18.Товароведческая характеристика и экспертиза качества вкусовых товаров.
Группа вкусовых товаров включает разнообразные продукты, преимущественно растительного происхождения, потребление которых в обычном общеприятом количестве не приводит к обогащению рациона важнейшими нутриентами и, следовательно, не является жизненно необходимым. Вместе с этим данные продукты содержат соединения, оказывающие определенное воздействие на организм человека в целом или отдельные его системы, прежде всего на пищеварительную.
Вкусовые продукты подразделяются на продукты общего действия (алкогольные и слабоалкогольные напитки, чай, кофе) и местного действия (пряности, специи, безалкогольные напитки, жевательная резинка), оказыващие воздействие в основном на желудочно-кишечный тракт.
Алкогольные:
высокоградусные до 96% спирта;
крепкие от 31 до 65% спирта;
среднеалкогольные от 9 до 30%;
слабоалкогольные от 1,5 до 8%.
Крепкоалкогольные: водка, различают обыкновенные и особые. По качеству мягкий вкус, характерный запах, бесцветный.
Коньяк, ром и виски: различают:
ординарные- выдержка от 3 до 5 лет
марочные-выдержка свыше 5 лет
колекционные- более 10 лет.
К среднеалкогольным относят ликеры, наливки, вина, коктейли.
Наливки получают купажированием. Подразделяют наливки на:
сладкие и полусладкие (добавляют сахарный сироп) и горькие.
Пунши изготавливают на основе 5 компонентов: воды, сахара, рома, чая и лимонного сока.
Виноградные вина. В зависимости от качества и срока выдержки виноградные вина подразделяют на ординарные, марочные и коллекционные. По цвету: белые, розовые, красные. В зависимости от особенностей технологии вина подразделяют на столовые (сухие, полусухие, полусладкие). Крепленые (крепкие и десертные). Десертные подразделяют:сладкие полусладкие и ликерные.
Ароматные вина: ароматные, игривые.
Отечественное шампанское делят в зависимости от содержания сахара:брют, самое сухое, сухое, полусухое сладкое и полусладкое.
Пиво. В зависимости от вида трафей получают пиво низшего брожения и пиво верхнего брожения. По цвету пиво светлое, темное или полутемное. По каличеству пива: безалкогольное, слабоалкогольное и крепкое. Главные показатели качества запах, цвет, прозрачность, пористость, стойкость пены.
Безалкогольные напитки: минеральная вода, заг.напитки, а также плодово ягодные соки, морсы и сиропы.
Чай — это продукт, получаемый путем технологической обработки флеши чайного куста. Чай относится к тропическим вечнозеленым многолетним растениям семейства чайных. Европейская классификация осуществляется по способу обработки: зеленый чай; красный чай; желтый чай; чаи с добавками. При экспертизе чая проводят проверку сопроводительных документов, состояния упаковки и правильность маркировки. Отбирают выборку для оценки качества чая в соответствии с размером партии.
Качество чая определяют по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям и показателям безопасности.
Кофе относится к вкучсовым продуктам общего действия. Потребление его усиливает выделение пищеварительных соков и тем самым способствует лучшему пищеварению и усвоению пищи. Кофе используются для производства следующих основных видов продукции: натуральный жареный в зернах и молотый; растворимый; напитки, содержащие натуральный кофе.
Экспертиза кофе включает проверку сопроводительных документов, состояния упаковки и маркировки, анализ показателей качества (органолептических, физико-химических, микробиологических и показателей безопасности). Для проверки показателей качества продукции из отобранных единиц транспортной тары берут случайную выборку – определенное количество упакованных единиц массой не менее 1,5кг.
Органолептические показатели натурального жареного кофе – это внешний вид, вкус и аромат, а растворимого кофе – еще и цвет.
При характеристике внешнего вида кофе натурального жареного в зернах обращают внимание на однородность и равномерность обжаривания зерен. Кофе молотый должен представлять собой порошок коричневого цвета с включением обо-лочек кофейных зерен.
Вкус кофе оценивают только в экстракте после заваривания. Аромат кофе определяют в сухом продукте и в экстракте. Для определения вкуса кофе экстракт пьют небольшими глотками и фиксируют первые вкусовые ощущения.
Вкус кофе характеризуется терминами: пустой, травя-нистый, вяжущий, горький, бархатный, винный, полный, при-ятный, нежный, острый, грубый и др.
Для оценки аромата кофе экстракт подносят к носу и делают вдох. Хороший кофе отличается тонким ароматом, характерным для нормально обжаренных зерен.
Пряности — продукты растительного происхождения, содержащие большое количество ароматических или специфических веществ. Их используют в очень небольших количествах для придания различным блюдам и изделиям своеобразного вкуса и аромата.
Пряности классифицируют на следующие группы: плоды (перец всех видов, кардамон, ваниль, тмин, анис, бадьян, кориандр); семена (мускатный орех, горчица); цветы (гвоздика, шафран, каперсы); кора (корица); листья (лавровый лист); корни (имбирь). Пряности используют в питании преимущественно в сушеном виде. Иногда к пряностям относят пряные овощи — укроп, чабер, петрушка, эстрагон, майоран и корнеща хрена. Они поступают в продажу обычно в свежем виде.
В перечень показателей качества пряностей входят влажность, массовая доля эфирных масел, золы, металлических и посторонних примесей. Нормируются также показатели безопасности и микробиологической чмстоты. Отбор проб пряностей и подготовку их к проведению анализов осуществляют в соответствии с нормативными документами на конкретную продукцию.
Требования к качеству пряностей по органолептичесикм и физико-химическим показателям рассмотрены при характеристике каждого вида товара.
По безопасности пряности должны соответствовать след. Требованиям:
Радионуклиды, Бк/кг(1-00-200)
Токсические элементы(0.2 – 5,0)
- 1.Товароведение как научная дисциплина, методы товароведения
- 2. Стандартизация и сертификация продовольственных товаров.
- 3. Ассортимент, его виды и показатели. Ассортиментная политика.
- 4. Информация о товаре.
- 5.Пищевая ценность и потребительские достоинства пищевых продуктов
- 6, Понятие пищевой и биологической ценности продукта.
- 7.Формула сбалансированного питания; усвояемость пищевых продуктов.
- Химический состав пищевых продуктов.
- 9, Энергетическая ценность пищевых продуктов; расчет энергетической ценности.
- 10. Физиологическая ценность пищевых продуктов.
- 11, Органолептическая ценность пищевых продуктов
- 12Понятие пищевой, биологической и физиологической ценности пищевых продуктов.
- 13, Товароведческая характеристика и экспертиза качества свежих плодов и овощей.
- 3.1 Клубнеплоды
- 3.1.1 Картофель
- 3.2 Корнеплоды
- 3.3 Луковые овощи
- 3.4 Капустные овощи
- 3.5 Десертные овощи
- 3.6 Пряные овощи
- 3.7 Томатные овощи
- 3.8 Тыквенные овощи
- 14, Товароведческая характеристика и экспертиза качества мясопродуктов.
- 9.2. Колбасные изделия
- 9.3. Мясокопчености
- 15,Товароведческая характеристика и экспертиза качества рыбы и рыбных продуктов.
- 16,Товароведческая характеристика и экспертиза качества пищевых жиров.
- 17, Товароведческая характеристика и экспертиза качества молока и молочных продуктов.
- 18.Товароведческая характеристика и экспертиза качества вкусовых товаров.
- 19, Товароведческая характеристика и экспертиза качества переработанных плодов и овощей
- 20, Товароведческая характеристика и экспертиза качества мучных изделий
- 21, Товароведческая характеристика мяса.
- 22,Товароведческая характеристика молока
- 23 Товароведческая характеристика и экспертиза качества кондитерских изделий.
- 24. . Технология производства кулинарной продукции из рубленного мяса.
- 25. Технология производства кулинарной продукции из круп
- 27. Технология соусов (горячих)
- 28. Изменение белков и других азотистых веществ при кулинарной обработке продуктов.
- 29.Изменения углеводов (сахара, крахмала) при кулинарной обработке продуктов
- 30. Изменение пищевых жиров при кулинарной обработке продуктов.
- 31. Изменение содержания в продуктах воды и сухих веществ при кулинарной обработке.
- 32. Изменение витаминов при кулинарной обработке продуктов.
- 33. Образование новых вкусовых и ароматических веществ при кулинарной обработке продуктов.
- 34. Образование новых красящих веществ при кулинарной обработке.
- 35. Технология приготовления супов (запрвочные)
- Супы заправочные. Отличительная особенность супов этой группы — наличие пассерованных овощей. Во многие супы вводят пассерованное томатное пюре, иногда щи и борщи заправляют мучной пассеровкой.
- 36. Технология приготовления холодные соусы и заправки.
- 37. Технология производства кулинарной продукции из картофеля.
- 38. Технология приготовления кулинарной продукции из овощей и грибов.
- 39. Технология производства кулинарной продукции из бобовых и макаронных изделий.
- 40.Технология производства кулинарной продукции из мяса и мясопродуктов.
- 41.Технология производства кулинарной продукции из с/х птицы.
- 42. Технология производства кулинарной продукции из рыбы и морепродуктов.
- 43. Технология производства кулинарной продукции из яиц и творога.
- 44.Технология производства кулинарной продукции для детского питания
- 45.Технология производства кулинарной продукции для диетического питании.
- 46. Лечебно-профилактическое питание
- 47. Холодные блюда и закуски.
- 48. Сладкие блюда и напитки.
- 49. Технология приготовления охлажденной и быстрозамороженной кулинарной продукции.
- 50. Технология мучных кулинарных изделий
- 51. Технология приготовления гарниров
- 52. Технология мучных кондитерских изделий.
- 53. Технология приготовления супов (супы-пюре, супы прозрачные).