logo
Пособие

4.10 Прейскурант покупной продукции. Карта вин

Прейскурант покупной продукции – это перечень покупных цен за единицу. Кроме того, в прейскуранте указывается вместимость или масса товаров в упаковке. В него включают безалкогольные напитки, вино-водочные изделия, кондитерские изделия, фрукты и табачные изделия.

В последнее время в России все больше используют в ресторанах и барах карты вин.

Примерное расположение в карте вин следующее:

Иногда в карте вин указываются кондитерские изделия и фрукты

Как правило, в прейскуранте имеются 4 графы: наименование напитка, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, цена за 100 гр.

Карта вин в ресторанах играет большое значение. Она помогает избежать лишних вопросов от посетителей типа: « Это белое или красное вино?» и т.п.

Советы по составлению карты вин:

Оформление винной картыдолжно соответствовать стилю и гастрономическим предложениям ресторана. Она должна сочетаться с меню, иметь тот же дизайн, но другой формат

Шрифты должны легко читаться. Выбор бумаги зависит от того, кто ваши потребители, и от количества вин, используемых в течение года

Чтобы карта вин была все время чистой, и ее можно было трогать руками, которыми берут хлеб, следует ее чаще менять.

Мировая практика свидетельствует, что успех ресторана на 40-60% зависит от винной карты. Главный ее принцип – все позиции без исключения должны продаваться.

В настоящее время в ресторанах применяются три типа оформления ассортимента предлагаемой алкогольной продукции.

Первый тип – это ассортиментный перечень или прейскурант (количество вин в нем обычно не превышает 30 позиций).

Второй тип называется «винной картой» и характерен для средних и крупных ресторанов, предлагающих более 50 позиций.

Третий тип характерен для престижных ресторанов, винный ассортимент которых составляет более 100 позиций и представляет собой «винную коллекцию» или «винную книгу».

Как показывает практика, наиболее распространенным и перспективным является формат «винной карты».

Вопрос составления винной карты можно отнести к вопросу оперативного планирования, он распадается на такие составляющие как: нужна винная карта или нет, сколько, по какой цене и какие вина должны в нее входить? В проблеме определения количества вин основным является принцип необходимой достаточности и соответствия следующим параметрам:

Не менее важным является определение доли вин в общих затратах по закупке. Здесь просматривается такая закономерность: 30% составляют вина коммерческие (высокооборотные, стоимость от 12$ до 25$) и 70% - вина «респектабельные», придающие значение и вес винной карте, стоимостью выше 30$. Основным параметром здесь выступает цена закупки, так как сегодня баланс цены и качества чаще всего соблюдается и импортерами и производителями.

Основную долю винной карты элитного ресторана должны составлять вина категории АОС2 (не менее 70%), для демократичного ресторана – 50-60%.

Столовые вина (VdT)3 также играют определенную роль в виной карте, их должно быть не более 5% (т.е. 2-3 наименования). Выполняют они чаще всего роль аперитивов или «вин бокала».

Резерв местных вин (производства Франции, Италии, Испании) еще не до конца раскрыт не только рестораторами, но и импортерами. Огромный потенциал сокрыт как в ставших традиционными для Новосибирска французских винах Лангедока (Vin de Pays4, DOC5 – марки Жан Поль Шене, Фортан, Барон дАриньяк), так и в местных винах Испании (Пеньясол) и Италии (марки Сартори, Зонин). В демократическом ресторане доля таких вин может составлять 30-40%. Они занимают нишу обеденных, «ланчевых» вин, вин для деловой беседы.

В вопросе этнической составляющей естественным видится преобладание вин того региона, национальную кухню которого представляет ресторан. Общемировые тенденции в региональном балансе имеют следующий вид:

Соотношение белового, розового и красного вин в карте определяется как 30:10:60, при условии, что пропорция рыбных и мясных блюд примерно соответствует 35:65.

Правильно составленную винную карту еще необходимо заставить работать. В этом аспекте актуально рассмотреть такие вопросы как:

При оформлении винной карты главным критерием должна быть ее доступность, понятность и удобство использования для потребителя. Имеет значение не только «наполненность» карты, но такие немаловажные факты как:

Последовательность записи позиций в винной карте может осуществляться в соответствии с одним из следующих принципов.

1. Напитки подразделяются на три основные группы в зависимости от принадлежности их к категории: общий раздел крепкоалкогольных напитков с делением на подгруппы (ром, виски, водка, джин, текила, горькие настойки, коньяк), раздел вин и, наконец, раздел вермутов, коктейлей и безалкогольных напитков.

