслуживание потребителей в соответствии со сложившимся спросом.
Рациональная организация обслуживания посетителей обеспечивается оказанием комплекса различных услуг, которые по своему характеру делятся на материально-бытовые, торговые и культурно-массовые.
Материально-бытовые услуги связаны с реализацией блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий, доставкой их на дом по заказам потребителей, сервировкой и подачей блюд, сбором посуды, ее мойкой. Они могут быть предоставлены как в предприятиях общественного питания, так и на рабочих местах рабочих и служащих, в номерах гостиниц.
К торговым относятся услуги, обеспечивающие покупку товаров. Для этого блюда и кулинарные изделия снабжают ценниками, у входа в торговый зал и на раздаче вывешивают меню, используют световые табло и другие виды информации. К торговым относятся и услуги, призванные экономить время посетителей. Это рациональная система приема заказа и расчета с посетителями, продуманное размещение продукции на раздаточной и в буфете, комплексное товарное их обеспечение, прием предварительных заказов. В процессе непосредственного обслуживания персонал информирует покупателей о полезных свойствах блюд и напитков, порядке составления меню, консультирует по вопросам сервировки праздничного стола и т. д.
Культурно-массовые услуги связаны с удовлетворением интеллектуальных и эстетических запросов посетителей. К ним относятся различные музыкальные программы, концерты, вечера, встречи с интересными людьми и другие мероприятия, проводимые в предприятиях общественного питания.
В зависимости от комплекса услуг, предоставляемых посетителям, различают два вида обслуживания: обслуживание с потреблением продукции в торговом зале и обслуживание с доставкой пищи в номера гостиницы, в места досуга туристов.
Виды обслуживания делятся на методы: обслуживание официантами, самообслуживание, комбинированное. При обслуживании официантами большинство операций выполняет персонал ресторана, кафе, бара; при самообслуживании — посетители кафе, баров, столовых, буфетов. Для комбинированного характерно сочетание обслуживания официантами и самообслуживания. Оно может применяться в кафе, барах.
Метод самообслуживания и обслуживания официантами делится на формы по следующим признакам: по полноте обслуживания, способу расчета с посетителями, организации труда обслуживающего персонала.
При доставке пищи в номера гостиницы посетителей обслуживают официанты. Доставка дорожных наборов для организации питания в пути осуществляется транспортом, на котором путешествуют туристы. Они обеспечиваются индивидуальными наборами продуктов.
- А. Т. Васюкова
- I. Основы товароведения пищевых продуктов
- 1. Товароведно-технологическая характеристика овощей и грибов
- § 1. Характеристика пищевой ценности овощей
- § 2. Структура растительных тканей
- § 3. Физические свойства овощей и плодов
- § 4. Полуфабрикаты из овощей, выпускаемые пищевой промышленностью
- § 5. Изменения, происходящие в овощах при механической обработке
- 2. Крупы, зернобобовые и макаронные изделия
- § 1. Товароведно-технологическая характеристика круп, зернобобовых и макаронных изделии
- § 2. Производство хлебобулочных изделий в России
- Производство хлебобулочных изделий
- § 3. Изготовление мучных изделий из пресного или дрожжевого теста
- § 4. Подготовка основного сырья для приготовления дрожжевого теста
- § 5. Дефекты хлебобулочных изделий и пути их устранения
- 3. Мясо и мясные продукты
- § 1. Влияние предубойной выдержки и операций первичной переработки скота на качество мяса и товарный вид туш
- § 2. Влияние морфологического состава мяса на его качество
- § 3. Химический состав и пищевое значение мяса
- § 4. Битая домашняя птица
- § 5. Мясо пернатой дичи
- § 6. Мясо кроликов
- § 7. Сохранение качества мяса, птицы и субпродуктов во время транспортирования
- § 8. Изменение массы и качества мяса, птицы и субпродуктов во время хранения
- 4. Рыба и рыбные продукты
- § 1. Массовый состав и рациональное использование рыб
- § 2. Химический состав рыб
- § 4. Использование замораживания при длительном хранении рыбы
- § 6. Посол рыбы
- Характеристика соленых рыбных товаров.
- 6.4. Пороки соленых товаров
- § 7. Вяление и сушка рыбы
- § 8. Копчение рыбы
- § 10. Технология производства икры
- Икра осетровых рыб. Осетровую икру получают из белуги, севрюги, осетра, калуги.
- Зернистая пастеризованная - готовят из свежего зерна белуги, осетра, севрюги или соленой баночной зернистой икры 1-й сорт и 2-й сорт.
- Икра прочих рыб. Из частиковых рыб (сазана, воблы, леща, щуки и др.), тресковых, сельдевых, кефалевых и минтая. Вырабатывают:
- § 11. Нерыбное водное сырье
- Переработка иглокожих. К иглокожим относятся: трепанги, кукумария, морской ёж.
- II. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены
- Пищевые вещества и их значение
- Углеводы – это главные источники энергии для человеческого организма, которая высвобождается в ходе углеводного обмена.
