logo search
Коваленко

3. Ассортимент, его виды и показатели. Ассортиментная политика.

Вопросы оптимизации ассортимента занимают важное место в маркетинговой и товароведной деятельности. Приведем лишь краткие определения, так как эта проблема подробно рассматривается в курсе маркетинга.

Показатели ассортимента-это количественное выражение свойств ассортимента.

Ассортимент – это совокупность товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, размеру, сырью, способу производства и т.п.).Ассортимент позволяет ориентироваться на отдельные виды товаров и их группы. Достигаются дополнительные воз-можности для планирования, прогнозирования, учета и очетности, определения спроса.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота. Оптимизация ассортимента ускоряет реализацию товаров, увеличивает прибыль, позволяет лучше удовлетворить спрос индивидуальных потребителей и организаций (в том числе и производства).

Различают товары простого и сложного ассортимента. Товары простого ассортимента на практике в пределах одного вид как правило, не различаются. Товары сложного ассортимента (одежда, ткани, галантерея, запасные части, металл, хозтовары и т.п.) в пределах одного вида различаются по назначению, фасонам, размерам, конструкции, материалам и другим признакам.

Ассортимент товаров должен постоянно обновляться в связи с научно-технологическим прогрессом, появлением новых сырьевых материалов и способов их обработки, прогрессивных технологий, изменениями рыночной конъюнктуры, усилением конкуренции на товарном рынке, повышением платежеспособности потребителей и др. факторами.

Ассортимент продуктов питания непрерывно претерпевает изменения, при этом возможны следующие тенденции: сокращение ассортимента, например, при условии узкой специализации предприятия; расширение ассортимента, его обновление. Суть ассортименной политики предприятия, в зависимости от поставленных задач, заключается в целенаправленном изменении ассортимента или изыскании пути его стабилизации.