2. Принцип последовательности потребления: аперитив (от фр. aperitif — «вызывающий аппетит»), основная группа вин, дижестив (от фр. digestif- «способствующий пищеварению»). Предназначение аперитивов определяет их вкусовые свойства. Они должны быть сухими и содержать тона горечи или жжения. Большинство аперитивов относится к напиткам средней крепости и крепким. Однако, в силу различия во вкусах и традиций, в качестве аперитивов используются и напитки, не вполне отвечающие такой характеристике. Аперитивом могут служить как алкогольные напитки «общего назначения», так и специально приготовленные коктейли и смеси. В группу аперитивов входят, кроме классических вермутов, шампанские и игристые вина, некоторые виды крепких напитков, которые возбуждают аппетит – водка, текила, джин, виски стандартных купажей (blend), коньяки уровня VS. Последние новации существенно расширяют аперитивную группу еще и за счет вин – крепких, специальных, сладких.

Центральное место, согласно традициям, отдается винам (белые, розовые, красные и десертные), ими гости ресторана сопровождают основные блюда.

Дижестивная группа включает в себя бренди, коньяки, ликеры. Кроме этого, согласно модным веяниям, в дижестивы входят выдержанные виски и ром.

3. Третий принцип построения винной карты основывается на группировке вин по странам. Порядок подразделов определяется в первую очередь тем, насколько широко представлена в карте продукция той или иной страны. Поскольку в классическую ресторанную карту принято включать лишь вина высших категорий качества, производимые в апелласьонах, т.е. на определенных территориях, то естественным предполагается разделение по регионам.

4. Вина, продающиеся в разлив (в большинстве случаев это 2-4 позиции) рекомендуется объединять в отдельную группу и располагать в начале карты. Иногда самые дорогие и престижные вина, составляющие гордость ресторана, перечисляются на отдельной странице. Также возможно наличие в винной карте отдельных страниц со специальными предложениями («сезонные вина», вина, связанные с тематикой ресторана или вина, включенные под какую-либо акцию ресторана).

Кроме вышеперечисленных, сегодня можно увидеть некоторые креативные варианты структуры винной карты. Например, винная карта, составленная под основное направление меню (мясо-гриль, рыбные блюда, морепродукты, салаты, десерты и пр.). Или синтез винной карты и меню: напротив каждого блюда записываются рекомендованные вина.

Какова бы не была структура винной карты, она не должна перегружать посетителя информацией и отнимать много времени на ее изучение. С другой стороны, одной из современных тенденций составления винной карты является наличие в ней краткого описания позиций. Язык описания вин должен соответствовать языку этикеток.

Описание может включать:

Описание вин может дополняться краткой аннотацией, где перечисляются основные дегустационные характеристики вина и даются рекомендации по его сочетанию с различными блюдами.

Существует ценовая стратегия при разработке меню и карты вин.

Современный маркетинг рекомендует определять цены, исходя из себестоимости, но следует принимать во внимание особенности обслуживаемых потребителей. Цены в меню могут положительно и отрицательно влиять на потребителя. Это обстоятельство может зависеть не только от его финансовых возможностей, но и даже от настроения. Потребителя устраивает, что ожидаемые цены ниже, чем окажется в меню. Меню всегда должно быть честным инструментом продаж, но с другой стороны, соответствовать естественному стремлению - получить прибыль.

При разработке стратегии цен учитываются следующие два принципа. Во-первых, высокие цены приводят к увеличению доходов и сокращению издержек, однако при этом уменьшается количество потребителей, что приводит к последующему увеличению расходов. Во-вторых, если цены низкие, то увеличивается поток потребителей, доходы остаются почти те же, сокращаются накладные расходы, но увеличиваются издержки производства. В этом случае прибыль так же остается невысокой, однако, как показывает мировая практика, это направление считается более перспективным.

Сегодня существует много методов определения цены, но важно уметь предвидеть. Рестораторы, имеющие хороший результат работы, предлагают устанавливать цену с учетом следующих параметров (соотношение условно и определяет степень влияния того или иного параметра на цену продажи), % :

Все эти факторы необходимо исследовать различными маркетинговыми методами и учитывать из калькуляции стоимости блюда и напитков.

