logo
учебник по товароведению

1.9. Маркировка потребительских товаров

В качественной, своевременной и полной информации о това­рах нуждаются все: производитель, коммерческие структуры, поку­патель. Средствами товарной информации служат: маркировка, тех­нические документы, справочная, учебная и научная литература, рек­лама и пропаганда.

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нане­сенные на упаковку и (или) товар. В зависимости от места нанесе­ния различают маркировку производственную и торговую. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, кольеретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты и др. Носителями торго­вой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки.

Порядок и правила маркировки отдельных видов товаров отра­жаются в нормативных документах. Общим для всех товаров явля­ется то, что в маркировке должны быть отражены:

При маркировке товара на изделия и упаковку наносятся спе­циальные обозначения. Такими обозначениями, как правило, явля­ются товарный знак и знаки сопровождения.

Товарный знак — официально оформленное графическое изоб­ражение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв илислов, которое наносится на товар предприятием (фирмой) и охра­няется законом.

Товарные знаки играют важную роль в конкурентной борьбе, так как многие покупатели приобретают товар определенных предпри­ятий, ориентируясь на товарные (фирменные) знаки. Существует три основных типа обозначения этих знаков:

По степени значимости и престижности можно выделить товар­ные (фирменные) знаки: обыкновенные и престижные.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем или специальными дизайнерами с регистрацией или без.

Престижные знаки присваиваются фирмам, предприятиям за их особые заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран пре­стижные знаки (эмблемы) присуждаются как премии и фирма-лау­реат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих деловых документах, материалах, товарах.

В России до недавнего времени престижных знаков не было. Но в 1997 г. на государственном уровне было разработано Положение о программе «Сто лучших товаров России», позднее был объявлен кон­курс премии Правительства Российской Федерации; действует про­грамма «Российская марка». На основании этих программ был объявлен ежегодный конкурс среди отечественных производителей с присвоением победителям знака разной степени (рис. 2).

С 1999 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская мар­ка» с присвоением призерам престижных знаков: