1.5. Методы определения качества товаров
В зависимости от средств анализа и измерения показатели качества определяют органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительным, регистрационным, расчетным или социологическим методами.
Органолептический метод — это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такой оценки зависят от квалификации, навыков и способностей работника, а также от условий проведения анализа. Достоинства органолептического метода: дешевый, быстрый, доступный, а недостатком является субъективность (неточность).
В определении качества пищевых продуктов важную роль играет зрение (зрительные ощущения). Оценка осуществляется в определенной последовательности и при соблюдении необходимых условий. Сначала осматривают товар снаружи и проверяют сопроводительные документы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность и другие свойства. Внешний вид характеризует общее зрительное впечатление о продукте, а цвет — впечатление, вызванное отраженными световыми лучами видимого света. После этого определяют запах, консистенцию и, наконец, оценивают вкус (сочность, крошливость, вкусность). Цвет (окраску) продукта определяют по эталонам (жареный кофе), по цветовой шкале (чай) или по специальным прописям (вино). Блеск характеризуется способностью продукта отражать большую часть лучей и зависит от гладкости его поверхности (например, блеск или люстр крахмальных зерен). Прозрачность определяют у жидких продуктов (вино, соки), при этом оценивают степень прохождения света через слой жидкости определенной толщины, отмечают содержание осадка или мути. Визуально определяют также наличие на поверхности продукта плесени или слизи, характер рисунка поверхности или разреза, наличие посторонних включений, признаков брожения и т. п.
С помощью обоняния определяют такие свойства товара, как запах, аромат, букет. Запах определяется при возбуждении рецепторов обоняния, расположенных в самой верхней части носовой полости. Поскольку ротовая полость сообщается с носовой, то обонятельное ощущение часто сливается с вкусовым. Интенсивность запаха зависит от количества выделяемых из продукта летучих веществ и от его химической природы. Для лучшего восприятия запаха создают условия, способствующие испарению пахучих веществ, например увеличивают поверхность или повышают температуру продукта. Так, запах растительного масла определяют после растирания его по тыльной стороне ладони, а запах муки и крупы — после согревания их в ладони дыханием; запах муки устанавливают и после некоторого настаивания ее в теплойводе. При определении запаха продуктов с плотной консистенцией (мяса, рыбы) применяют «пробу иглой» или «пробу на нож». При этом деревянную иглу или подогретый нож вводят глубоко в те части продукта, которые наиболее подвержены порче, и после извлечения быстро определяют запах.
Осязательными (тактильными) ощущениями определяют консистенцию, температуру, особенности физической структуры продукта, степень его измельчения и некоторые другие свойства. Консистенцию проверяют прикосновением к продукту рукой, легким прощупыванием продукта указательным и большим пальцами, а также приложением усилий — нажатием, надавливанием, прокалыванием, разрезанием (фарш, желе, мясо, джем), размазыванием (паштет, повидло, джем), разжевыванием (хруст капусты, огурцов, сухарей), постукиванием мороженных товаров. С помощью осязания можно получить представление об упругости охлажденных мяса и рыбы или клейковины пшеничного теста, о пропеченности мякиша хлеба, степени измельчения муки. При оценке консистенции учитывают нежность, сочность, упругость, твердость, рассыпчатость, крошливость, мягкость, однородность, присутствие твердых частиц (например, крупинок в паштете или песка в томатопродуктах).
Вкус и вкусовые ощущения имеют наибольшее значение при оценке качества товаров. Вкус — это ощущение, которое возникает при возбуждении вкусовых рецепторов, расположенных во вкусовых сосочках слизистой оболочки верхней стороны языка. Вкус вызывают только вещества, растворимые в воде или слюне, а на вкусовые ощущения оказывают влияние также консистенция и запах продукта. Различают четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый и соленый. Они образуют сложные вкусы — кисло-сладкий (вкус плодов и ягод), кисло-соленый (квашеных овощей), сладковато-горький (шоколада). Вкусовые ощущения могут быть различными: вкус вяжущий, острый, терпкий, едкий, освежающий, жгучий, маслянистый, мучнистый.
