Лекция № 1 Товароведение как наука о товарах.
Товароведение – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качества товаров и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуры.
Объектом товароведения является товар - продукт труда, произведенный для купли – продажи.
Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.
Потребительная стоимость – это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. ее полезность как предмета потребления (хлеб, одежда и др.). Потребительная стоимость проявляется лишь в пользовании или потреблении.
Стоимость товара – овеществленный в товаре общественный труд производителей. Величина стоимости отдельных товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство и измеряется рабочим временем.
Потребительная стоимость присуща всем предметам труда, в зависимости от характера потребления она может быть индивидуальной и общественной.
Индивидуальной называют потребительную стоимость продуктов труда, произведенных для личного потребления.
Общественной потребительной стоимостью обладают товары, созданные для удовлетворения общественных потребностей для продажи.
Общественная потребительная стоимость может быть единичной и совокупно-общественной.
Единичная общественная потребительная стоимость присуща единице товара определенного вида она удовлетворяет потребности одного человека или семьи.
Совокупно-общественная потребительная стоимость удовлетворяет потребности конкретного контингента людей или всего общества.
Совокупно-общественной потребительной стоимости присуща не только качественная, но и количественная определенность. Между потребительной стоимость и качеством товара существует определенная взаимосвязь.
Потребительная стоимость выражает полезность вещи вообще, а качество характеризует его способность удовлетворять конкретную потребность.
Выше изложенное указывает, что предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает запросам потребителей, то он не будет востребован.
Основными задачами товароведения как науки являются:
выявление и исследование общих закономерностей формирование и проявление потребительной стоимости товаров на современном этапе развития общества;
исследование и дальнейшая разработка методов и средств управления ассортиментом и качеством товаров;
исследование закономерностей формирования и прогнозирования ассортимента товаров;
совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;
изучение потребительских свойств товаров новых видов сырья и материалов.
Товароведение потребительских товаров включает: общую часть и частное товароведение.
Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения, и в ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров.
Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низких ступеней.
- Лекция № 1 Товароведение как наука о товарах.
- Принципы товароведения.
- Лекция № 2
- Глюкоза содержится в ягодах, плодах, незначительное количество (0,1%) в крови человека и животных. Она имеет сладкий вкус, хорошо усваивается организмом человека.
- Витамины.
- Ферменты.
- Прочие вещества пищевых продуктов.
- Лекция № 3
- Кодирование товаров.
- Ассортимент товаров.
- Лекция № 4 Потребительские свойства товаров, требования предъявляемые к товарам
- Требования, предъявляемые товарам.
- Факторы, формирующие потребительские свойства товаров
- Факторы, влияющие на сохранение потребительских свойств товаров.
- Физико-химические факторы.
- Механические факторы.
- Биологические факторы.
- Лекция № 5 Тара и упаковочные материалы
- Требование к таре и упаковке.
- Классификация тары и упаковки.
- Лекция № 6 понятие о качестве продовольственных товаров и его показатели
- Физические свойства продовольственных товаров
- Факторы, влияющие на качество продовольственных товаров.
- Дефекты продовольственных товаров
- Лекция № 7 Основы хранения и консервирования пищевых продуктов
- Методы обработки мяса при консервировании
- Мясные консервы. Определение, техпроцесс и методы консервирования при производстве мясных консервов.
- Классификация мясных консервов
- Требования к качеству консервов
- Упаковка и маркировка
- Хранение консервов
- Лекция № 9 макаронные изделия Технологические свойства муки
- Улучшители выпускаются с разными по цвету этикетками в зависимости от содержания красителя: белая – без красителя; желтая – пониженное; оранжевая – нормальное; красное – повышенное.
- Фигурные изделия (рис. 4) могут выпускаться любой формы и размеров, но максимальная толщина какой-либо части в изломе не должна превышать: для прессованных изделий 3 мм, для штампованных – 1,5 мм.
- Лекция № 10
- Свежие плоды
- Механические повреждения.
- Технология получения сахара-песка
- Дефекты
- Карамельные изделия
- Лекция № 14 Конфетные изделия
- Шоколад
- Лекция № 16 Напитки, вино-водочные изделия Виноградные вина
- Натуральные вина
- Специальные вина
- Ароматизированные вина
- Вина, насыщенные диоксидом углерода
- Лекция № 17 Коньяк (бренди)
- Лекция № 18
- Получение растительных масел
- Ассортимент и характеристика растительных масел
- Лекция № 19
- Лекция № 20
- Лекция № 21 товароведная характеристика рыбы Живая товарная рыба
- Охлажденная и мороженая рыба