Сигарная карта

Отдавая дань моде сегодня многие рестораны открывают специальные сигарные комнаты или клубы. Первым среди них стал Сигарный клуб ресторана «Граф Орлов» (г. Москва). Его хьюмидорная комната (комната для хранения сигар с поддержанием уровня влажности, при котором сигары могут храниться без потери качества) выполнена из ливанского кедра, в ней сигары не теряют своего истинного качества и сохраняют превосходный вкус. За гостем сохраняется право на персональную ячейку в хьюмидорной комнате. Оборудование таких комнат связано с немалыми затратами, поэтому в ресторанах наиболее востребованы все же хьюмидоры средних размеров, в которых предусмотрены отделения для разных видов сигар. Сигарная карта ресторана «Граф Орлов» насчитывает свыше 100 наименований, из них более 60 кубинских сигар, в том числе раритетный «Второй класс» из личной коллекции Фиделя Кастро. Часть сигарного ассортимента этот ресторан представляет в Москве эксклюзивно. Интересно отметить и систему общей скрытой вентиляции, которой оснащено заведение. Несмотря на то, что сигары одновременно курят несколько человек, их специфический запах и дым не мешает людям за соседними столиками

В Арт-клубе «Ностальжи» (г.Москва) также установили гигантский хьюмидор уникальной конструкции с огромным выбором сигар высшего качества. Сигарный сомелье делает из раскуривания сигары завораживающее шоу. Уникальный выбор коньяков из собственного винного погреба позволяет составить классическую сигарно-коньячную пару ценителям этого аристократического удовольствия. В таблице 4.2. приведен пример сигарной карты.

Таблица 4.2.- Сигарная карта

Cигары

Цена

Аво Домен (Доминикана)

Avo Domaine

1500

Грифинс Мадуро (Доминикана)

Griffin`S Maduro

1300

Зино Мутон Тубос №7(Гондурас)

Zino Mouton Cadet Tubos №7

800

Зино Мутон Торпедо (Гандурас)

Zino Mouton Torpedo

1100

Селекция Пирамида (Куба)

Combination Selection Piramides

1800

Фитипальди Эммо Корона (Доминикана)

Fittipaldi Emmo Corona

1000

Фитипальди Голд Торпедо (Доминикана)

Fittipaldi Gold Torpedo

1000

Коиба Рабусто (Куба)

Cohiba Robustos

1350

Коиба Сигло №4 (Куба)

Cohiba Siglо№4

1500

Коиба Сигло №6 (Куба)

Cohiba Siglo№6

2300

Сигариллы

Давидофф Мини 1 штука

Davidoff Mini

85

Фитипальди Мини 1 штука

Fittipaldi Mini

75

Кальянная карта

Последнее время, во многих ресторанах, особенно специализирующихся на восточной кухне и нетолько, стали создавать кальянные комнаты, где посетителям в декорациях арабских сказок предлагают кальянные карты. Зародившийся в Северной Африке и Азии культ курения кальяна или, на разговорном языке, «водяной трубки» сегодня приобрел всемирное распространение. Главное отличие кальяна от других приспособлений для курения в том, что под кальяном подразумевался некий сосуд, в который наливается жидкость и через который проходит дым от тлеющего "табака". Позднее самое широкое распространение кальян получил в Азии. Во многом это было связано с образом жизни аборигенов, во многом - обуславливалось наличием качественного табака. Именно там стал формироваться нынешний облик кальяна. За изготовлением каждой его части отвечали отдельные ремесленные мастерские, которые имели чёткую специализацию. Поначалу материалами служили камень и дерево, а с появлением металла кальян начал новую жизнь.

Курение кальяна – это один из самых экзотических видов потребления табака. Резко возросшая за последние несколько лет популярность кальянов стала следствием всеобщего повышения интереса к культуре Востока, его традициям, кухне, интерьеру. Кальянные комнаты в ресторанах воссоздают неподражаемую атмосферу тайны и красоты, свойственную культуре Востока. Многие рестораны, а также клубы уже включили в свои меню кальян, и его курение служит достойным завершением трапезы. Ниже приведен пример кальянной карты с указанием стоимости в рублях.

Кальянная карта

Кальян на фруктовой воде - 700 Кальян на соке - 800 Кальян на молоке - 700

Кальянные коктейли Амстердам - 1400 Молоко, абсент, табак мята, табак апельсин Июльская ночь - 1400 Амаретто, водка, табак дыня, табак красное яблоко Бразилиа - 1400 Ликёр вишня, ликёр кофе, табак кофе, табак карамель Вкусы Сладкие Дыня - Красное яблоко - Клубника - Абрикос - Кислые Лимон - Апельсин - Зелёный виноград - Пряные Роза - Кофе - Каппучино - Мята -