Вкус и вкусовые ощущения зависят от температуры их определения. Сладкий вкус лучше проявляется при температуре 37"С, соленый — при 18, а горький — при 10°С. При температуре 0°С вкусовые ощущения резко ослабевают или исчезают. Поэтому рекомендуется определять вкус продукта при температуре 20—40^.
Звуковыми и слуховыми ощущениями пользуются при оценке зрелости арбузов, при определении насыщенности шампанского и газированных напитков углекислым газом и в некоторых других случаях.
Балльный способ оценки — обозначение показателей качества с помощью условной системы баллов. Пользуются им обычно для выражения показателей качества, определяемых органолептически. В нашей стране приняты 10-, 20- и 100-балльная системы. Сущность их заключается в том, что важнейшие качественные признаки оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от их значимости. При наличии в товаре дефектов делается соответствующая скидка баллов. Результаты балльной оценки суммируются. В зависимости от общей суммы баллов (в том числе по вкусу и запаху) устанавливается товарный сорт продукта. Важнейшими показателями являются вкус и запах продукта, на которые выделяют от 40 до 50% всех баллов. По другим показателям баллы распределяются в соответствии с весомостьюпоказателей в образовании качества данного продукта. Например, коровье масло оценивается по 20-балльной системе, при этом вкусу и запаху отводится 10 баллов, внешнему виду и консистенции — 5, цвету — 2, упаковке и маркировке — 3 балла. Общая балльная оценка коровьего масла высшего сорта находится в пределах 13—20 баллов, в том числе оценка по вкусу и запаху должна быть не менее 6 баллов, а ограничительные баллы для масла 1-го сорта составляют 6—12, в том числе по вкусу и запаху — 2 балла.
Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для выявления химического состава, безвредности, пищевого достоинства пищевых продуктов, используются физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические методы исследования. Достоинством лабораторных методов является точность результатов.
Экспертный метод — это метод определения показателей качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по оцениваемой продукции — ученые, конструкторы, дизайнеры, технологи, а также товароведы и другие работники торговли.
Измерительный метод применяют для определения показателей качества с помощью различных приборов, аппаратуры, химических реактивов и посуды. Этот метод требует специально оборудованного помещения и подготовленных для проведения анализа людей.
С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных данных, например количества дефектной тары или дефектных изделий в партии товара при приемке, хранении и реализации, при инвентаризации товарно-материальных ценностей.
При расчетном методе показатели качества определяют на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.
При социологическом методе показатели качества продукции определяют на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Отношение потребителей к качеству продукции выявляется путем учета заполненных ими анкет-вопросников, а также путем организации покупательских конференций, выставок-продаж, дегустаций и других мероприятий.