- § 2. Рациональное сбалансированное питание
- Режим питания
- § 3. Особенности построения питания у детей отдельных возрастных групп и подростков
- § 4. Санитарные требования к кулинарной обработке блюд и режиму питания детей и подростков
- § 5. Санитарно-гигиенические требования к безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов
- § 6. Требования к устройству предприятий общественного питания
- § 7. Санитарные требования к содержанию предприятий общественного питания
- § 8. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
- § 9. Санитарные требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей
- § 10. Гигиена и санитария труда работников общественного питания
- § 11. Личная гигиена работников предприятий общественного питания
- § 12. Пищевые отравления
- III. Кулинария
- Приёмы кулинарной обработки сырья и полуфабрикатов
- 2. Обработка овощей и приготовление полуфабрикатов
- § 1. Механическая обработка овощей
- § 2. Механическая обработка десертных овощей и грибов
- § 3. Производство полуфабрикатов из овощей высокой степени готовности
- 3. Технологическая схема механической обработки мяса в заготовочных предприятиях общественного питания
- § 1. Производство полуфабрикатов и их характеристика
- § 2. Технологическая схема приготовления полуфабрикатов из рубленого мяса и котлетной массы
- § 3. Производство полуфабрикатов из птицы и дичи
- Механическая обработка рыбы с костным скелетом
- § 1. Производство полуфабрикатов из рыбы: порционные, мелкокусковые, котлетная и кнельная масса и изделия из неё
- § 2. Механическая обработка осетровых пород рыбы
- Тепловая обработка продуктов
- § 1. Консервирование пищевых продуктов
- § 2. Изменение основных пищевых веществ при кулинарной обработке пищевых продуктов
- 6. Кулинарная характеристика блюд
- § 1. Тепловая обработка овощей
- § 2. Технология приготовления блюд из овощей Технология приготовления блюд из отварных и припущенных овощей
- Технология приготовления блюд из тушеных и запеченных овощей
- § 3. Технология приготовления блюд из свежих, сушеных и консервированных грибов
- § 4. Технология приготовления блюд из рыбы
- § 5. Технология приготовления блюд из морепродуктов
- § 6. Технология приготовления вторых блюд из мяса
- § 7. Технология приготовления блюд из птицы и дичи
- 7. Тепловая обработка круп, зернобобовых и макаронных изделий
- IV. Охрана труда на предприятиях общественного питания
- 2. Требования противопожарной безопасности на предприятиях общественного питания
- § 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие противопожарную безопасность на предприятиях общественного питания
- § 2. Противопожарные мероприятия при организации обслуживания потребителей
- § 3. Противопожарные мероприятия в складской и производственной группе помещений
- V. Оборудование, используемое на предприятиях общественного питнаия
- 1. Механическое оборудование предприятии общественного питания
- § 2. Машины для обработки картофеля и овощей
- § 3. Машины для обработки мяса, рыбы
- § 4. Машины для приготовления теста и кремов
- § 5. Машины для нарезки хлеба, гастрономических продуктов и масла
- 2. Тепловое оборудование
- Характеристика тепловых аппаратов
- § 1. Теплогенерирующие устройства
- § 2. Варочное оборудование
- § 3. Жарочно-пекарное оборудование
- § 4. Водогрейное оборудование
- § 5. Оборудование для раздачи пищи
- § 6. Общие правила эксплуатации теплового оборудования
- Холодильное оборудование
- § 1. Типы холодильников
- § 1. Сборно-щитовые камеры
- § 2. Холодильные шкафы
- § 3. Охлаждаемые прилавки и витрины
- § 4. Холодильники и льдогенераторы
- § 5. Общие правила эксплуатации холодильного оборудования
- VI. Организация производства предприятий общественного питания
- 1. Функции общественного питания
- § 1. Классификация предприятий общественного питания
- § 2. Характеристика типов предприятий общественного питания
- Кафе-пекарня - разновидность кафе, отличительной особенностью которого является производство и реализация хлебобулочных и мучных кондитерских изделий на месте.
- § 3. Принципы размещения предприятий общественного питания
- 2. Организация продовольственного снабжения
- § 1. Организация материально-технического снабжения
- § 2. Характеристика складского хозяйства
- Условия хранения продовольственных товаров
- § 3. Весоизмерительное оборудование
- Классификация торговых весов
- 3. Общие требования к организации производства
- § 1. Организация работы овощного цеха
- § 2. Организация работы мясорыбного цеха
- Режимы хранения мясных и рыбных полуфабрикатов
- § 3. Организация работы горячего цеха
- § 4. Организация работы холодного цеха
- § 5. Организация работы кондитерского цеха
- § 6. Организация работы раздаточных
- Состав линии прилавков самообслуживания
- 4. Организация обслуживания посетителей
- § 1. Торговые помещения
- § 2. Торговая мебель
- § 3. Буфеты
- § 4. Бары
- § 5. Кассовый зал
- § 6. Моечная столовой посуды
- 5. Значение меню и прейскуранта в оперативном планировании работы предприятия
- § 1. Составление меню
- § 2. Меню со свободным выбором блюд
- § 3. Особенности составления меню в предприятиях общественного питания разных типов
- § 4. Меню дневного рациона питания
- § 5. Меню банкетное
- § 6. Оформление меню и карты вин
- Холодные закуски
- Вторые блюда
- Сладкие блюда
- Кондитерские изделия
- § 7. Общие принципы оформления блюд
- Классификация форм обслуживания
- § 1. Организация обслуживания в буфетах
- § 2. Применение кассовых систем в производственной деятельности предприятий общественного питания
- § 3. Организация работы с посетителями
- § 4.Обслуживание оборудования и программное обеспечение
- § 5. Организация производственной деятельности и рекламы
- Приложение 3 Характеристика тепловых аппаратов
- Приложение 4