44.Технология производства кулинарной продукции для детского питания
Питание детей имеет ряд важных отличий от питания взрослых. Дифференцированный подход к питанию ребенка предполагает выделение в детском возрасте отдельных периодов. Принято следующее деление: ранний детский период — 1...3 года, дошкольный период — 3...6 лет, период младшего школьного возраста — 6... 12 лет и период старшего школьного возраста 12...17 лет.
Питание детей в детских учреждениях, учебных заведениях, оздоровительных лагерях организуется под наблюдением медицинского персонала. Пищу дети должны принимать не менее 4 раз в день.
Дневной рацион по калорийности распределяется примерно следующим образом: завтрак 25 %, обед — 40, полдник — 15, ужин — 20 %.
Приготовление пищи для детей имеет ряд особенностей, начиная с подбора сырья и заканчивая подачей готовых блюд. Для приготовления пищи необходимо использовать только абсолютно свежие высококачественные продукты. Повышенные требования к качеству сырья объясняются особенностями детского организма, более чувствительного к внешним воздействиям по сравнению с организмом взрослого человека.
Для приготовления блюд не рекомендуется использовать гидрогенизированные жиры (маргарин, комбижиры), ограничивается применение грубых жиров (баранье и говяжье сало). Свиное сало можно включать в рацион детей старше 2 лет. Соотношение растительных масел и животных жиров должно составлять 1:1.
Мясо и мясопродукты можно включать в рацион детей в возрасте от одного года. Детям до 5 лет мясо дают 3...4 раза в неделю, детям школьного возраста — до 6 раз в неделю. Предпочтение отдают говядине, телятине, птице. Свинина и баранина должны быть нежирные. Один-два раза в неделю в меню включают блюда из печени, языка; мясные блюда чередуют по дням недели с рыбными. Количество закладываемых специй, приправ, вкусовых добавок, кофе ограничивается.
Из яиц лучше готовить паровые омлеты на водяной бане. После года ребенок может получать не только желток, но и белок.
Острые и жидкие солянки, борщи с добавлением уксуса из питания детей исключают. Рассольники готовят не очень острыми, закладку соленых огурцов уменьшают. Масса одной порции супа не должна превышать 300 г.
Для питания детей красный соус, а также соусы с добавлением острых приправ (хрен, горчица) исключаются. Рекомендуются соус белый, сметанный, молочный, томатный и др.
Для детей всех возрастных групп приготовление пищи из мясных и рыбных консервов не допускается. Не разрешается также включать в рацион детей свинокопчености, колбасные изделия (включая сосиски, сардельки), копченую и соленую рыбу.
Мясо и рыбу в основном припускают и варят. Жареные мясо и рыбу следует ограничить.
Для детей школьного возраста ассортимент мясных блюд расширяют за счет блюд из отварного, тушеного и жареного мяса.
Для учащихся ПТУ, колледжей необходимо увеличить потребление пищевых веществ на 10...15 % (в зависимости от характера учебно-производственной нагрузки).
Суточную потребность в основных пищевых веществах и энергии для учащихся различных возрастных групп определяют в соответствии с Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, разработанными Институтом питания РАМН и утвержденными Минздравом 28,05.91 № 5786-91.
Суточная масса блюд (г) для детей и подростков от 1 года до 17 лет
Блюдо |
|
| Возраст | , годы |
|
| |
1-4,5 | 1,5...3 | 3...5 | 5...7 | 7...10 | И...13 | 14...17 | |
|
| Завтрак |
|
|
|
| |
Каша или овощное | 200 | 200 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 |
блюдо |
|
|
|
|
|
|
|
Рыбное или мясное | 50 | 50 | 60 | 70 | 70 | 70 | 70 |
блюдо, омлет |
|
|
|
|
|
|
|
Кофе, молоко | 100 | 150 | 150 | 200 | 200 | 200 | 200 |
|
| Обед |
|
|
|
| |
Салат | - | 40 | 50 | 50 | 50...100 | 50...100 | 50...100 |
Суп | 100 | 150 | 200 | 250 | 400 | 400 | 400 |
Рыбное или мясное | 50 | 60 | 70 | 80 | 70 | 100 | 100 |
блюдо |
|
|
|
|
|
|
|
Гарнир | 100 | 100 | 130 | 130 | 200 | 200 | 200 |
Десерт | 100 | 100 | 150 | 150 | 100 | 200 | 200 |
|
| Полдник |
|
|
|
| |
Кефир или молоко | 150 | 150 | 200 | 200 | 250 | 250 | 250 |
Печенье, булочка | 15 | 15/45 | 25/50 | 35/60 | 40/100 | 40/100 | 100 |
Фрукты | 100 | 100 | 150 | 200 | 200 | 200 | 200 |
|
| Ужин |
|
|
|
| |
Овощное блюдо | 180 | 200 | 200 | 200 | 150 | 150 | 150 |
или каша |
|
|
|
|
|
|
|
Кефир или молоко | 100 | 150 | 150 | 150 | 200 | 200 | 200 |
Хлеб на весь день: |
|
|
|
|
|
|
|
пшеничный | 40 | 70 | НО | ПО | 200 | 200 | 200 |
ржаной | 10 | 30 | 60 | 60 | 100 | 100 | 100 |
Примерная масса | 1100... | 1300... | 1400... | 1500... | 1600... | 2100... | 2400... |
суточного рациона | 1200 | 1500 | 1500 | 1600 | 1700 | 2300 | 2700 |
На десерт рекомендуется подавать свежие ягоды и фрукты, компоты и кисели из свежих, консервированных фруктов, бахчевые, сладкие пудинги, кремы.