- Товароведение продовольственных товаров
- 1.1. Предмет и задачи товароведения
- 1.2. Классификация продовольственных товаров
- 1.3. Качество продовольственных товаров
- 1.4. Химический состав продовольственных товаров
- 1.5. Методы определения качества товаров
- 1.6. Хранение продовольственных товаров
- 1.7. Консервирование пищевых продуктов
- 1.8. Сертификация как подтверждение соответствия
- 1.9. Маркировка потребительских товаров
- 1.10. Основы стандартизации сущность, цели и задачи стандартизации
- Государственная (национальная) система стандартизации российской федерации (гсс рф)
- Органы и службы стандартизации российской федерации
- Межгосударственная система стандартизации (мгсс)
- Международная и региональная стандартизация
- 1.11. Штриховое кодирование товаров
- Товароведение однородных групп продовольственных товаров
- 2.1. Зерно и продукты его переработки
- 2.1.2. Крупа
- 2.1.3. Мука
- 2.1.4. Макаронные изделия
- 2.1.5. Хлеб и хлебобулочные изделия
- 2.1.6. Сухарные изделия
- 2.1.7. Бараночные изделия
- 2.2. Плодоовощные товары
- 2.2.1. Пищевая ценность свежих овощей и плодов
- Свежие овощи
- 2.2.2. Клубнеплоды
- 2.2.3. Корнеплоды
- 2.2.4. Капустные овощи
- 2.2.5. Луковые овощи
- 2.2.6. Салатно-шпинатные овощи
- 2.2.7. Пряные овощи
- 2.2.8. Десертные овощи
- 2.2.9. Тыквенные овощи
- 2.2.10. Томатные овощи
- 2.2.11. Бобовые и зерновые овощи
- Свежие плоды
- 2.2.12. Семечковые плоды
- 2.2.13. Косточковые плоды
- 2.2.14. Ягоды
- 2.2.15. Орехоплодные
- 2.2.16. Субтропические и тропические плоды
- 2.2.17. Переработанные овощи и плоды
- Сушеные овощи и плоды
- Плодовые консервы
- Быстрозамороженные плоды и овощи
- 2.2.18. Грибы свежие и переработанные
- 2.3. Вкусовые товары
- 2.3.1. Чай и чайные напитки
- 2.3.2. Кофе и кофейные напитки
- 2.3.3. Пряности
- 2.3.4. Приправы
- 2.3.5. Алкогольные напитки
- 2.3.6. Слабоалкогольные напитки
- 2.3.7. Безалкогольные напитки
- 2.3.8. Табачные изделия
- 2.4. Крахмал, сахар, мед
- 2.4.1. Крахмал
- 2.4.2. Сахар
- 2.4.3. Мед
- 2.5. Кондитерские товары
- 2.5.1. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
- 2.5.2. Шоколад и какао-порошок
- 2.5.3. Карамельные изделия
- 2.5.4. Конфетные изделия
- 2.5.5. Халва
- 2.5.6. Мучные кондитерские изделия
- 2.5.7. Восточные сладости
- 2.5.8. Кондитерские изделия специального назначения
- 2.6. Молочные товары
- 2.6.1. Молоко и сливки
- 2.6.2. Молочные консервы
- 2.6.3. Кисломолочные продукты
- 2.6.4. Масло коровье
- 2.6.5. Твердые сычужные сыры
- 2.6.6. Мягкие сычужные сыры
- 2.6.7. Рассольные сыры
- 2.6.8. Кисломолочные сыры
- 2.6.9. Переработанные сыры
- 2.6.10. Мороженое
- 2.7. Пищевые жиры
- 2.7.1. Растительные масла
- 2.7.2. Животные топленые жиры
- 2.7.3. Маргарин
- 2.7.4. Кулинарные жиры
- 2.8. Мясо и мясные продукты
- 2.8.1. Мясо убойных животных
- 2.8.2. Мясные субпродукты
- 2.8.3. Мясо фасованное
- 2.8.4. Мясо домашней птицы и дичи
- 2.8.5. Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия
- 2.8.6. Колбасные изделия
- 2.8.7. Мясные копчености
- 2.8.8. Мясные консервы
- 2.9. Яйца и яичные товары
- 2.10. Пищевые концентраты
- 2.11. Рыба и рыбные товары
- 2.11.1. Общие сведения о рыбе
- 2.11.2. Семейства важнейших промысловых рыб
- 2.11.3. Живая, охлажденная и мороженая рыба
- 2.11.4. Соленая рыба
- 2.11.5. Сушеная рыба
- 2.11.6. Вяленая рыба
- 2.11.7. Копченая рыба
- 2.11.8. Балычные изделия
- 2.11.9. Рыбные полуфабрикаты и кулинарные изделия
- 2.11.10. Икра
- 2.11.11. Нерыбное водное сырье
- 2.11.12. Рыбные консервы и пресервы
- Словарь терминов и определений