logo
Коваленко

1.Товароведение как научная дисциплина, методы товароведения

Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» и означает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров, обеспечению условий их сохранения.

Объектом товароведения в условиях товарного производства являются не все продукты труда, а только те из них, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются путем купли-продажи, то есть приобретают форму товара.

Товароведение, как комплексная научная дисциплина базируется на методе диалектического познания. При этом формой конкретизации этого метода в рамках товароведения при изучении потребительных стоимостей товаров, их классификации, ассортимента, качества, потребительских свойств и т. д., является использование метода системного подхода, а также таких научных приемов и принципов, как научная абстракция, анализ и синтез, качественный и количественный анализ, единство логического и исторического, метод эксперимента, проверка теории общественной практикой и др.

В товароведении применяется также системный анализ, который включает совокупность методологических средств, используемых для построения обобщающих моделей, которые отображают все факторы и взаимосвязи реальной ситуации.

Любая самостоятельная научная дисциплина должна располагать своим понятийно-терминологическим аппаратом, определяющим более или менее однозначно важнейшие термины и понятия, которыми оперирует данная отрасль научного знания, и, в случае необходимости, дающим их развернутое толкование.

К основным категориям товароведения относятся: товар, потребительная стоимость товаров, качество товаров, информация о товаре. Каждая из основных категорий товароведения включает множество соподчиненных понятий.

Термин «продукция» имеет более широкое значение чем «товар» и практически охватывает всю продукцию сферы производства. Товары народного потребления представляют собой только ту часть продукции производства, которая предназначена для продажи населению и используется для удовлетворения его материальных и культурно-социальных потребностей. Термин «предмет потребления» означает, что предметы уже перешли в сферу потребления и, по существу, потеряли свою товарную форму.

Товароведение как комплексная научная дисциплина, пользующаяся методом системного подхода, на практике широко опирается на знания из разных областей естественных, общественных и технических наук.

Политическая экономия, изучающая закономерности проявления производственных отношений, позволяет раскрыть общественные отношения между людьми по поводу потребительной стоимости, выявить экономические рычаги ее управления.

Для изучения, измерения и формирования объективных свойств товаров исходными являются знания из области естественных наук (физики, химии, биологии и др.) и технических и технологических дисциплин (отраслевых технологий и материаловедения, сопромата и др.).

Для раскрытия основ формирования и управления субъективными свойствами товаров, кроме вышеуказанных научных дисциплин, необходимо знание таких научных дисциплин, как техническая эстетика, эргономика, психология, и др.

Знания и сведения из области различных фундаментальных и прикладных наук позволяют товароведению исследовать объективные и субъективные, естественные и общественные свойства товаров, понять закономерности их формирования и разработать методы управления качеством и ассортиментом товаров как в сфере обращения, так и в других сферах общественного производства.

Товароведение не может обойтись без сведений из области метрологии – научной дисциплины об измерениях, которая позволяет обеспечить единство, точность и надежность товароведных измерений, эффективно использовать современную измерительную технику; квалиметрии – научной дисциплины об измерении качества, методы которой позволяют количественно оценивать качество товаров; математики и статистики – научных дисциплин, позволяющих моделировать те или иные процессы, формализировать результаты экспериментов, устанавливать их вероятностную достоверность и т. д.

При изучении социально-экономических, организационных и правовых вопросов товароведение обращается к смежным областям научных знаний – менеджменту и маркетингу, статистике, гражданскому, финансовому и предпринимательскому праву и другим дисциплинам.

Методы: Научная абстракция Анализ и синтез Качественный и количественный анализ Метод эксперимента Проверка теории практикой Комплексная оценка качества товаров.

Методы оценки качества товаров

Измерительный метод (лабораторный, инструментальный) метод определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.).Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний) При проведении инструментальной оценки и использовании полученных результатов следует учитывать, что результаты измерений дают приближенное значение измеряемой величины, т.е. могут содержать погрешности. Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или затрат. Расчетный метод основан на получении информации расчетом. Показатели качества рассчитываются по математическим формулам, по параметрам, найденным другими методами, например измерительным.

Метод опытной эксплуатации является разновидностью регистрационного метода. Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Экспертный метод определения показателей качества основан на учете мнений специалистов-экспертов. Социологический метод определения показателей качества основан на сборе и анализе мнений потребителей. Статистические методы контроля и управления качеством основаны на определении значений показателей качества продукции с использовании методов теории вероятности и математической статистики.