1.8. Сертификация как подтверждение соответствия
Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Сертифицированные товары пользуются большим спросом на рынке (особенно международном), чем несертифицированные, что позволяет производителям выжить в конкурентной борьбе.
К объектам сертификации относятся не только продукция, но и услуги, системы качества, персонал, рабочие места и др.
Поскольку сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия, то ниже рассматриваются некоторые термины и определения.
Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный (в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации) характер.
Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.
Сертификация — форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.
Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил, функционирования системы сертификации в целом.
Участниками сертификации могут выступать изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры).
Сертификация как процедура подтверждения соответствия направлена на достижение следующих целей:
удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
содействие потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной (обязательной сертификации) и добровольной формах (добровольной сертификации).
Обязательная сертификация является формой государственного контроля и может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т. е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Основная цель проведения обязательной сертификации товаров (работ, услуг) — подтверждение их безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий и других документов, определяемых заявителем. Основная цель проведения добровольной сертификации — обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия; реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги). Таким образом, добровольная сертификация решает более широкий круг задач и является более привлекательной и информативной для покупателя, чем обязательная.
В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом — добровольная.
Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать расширению добровольной сертификации.
На сертифицированный товар выдается сертификат соответствия — документ, системы сертификации.
Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе (рис. I).
а 6
Рис. 1. Знаки соответствия в системе ГОСТ Р: а — знак соответствия при обязательной сертификации; б — знак соответствия «Системы добровольной сертификации» Госстандарта России
Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции следует осуществлять способами, обеспечивающими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим факторам.
Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в установленном порядке. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, не более чем на 3 года.
Хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает единственным источником информации о сертификации маркировку знаком соответствия и указание в технической документации сведений о проведении сертификации, правительственный документ (Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.) допускает и такой источник информации, как копия сертификатом. Копии сертификатов может выдать орган по сертификации, выдавший подлинник, либо другой орган по сертификации при предъявлении ему подлинника. Могут использоваться также и копии сертификатов, заверенные в нотариальной конторе или предприятиями — держателями первой копии сертификатов. Госстандартом разрешено подтверждение при инспекционном контроле наличия (у продавца) путем представления товарно-накладной со штампом, на котором должны быть указаны номер регистрации сертификата, дата его выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего сертификат. Кроме этого должны быть указаны адрес, телефон и фамилия держателя сертификата-подлинника или сертификата первой копии.
Копия сертификата должна быть двусторонней, выполнена электрографическим способом и заверена подписью ответственного лица и печатью организации, на каждую копию должен ставиться штамп организации и указываться количество продукции, на которое распространяется эта копия.
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98) определил не обязательность, а возможность подтверждения соответствия установленным требованиям в форме декларации о соответствии. Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией (он постоянно расширяется), по существу содержит малоопасные виды товаров: фотообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия, сахаристые кондитерские изделия, жиры животные пищевые, изделия макаронные и пр.
Введение декларирования соответствия в России вызвано необходимостью: придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия; снижения затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции; ускорения товарооборота; создания благоприятных условий развития межгосударственной торговли и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Отличительные признаки декларации соответствия от сертификации соответствия:
процедуру соответствия (испытания) осуществляет первая сторона — поставщик компетентными испытательными лабораториями;
срок действия декларации соответствия устанавливается поставщиком, но не более чем на 3 года;
• знак соответствия не содержит кода органа по сертификации. Декларация заполняется по установленной форме и подлежит
регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке. Информация, сопровождающая товар, — это маркировка знаком соответствия и запись в сопроводительной документации о принятой и зарегистрированной декларации. Сопровождение товара копиями декларации не предусмотрено.
В ближайшей перспективе декларирование соответствия станет, как и за рубежом, преобладающей формой обязательного подтверждения соответствия.
Ответственность за нарушение правил сертификации определена Конституцией РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О техническом регулировании» и другими федеральными законами.
