logo
учебник по товароведению

1.8. Сертификация как подтверждение соответствия

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответ­ствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертифи­кации продукции и услуг». Сертифицированные товары пользуются большим спросом на рынке (особенно международном), чем несертифицированные, что позволяет производителям выжить в конку­рентной борьбе.

К объектам сертификации относятся не только продукция, но и услуги, системы качества, персонал, рабочие места и др.

Поскольку сертификация является одним из видов деятельнос­ти по оценке соответствия, то ниже рассматриваются некоторые тер­мины и определения.

Оценка соответствия — прямое или косвенное опреде­ление соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия — документальное удо­стоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям тех­нических регламентов, положениям стандартов или условиям дого­воров.

Подтверждение соответствия может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный (в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации) характер.

Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществ­ляющее обязательное подтверждение соответствия.

Сертификация — форма осуществления органом по сертифика­ции подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификат соответствия — документ, удостоверя­ющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.

Знак соответствия — обозначение, служащее для инфор­мирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или националь­ному стандарту.

Система сертификации — совокупность правил выпол­нения работ по сертификации, ее участников и правил, функциони­рования системы сертификации в целом.

Участниками сертификации могут выступать изготовители про­дукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры).

Сертификация как процедура подтверждения соответствия на­правлена на достижение следующих целей:

Подтверждение соответствия может осуществляться в обязатель­ной (обязательной сертификации) и добровольной формах (добро­вольной сертификации).

Обязательная сертификация является формой государственного контроля и может осуществляться лишь в случаях, предусмотрен­ных законодательными актами РФ, т. е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Основная цель проведения обязательной сертификации товаров (работ, услуг) — подтверждение их безопас­ности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и пре­дотвращение причинения вреда имуществу потребителя Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите­лей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтвержде­ния соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, тех­нических условий и других документов, определяемых заявителем. Основная цель проведения добровольной сертификации — обеспе­чение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия; реклама продукции (услуги), соответствующей не только требова­ниям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги). Таким образом, добровольная сер­тификация решает более широкий круг задач и является более при­влекательной и информативной для покупателя, чем обязательная.

В России в настоящее время преобладает обязательная серти­фикация, за рубежом — добровольная.

Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать рас­ширению добровольной сертификации.

На сертифицированный товар выдается сертификат соответ­ствия — документ, системы сертификации.

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе (рис. I).

а 6

Рис. 1. Знаки соответствия в системе ГОСТ Р: а — знак соответствия при обязательной сертификации; б — знак соот­ветствия «Системы добровольной сертификации» Госстандарта России

Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет из­готовитель (продавец). Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Марки­рование продукции следует осуществлять способами, обеспечиваю­щими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим фак­торам.

Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистра­ции в установленном порядке. Срок действия сертификата устанав­ливает орган по сертификации, не более чем на 3 года.

Хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает единственным источником информации о сертификации маркиров­ку знаком соответствия и указание в технической документации све­дений о проведении сертификации, правительственный документ (Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.) допускает и такой источник информации, как копия сертификатом. Копии сертификатов может выдать орган по сертификации, вы­давший подлинник, либо другой орган по сертификации при предъяв­лении ему подлинника. Могут использоваться также и копии серти­фикатов, заверенные в нотариальной конторе или предприятиями — держателями первой копии сертификатов. Госстандартом разреше­но подтверждение при инспекционном контроле наличия (у про­давца) путем представления товарно-накладной со штампом, на ко­тором должны быть указаны номер регистрации сертификата, дата его выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего сер­тификат. Кроме этого должны быть указаны адрес, телефон и фа­милия держателя сертификата-подлинника или сертификата первой копии.

Копия сертификата должна быть двусторонней, выполнена элек­трографическим способом и заверена подписью ответственного лица и печатью организации, на каждую копию должен ставиться штамп организации и указываться количество продукции, на которое рас­пространяется эта копия.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98) определил не обязательность, а возможность подтверждения соответ­ствия установленным требованиям в форме декларации о соответ­ствии. Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответ­ствие которой может быть подтверждено декларацией (он постоянно расширяется), по существу содержит малоопасные виды товаров: фо­тообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия, сахари­стые кондитерские изделия, жиры животные пищевые, изделия ма­каронные и пр.

Введение декларирования соответствия в России вызвано необ­ходимостью: придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия; снижения затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции; ускорения товарооборота; создания благоприятных ус­ловий развития межгосударственной торговли и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Отличительные признаки декларации соответствия от сертифи­кации соответствия:

• знак соответствия не содержит кода органа по сертификации. Декларация заполняется по установленной форме и подлежит

регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в уста­новленном порядке. Информация, сопровождающая товар, — это маркировка знаком соответствия и запись в сопроводительной до­кументации о принятой и зарегистрированной декларации. Сопро­вождение товара копиями декларации не предусмотрено.

В ближайшей перспективе декларирование соответствия станет, как и за рубежом, преобладающей формой обязательного подтвер­ждения соответствия.

Ответственность за нарушение правил сертификации определе­на Конституцией РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О техническом регулировании» и другими федеральными законами.