Товароведение однородных групп продовольственных товаров
Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Необходимость внедрения ШК возникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки и продажи товаров ускорить товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных его этапах. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций возможны ошибки.
Штриховые коды делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Внешнее отличие кода UPC от кода EAN состоит в том, что в коде UPC первая и последняя цифры чуть меньше остальных, кроме того, последняя стоит за «зеброй», как бы на отлете.
В системе EAN может использоваться код, состоящий из штрихов и 13 или 8 цифр. EAN-8 используется для маркировки упаковки и(или) товаров небольшого размера; EAN-13 наносится на любые упаковки и (или) товары, если позволяет площадь. EAN-14 применяется только для транспортной упаковки.
Штриховой код надежен благодаря четырем вариантам ширины штрихов и промежутков между ними. Каждая цифра образуется из двух штрихов и двух промежутков (пробелов), которые в свою очередь образуют четыре граничные поверхности. На несколько десятков тысяч раз считывания возможна только одна ошибка.
Подлинность товара можно определить после вычисления контрольной цифры штрихового кода. Расчет производится следующим образом:
Сложить цифры штрихового кода, стоящие на четных местах (7290000494616): 2 + 0 + 0 + 4 + 4+1 = 11.
Полученную сумму умножить на 3: 11 х 3 = 33.
Сложить числа, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 7 + 9 + 0 + 0 + 9 + 6 = 31.
Сложить числа, подсчитанные в пунктах 2 и 3: 33 + 31 = 64.
От полученной суммы отбросить десятки: получается 4.
6. Из 10 вычесть цифру, полученную в пункте 5:10 — 4 = 6. Если полученная после расчета (в пункте 6) цифра не совпадает
с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется. С января 1993 г. штриховой код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу. Цена товара, выпущенного на рынок без штрихового кода, снижается на 3—15% его стоимости. Потребители в России по вопросу информации о штриховом коде могут обратиться в ЮНИС-КАН — организацию, занимающуюся вопросами автоматического кодирования продукции. Право ставить штриховой код на товары имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в ЮНИС-КАН.
- Товароведение продовольственных товаров
- 1.1. Предмет и задачи товароведения
- 1.2. Классификация продовольственных товаров
- 1.3. Качество продовольственных товаров
- 1.4. Химический состав продовольственных товаров
- 1.5. Методы определения качества товаров
- 1.6. Хранение продовольственных товаров
- 1.7. Консервирование пищевых продуктов
- 1.8. Сертификация как подтверждение соответствия
- 1.9. Маркировка потребительских товаров
- 1.10. Основы стандартизации сущность, цели и задачи стандартизации
- Государственная (национальная) система стандартизации российской федерации (гсс рф)
- Органы и службы стандартизации российской федерации
- Межгосударственная система стандартизации (мгсс)
- Международная и региональная стандартизация
- 1.11. Штриховое кодирование товаров
- Товароведение однородных групп продовольственных товаров
- 2.1. Зерно и продукты его переработки
- 2.1.2. Крупа
- 2.1.3. Мука
- 2.1.4. Макаронные изделия
- 2.1.5. Хлеб и хлебобулочные изделия
- 2.1.6. Сухарные изделия
- 2.1.7. Бараночные изделия
- 2.2. Плодоовощные товары
- 2.2.1. Пищевая ценность свежих овощей и плодов
- Свежие овощи
- 2.2.2. Клубнеплоды
- 2.2.3. Корнеплоды
- 2.2.4. Капустные овощи
- 2.2.5. Луковые овощи
- 2.2.6. Салатно-шпинатные овощи
- 2.2.7. Пряные овощи
- 2.2.8. Десертные овощи
- 2.2.9. Тыквенные овощи
- 2.2.10. Томатные овощи
- 2.2.11. Бобовые и зерновые овощи
- Свежие плоды
- 2.2.12. Семечковые плоды
- 2.2.13. Косточковые плоды
- 2.2.14. Ягоды
- 2.2.15. Орехоплодные
- 2.2.16. Субтропические и тропические плоды
- 2.2.17. Переработанные овощи и плоды
- Сушеные овощи и плоды
- Плодовые консервы
- Быстрозамороженные плоды и овощи
- 2.2.18. Грибы свежие и переработанные
- 2.3. Вкусовые товары
- 2.3.1. Чай и чайные напитки
- 2.3.2. Кофе и кофейные напитки
- 2.3.3. Пряности
- 2.3.4. Приправы
- 2.3.5. Алкогольные напитки
- 2.3.6. Слабоалкогольные напитки
- 2.3.7. Безалкогольные напитки
- 2.3.8. Табачные изделия
- 2.4. Крахмал, сахар, мед
- 2.4.1. Крахмал
- 2.4.2. Сахар
- 2.4.3. Мед
- 2.5. Кондитерские товары
- 2.5.1. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
- 2.5.2. Шоколад и какао-порошок
- 2.5.3. Карамельные изделия
- 2.5.4. Конфетные изделия
- 2.5.5. Халва
- 2.5.6. Мучные кондитерские изделия
- 2.5.7. Восточные сладости
- 2.5.8. Кондитерские изделия специального назначения
- 2.6. Молочные товары
- 2.6.1. Молоко и сливки
- 2.6.2. Молочные консервы
- 2.6.3. Кисломолочные продукты
- 2.6.4. Масло коровье
- 2.6.5. Твердые сычужные сыры
- 2.6.6. Мягкие сычужные сыры
- 2.6.7. Рассольные сыры
- 2.6.8. Кисломолочные сыры
- 2.6.9. Переработанные сыры
- 2.6.10. Мороженое
- 2.7. Пищевые жиры
- 2.7.1. Растительные масла
- 2.7.2. Животные топленые жиры
- 2.7.3. Маргарин
- 2.7.4. Кулинарные жиры
- 2.8. Мясо и мясные продукты
- 2.8.1. Мясо убойных животных
- 2.8.2. Мясные субпродукты
- 2.8.3. Мясо фасованное
- 2.8.4. Мясо домашней птицы и дичи
- 2.8.5. Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия
- 2.8.6. Колбасные изделия
- 2.8.7. Мясные копчености
- 2.8.8. Мясные консервы
- 2.9. Яйца и яичные товары
- 2.10. Пищевые концентраты
- 2.11. Рыба и рыбные товары
- 2.11.1. Общие сведения о рыбе
- 2.11.2. Семейства важнейших промысловых рыб
- 2.11.3. Живая, охлажденная и мороженая рыба
- 2.11.4. Соленая рыба
- 2.11.5. Сушеная рыба
- 2.11.6. Вяленая рыба
- 2.11.7. Копченая рыба
- 2.11.8. Балычные изделия
- 2.11.9. Рыбные полуфабрикаты и кулинарные изделия
- 2.11.10. Икра
- 2.11.11. Нерыбное водное сырье
- 2.11.12. Рыбные консервы и пресервы
- Словарь терминов и определений