- Товароведение продовольственных товаров
- 1.1. Предмет и задачи товароведения
- 1.2. Классификация продовольственных товаров
- 1.3. Качество продовольственных товаров
- 1.4. Химический состав продовольственных товаров
- 1.5. Методы определения качества товаров
- 1.6. Хранение продовольственных товаров
- 1.7. Консервирование пищевых продуктов
- 1.8. Сертификация как подтверждение соответствия
- 1.9. Маркировка потребительских товаров
- 1.10. Основы стандартизации сущность, цели и задачи стандартизации
- Государственная (национальная) система стандартизации российской федерации (гсс рф)
- Органы и службы стандартизации российской федерации
- Межгосударственная система стандартизации (мгсс)
- Международная и региональная стандартизация
- 1.11. Штриховое кодирование товаров
- Товароведение однородных групп продовольственных товаров
- 2.1. Зерно и продукты его переработки
- 2.1.2. Крупа
- 2.1.3. Мука
- 2.1.4. Макаронные изделия
- 2.1.5. Хлеб и хлебобулочные изделия
- 2.1.6. Сухарные изделия
- 2.1.7. Бараночные изделия
- 2.2. Плодоовощные товары
- 2.2.1. Пищевая ценность свежих овощей и плодов
- Свежие овощи
- 2.2.2. Клубнеплоды
- 2.2.3. Корнеплоды
- 2.2.4. Капустные овощи
- 2.2.5. Луковые овощи
- 2.2.6. Салатно-шпинатные овощи
- 2.2.7. Пряные овощи
- 2.2.8. Десертные овощи
- 2.2.9. Тыквенные овощи
- 2.2.10. Томатные овощи
- 2.2.11. Бобовые и зерновые овощи
- Свежие плоды
- 2.2.12. Семечковые плоды
- 2.2.13. Косточковые плоды
- 2.2.14. Ягоды
- 2.2.15. Орехоплодные
- 2.2.16. Субтропические и тропические плоды
- 2.2.17. Переработанные овощи и плоды
- Сушеные овощи и плоды
- Плодовые консервы
- Быстрозамороженные плоды и овощи
- 2.2.18. Грибы свежие и переработанные
- 2.3. Вкусовые товары
- 2.3.1. Чай и чайные напитки
- 2.3.2. Кофе и кофейные напитки
- 2.3.3. Пряности
- 2.3.4. Приправы
- 2.3.5. Алкогольные напитки
- 2.3.6. Слабоалкогольные напитки
- 2.3.7. Безалкогольные напитки
- 2.3.8. Табачные изделия
- 2.4. Крахмал, сахар, мед
- 2.4.1. Крахмал
- 2.4.2. Сахар
- 2.4.3. Мед
- 2.5. Кондитерские товары
- 2.5.1. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
- 2.5.2. Шоколад и какао-порошок
- 2.5.3. Карамельные изделия
- 2.5.4. Конфетные изделия
- 2.5.5. Халва
- 2.5.6. Мучные кондитерские изделия
- 2.5.7. Восточные сладости
- 2.5.8. Кондитерские изделия специального назначения
- 2.6. Молочные товары
- 2.6.1. Молоко и сливки
- 2.6.2. Молочные консервы
- 2.6.3. Кисломолочные продукты
- 2.6.4. Масло коровье
- 2.6.5. Твердые сычужные сыры
- 2.6.6. Мягкие сычужные сыры
- 2.6.7. Рассольные сыры
- 2.6.8. Кисломолочные сыры
- 2.6.9. Переработанные сыры
- 2.6.10. Мороженое
- 2.7. Пищевые жиры
- 2.7.1. Растительные масла
- 2.7.2. Животные топленые жиры
- 2.7.3. Маргарин
- 2.7.4. Кулинарные жиры
- 2.8. Мясо и мясные продукты
- 2.8.1. Мясо убойных животных
- 2.8.2. Мясные субпродукты
- 2.8.3. Мясо фасованное
- 2.8.4. Мясо домашней птицы и дичи
- 2.8.5. Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия
- 2.8.6. Колбасные изделия
- 2.8.7. Мясные копчености
- 2.8.8. Мясные консервы
- 2.9. Яйца и яичные товары
- 2.10. Пищевые концентраты
- 2.11. Рыба и рыбные товары
- 2.11.1. Общие сведения о рыбе
- 2.11.2. Семейства важнейших промысловых рыб
- 2.11.3. Живая, охлажденная и мороженая рыба
- 2.11.4. Соленая рыба
- 2.11.5. Сушеная рыба
- 2.11.6. Вяленая рыба
- 2.11.7. Копченая рыба
- 2.11.8. Балычные изделия
- 2.11.9. Рыбные полуфабрикаты и кулинарные изделия
- 2.11.10. Икра
- 2.11.11. Нерыбное водное сырье
- 2.11.12. Рыбные консервы и пресервы
- Словарь терминов и определений