При организации питания детей рекомендуется витаминизировать пищу путем максимального использования свежих овощей, зелени, витаминизированных напитков без консервантов и пищевых добавок, концентратов напитка «Золотой шар», добавления в компоты и кисели отвара шиповника и черносмородинового сока. Из этих же соображений рекомендуется подавать ржаной хлеб.
Мучные кондитерские изделия должны быть приготовлены в основном из дрожжевого теста. Необходимо помнить, что в печенье фабричного производства так же, как и в песочном, вырабатываемом на предприятиях общественного питания, полностью отсутствуют витамины В) и В2. Они разрушаются в щелочной среде под действием химических разрыхлителей (сода, углекислый аммоний).
При составлении меню необходимо обеспечивать разнообразие пищи. Например, если на первое предусмотрен молочный суп, то на второе нельзя подавать молочную кашу или на третье — молочный кисель. Если на первое подан рыбный суп, то на второе лучше приготовить мясо или овощи. Разнообразие пищи достигается правильным подбором гарниров и соусов. Например, если на первое подан суп картофельный, то на гарнир ко второму блюду рекомендуют зеленый горошек с морковью, отварной рис и т. д.
- 1.Товароведение как научная дисциплина, методы товароведения
- 2. Стандартизация и сертификация продовольственных товаров.
- 3. Ассортимент, его виды и показатели. Ассортиментная политика.
- 4. Информация о товаре.
- 5.Пищевая ценность и потребительские достоинства пищевых продуктов
- 6, Понятие пищевой и биологической ценности продукта.
- 7.Формула сбалансированного питания; усвояемость пищевых продуктов.
- Химический состав пищевых продуктов.
- 9, Энергетическая ценность пищевых продуктов; расчет энергетической ценности.
- 10. Физиологическая ценность пищевых продуктов.
- 11, Органолептическая ценность пищевых продуктов
- 12Понятие пищевой, биологической и физиологической ценности пищевых продуктов.
- 13, Товароведческая характеристика и экспертиза качества свежих плодов и овощей.
- 3.1 Клубнеплоды
- 3.1.1 Картофель
- 3.2 Корнеплоды
- 3.3 Луковые овощи
- 3.4 Капустные овощи
- 3.5 Десертные овощи
- 3.6 Пряные овощи
- 3.7 Томатные овощи
- 3.8 Тыквенные овощи
- 14, Товароведческая характеристика и экспертиза качества мясопродуктов.
- 9.2. Колбасные изделия
- 9.3. Мясокопчености
- 15,Товароведческая характеристика и экспертиза качества рыбы и рыбных продуктов.
- 16,Товароведческая характеристика и экспертиза качества пищевых жиров.
- 17, Товароведческая характеристика и экспертиза качества молока и молочных продуктов.
- 18.Товароведческая характеристика и экспертиза качества вкусовых товаров.
- 19, Товароведческая характеристика и экспертиза качества переработанных плодов и овощей
- 20, Товароведческая характеристика и экспертиза качества мучных изделий
- 21, Товароведческая характеристика мяса.
- 22,Товароведческая характеристика молока
- 23 Товароведческая характеристика и экспертиза качества кондитерских изделий.
- 24. . Технология производства кулинарной продукции из рубленного мяса.
- 25. Технология производства кулинарной продукции из круп
- 27. Технология соусов (горячих)
- 28. Изменение белков и других азотистых веществ при кулинарной обработке продуктов.
- 29.Изменения углеводов (сахара, крахмала) при кулинарной обработке продуктов
- 30. Изменение пищевых жиров при кулинарной обработке продуктов.
- 31. Изменение содержания в продуктах воды и сухих веществ при кулинарной обработке.
- 32. Изменение витаминов при кулинарной обработке продуктов.
- 33. Образование новых вкусовых и ароматических веществ при кулинарной обработке продуктов.
- 34. Образование новых красящих веществ при кулинарной обработке.
- 35. Технология приготовления супов (запрвочные)
- Супы заправочные. Отличительная особенность супов этой группы — наличие пассерованных овощей. Во многие супы вводят пассерованное томатное пюре, иногда щи и борщи заправляют мучной пассеровкой.
- 36. Технология приготовления холодные соусы и заправки.
- 37. Технология производства кулинарной продукции из картофеля.
- 38. Технология приготовления кулинарной продукции из овощей и грибов.
- 39. Технология производства кулинарной продукции из бобовых и макаронных изделий.
- 40.Технология производства кулинарной продукции из мяса и мясопродуктов.
- 41.Технология производства кулинарной продукции из с/х птицы.
- 42. Технология производства кулинарной продукции из рыбы и морепродуктов.
- 43. Технология производства кулинарной продукции из яиц и творога.
- 44.Технология производства кулинарной продукции для детского питания
- 45.Технология производства кулинарной продукции для диетического питании.
- 46. Лечебно-профилактическое питание
- 47. Холодные блюда и закуски.
- 48. Сладкие блюда и напитки.
- 49. Технология приготовления охлажденной и быстрозамороженной кулинарной продукции.
- 50. Технология мучных кулинарных изделий
- 51. Технология приготовления гарниров
- 52. Технология мучных кондитерских изделий.
- 53. Технология приготовления супов (супы-пюре, супы прозрачные).